РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации14 января 2013 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кипяткова К.А.,
при секретаре Ивановой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова А.К. к ГУ "Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия" об обязании произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера,
установил:
Морозов А.К. обратился в суд с иском по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он состоял в трудовых отношениях с ООО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты>», в указанный период времени в связи с исполнением трудовых обязанностей направлялся в районы Крайнего Севера, а именно порты Беломорск, Архангельск, Нарьян-Мар. При его обращении к ответчику с заявлением о повышении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера в таком повышении ему было отказано. Истец полагает, что такое право у него имелось, в связи с чем просит обязать ГУ "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия" произвести ему перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, привел доводы, аналогичные изложенные в исковом заявлении.
Ответчик – ГУ "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия", в судебное заседание представителя не направил, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку моря и океаны в целях пенсионного обеспечения не могут быть отнесены к районам Крайнего Севера, работа члена экипажа судна может считаться протекающей в районах Крайнего Севера, если местом регистрации (портом приписки) судна является район Крайнего Севера, а места регистрации теплохода, на котором работал истец, к таким районам не относится, в связи с чем оснований для перерасчета истцу фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости не имеется.
Суд, заслушав истца, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.11 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.
Согласно п.7 ст.14 данного закона, лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рубля в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Факт нахождения истца в период работы на <данные изъяты>» в п.Беломорск, Нарьян-Мар, Архангельск подтвержден представленными им доказательствами: показаниями свидетеля <данные изъяты>, судовыми ролями на <данные изъяты>» за указанный в иске период, заявлением на право выхода из порта Нарьян-Мар от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем на основании п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержд?нных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
При исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях территориальность трудовой деятельности членов экипажей морских судов должна определяться местом нахождения организации-работодателя и местом регистрации судна в морском порту.
Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ, ст.33 КТМ РФ, Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержд?нные приказом Минтранса России от 21 июля 2006 г. № 87). На основании этого же правила определяется территориальность трудовой деятельности членов экипажа судна.
Истец, согласно материалам дела, состоял в трудовых отношениях с организацией (ООО «<данные изъяты>»), расположенной в г.Петрозаводске и исполнял свои трудовые обязанности на принадлежащем ей судне, зарегистрированном в порту Санкт-Петербург. То обстоятельство, что это судно во время совершаемых им рейсