Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2011 года город Гаджиево
Гаджиевский гарнизонный военный суд под председательством судьи СИЗОВА И.В., при секретаре ШИМБУЕВОЙ Е.В., с участием помощника военного прокурора лейтенанта юстиции ЗВЯГИНЦЕВА А.М., заявителя КАЗАНЦЕВА Д.С., представителя Командующего Северным флотом ДУМАНСКОГО В.И. и командира войсковой части 00000 РЕПЕНКОВА А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 капитан-лейтенанта запаса КАЗАНЦЕВА Дмитрия Сергеевича об оспаривании действий Командующего Северным флотом и командира войсковой части 00000, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава части без обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства,
У С Т А Н О В И Л :
Приказом Командующего Северным флотом от 05 июля 2010 года КАЗАНЦЕВ уволен с военной службы в запас на основании подп.«а» п.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) и приказом командира войсковой части 00000 от 08 февраля 2011 года исключен из списков личного состава воинской части.
03 марта 2011 года КАЗАНЦЕВ обратился в военный суд с заявлением, оспаривая действия Командующего Северным флотом и командира войсковой части 00000, связанные с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части без обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства.
В своем заявлении КАЗАНЦЕВ указал, что ранее проходил службу в распоряжении командира войсковой части 00000. 07 июля 2008 года решением жилищной комиссии войсковой части 00000 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с избранием постоянного места жительства в городе Санкт-Петербурге. 09 июня 2010 года он обратился с рапортом к командиру войсковой части 00000 об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в котором изложил свою просьбу не исключать из списков личного состава части до предоставления государственного жилищного сертификата. 05 июля 2010 года приказом Командующего Северным флотом он был уволен с военной службы на основании подп.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Однако к моменту его увольнения должностными лицами не было принято какое-либо решение об обеспечении жильем в избранном после увольнения с военной службы месте жительства. Более того, истек срок действия заключенного им с Минобороны РФ контракта. С приказом об увольнении он ознакомился лишь 07 декабря 2010 года. Он полагает, что основание увольнения Командующим Северным флотом избрано неверно, поскольку он должен был быть уволен по окончанию срока контракта, а не в связи с организационно-штатными мероприятиями. 22 декабря 2010 года, он согласившись с предложением Департамента жилищного обеспечения МО РФ от №0013203 о распределении ему жилья в городе Санкт-Петербурге, направил в указанное учреждение подтверждающие согласие документы. 08 февраля 2011 года приказом командира войсковой части 00000 он, КАЗАНЦЕВ, исключен из списков личного состава части. Вместе с тем, на момент исключения из списков личного состава части обещанная ему квартира так и не была предоставлена, договор социального найма на указанное жильё он не заключал. Он продолжает проживать по месту прохождения военной службы в служебной квартире, площадь которой не соответствует социальным нормам предоставления жилья по численности членов его семьи. По мнению заявителя, увольнение с военной службы и исключение его из списков личного состава войсковой части 00000 произведено преждевременно, поэтому он подлежит восстановлению на военной службе до надлежащего обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства, то есть после заключения договора социального найма на указанное жильё. Он считает, что приказы Командующего Северным флотом и командира войсковой части 00000, соответственно - от 5 июля 2010 года и от 08 февраля 2011 года, – незаконны и подлежат отмене. Также, КАЗАНЦЕВ полагает, что ст.23 ФЗ «О статусе военнослужащих» запрещает увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем и, в отличие от п.17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, не разделяет способы такого обеспечения, предусмотренные статьей 15 названного закона, а именно путем получения жилья по месту военной службы, с помощью жилищного сертификата либо в избранном постоянном месте жительства.
В судебном заседании заявитель, настаивая на заявленных требованиях, просили суд полностью их удовлетворить.
Одновременно КАЗАНЦЕВ просил суд взыскать с ответчиков в его пользу судебные издержки, понесенные им при уплате государственной пошлины, в размере 200 рублей.
Представители ответчиков, Командующего Северным флотом и командира войсковой части 00000, ДУМАНСКИЙ и РЕПЕНКОВ с требованиями заявителя не согласились и просили суд отказать в их удовлетворении.
При этом РЕПЕНКОВ пояснил, что КАЗАНЦЕВУ в период прохождения военной службы распределено жилье в избранном после увольнения месте жительства, а на момент исключения из списков личного состава части заявитель вместе с семьей обеспечен жильем по прежнему месту службы, где и проживает в настоящее время. Поэтому у командира войсковой части 00000 не имелось препятствий в исключении заявителя из списков части.
Представитель Командующего Северным флотом ДУМАНСКИЙ показал, что Командующий Северным флотом, изучив представление об увольнении КАЗАНЦЕВА с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, принял законное решение об увольнении заявителя с военной службы с оставлением его в списках личного состава войсковой части 00000 до обеспечения жильем в избранном после увольнения месте жительства. После принятия Командующим Северным флотом решения о досрочном увольнении заявителя с военной службы статус КАЗАНЦЕВА не изменился, поскольку тот как до издания приказа об увольнении, так и после него, находился в распоряжении командира войсковой части 00000 и получал денежное довольствие в соответствии с п.46 Порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием, утвержденного приказом МО РФ от 30 июня 2006 года №200, то есть как военнослужащий, находящийся в распоряжении. До исключения 08 февраля 2011 года из списков личного состава воинской части КАЗАНЦЕВ состоял на военной службе и обеспечивался всеми положенными видами довольствия, проживая в отдельной муниципальной квартире. Каких-либо нарушений жилищных прав КАЗАНЦЕВА при его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава части Командующий Северным флотом и командир войсковой части 00000 не допустило.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны и мнение помощника военного прокурора ЗВЯГИНЦЕВА, полагавшего признать требования КАЗАНЦЕВА необоснованными, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из ч.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.23 названного закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в случае обеспечения гражданина жильем по месту службы и изъявления им желания получить таковое после увольнения с военной службы в избранном месте жительства закон не предусматривает запрета на увольнение такого военнослужащего.
Одновременно, закон запрещает увольнение только военнослужащих, изъявивших желание получить жильё в избранном месте жительства, у которых вообще отсутствует какое-либо жильё.
Перед увольнением военнослужащего с военной службы командованием части должны быть проверены жилищные условия военнослужащего (принадлежность жилья к тому или иному виду жилищного фонда, обеспеченность жилой площадью на одного человека и т.д.) на основании предоставленных им документов (выписок из домовой книги, копий лицевых счетов, документов о проверке жилищных условий и др.).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 00000 от 07 июля 2008 года №16 КАЗАНЦЕВ признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в базу данных компьютерного учета войсковой части 00000.
Протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 00000 от 28 июля 2008 года №20 КАЗАНЦЕВ включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата в городе Санкт-Петербурге.
09 июня 2010 года КАЗАНЦЕВ обратился с рапортом к командиру войсковой части 00000 об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Из данного рапорта усматривается, что заявитель по нормам законодательства надлежащим образом обеспечен жильем по месту службы. В указанном рапорте КАЗАНЦЕВ выразил просьбу не исключать его из списков личного состава части до выдачи государственного жилищного сертификата.
Такие же сведения КАЗАНЦЕВ довел лично командиру войсковой части 00000 и при проведении с ним беседы 09 июня 2010 года, что следует из соответствующего листа беседы.
05 июля 2010 года приказом Командующего Северным флотом КАЗАНЦЕВ, имеющий свыше 12 календарных лет выслуги на военной службе, уволен с неё в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, то есть на основании п.п.«а» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
15 ноября 2010 года за исх. № 0012124 Департаментом жилищного обеспечения МО РФ заявителю распределено жилое помещение в виде отдельной квартиры в городе Санкт-Петербурге.
Как пояснил в судебном заседании заявитель, 22 декабря 2010 года он направил в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ подтверждающие его согласие на распределенное жилье документы. Однако до настоящего времени из Департамента жилищного обеспечения МО РФ к нему не поступила выписка из решения о предоставлении ему распределенной квартиры по договору социального найма.
08 февраля 2011 года на основании приказа командира войсковой части 00000 от 08 февраля 2011 года КАЗАНЦЕВ исключен из списков личного состава войсковой части 00000.
Семья заявителя состоит из 3-х человек, самого КАЗАНЦЕВА, его жены и сына.
Из справки от 01 июля 2008 года, выданной ООО «Управляющая компания» ЗАТО Скалистый, следует, что КАЗАНЦЕВУ в гор. Гаджиево предоставлена 1-комнатная отдельная муниципальная квартира.
В судебном заседании КАЗАНЦЕВ пояснил, что, несмотря на то, что он уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части, он в настоящее время вместе с семьей продолжает проживать в указанной квартире, а должностные лица администрации ЗАТО Александровск этому не препятствуют.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что КАЗАНЦЕВ в связи с организационно-штатными мероприятиями изъявил желание быть уволенным с военной службы с последующим обеспечением жильем не по месту прохождения военной службы. После этого надлежащим должностным лицом КАЗАНЦЕВ был уволен с военной службы с оставлением в списках личного состава части до предоставления жилья в избранном после увольнения месте жительства. В период военной службы заявителю, проживающему с семьей в муниципальной квартире по месту службы, была предложена квартира в избранном им после увольнения месте постоянного жительства, с чем он согласился. Лишь после этого КАЗАНЦЕВ был исключен из списков личного состава части. Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что увольнение с военной службы и исключение КАЗАНЦЕВА из списков личного состава воинской части произведено в соответствии с действующим законодательством, а жилищные права заявителя ответчиками не нарушены.
Утверждение заявителя о незаконности его увольнения и исключения из списков личного состава воинской части до заключения с ним договора социального найма предоставленного ему жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства суд полагает несостоятельным, поскольку заключение указанного договора зависит исключительно от действий самого заявителя, а не ответчиков. Так, обязанность по обеспечению заявителя жилым помещением со стороны Минобороны РФ исполнена, и ответчики не препятствуют КАЗАНЦЕВУ в сдаче занимаемого жилья, переезде к новому месту жительства и заключении указанного договора.
Более того, суд учитывает, что при подаче рапорта об увольнении с военной службы и при проведении беседы командиром войсковой части 00000 КАЗАНЦЕВ, несмотря на то, что занимаемое им по месту службы жильё не соответствует социальным нормам по параметру площади жилья на каждого члена семьи, заявил о надлежащей обеспеченности жильем по месту службы и в дальнейшем не обращался к ответчикам с просьбой об улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы, вплоть до принятия решения о его увольнении с военной службы, а также до исключения из списков личного состава части, свое решение не изменил.
Доводы заявителя о том, что он не согласен с основанием, указанном в приказе на его увольнение, суд находит несостоятельными, так как материалами дела подтверждается, что на момент обращения с рапортом об увольнении с военной службы, проведения командиром войсковой части 00000 беседы, 09 июня 2010 года, и направлением представления на увольнение заявителя с военной службы, заключенный Минобороны РФ с КАЗАНЦЕВЫМ контракт о прохождении военной службы не истек.
Поскольку нарушений жилищных прав заявителя со стороны ответчиков в судебном заседании не установлено, суд отказывает в удовлетворении его требований об отмене оспариваемых приказов и восстановлении на военной службе.
Одновременно суд отказывает в удовлетворении требования заявителя о возмещении судебных расходов, поскольку это прямо предусмотрено ч.1 ст.98 и ч. ст.100 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 и 338 ГПК РФ, военный суд, -
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 00000 капитан-лейтенанта запаса КАЗАНЦЕВА Дмитрия Сергеевича об оспаривании действий Командующего Северным флотом и командира войсковой части 00000, связанных с досрочным увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава части, а также в возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, – отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Северный флотский военный суд через Гаджиевский гарнизонный военный суд.
Председательствующий по делу
СИЗОВ И.В.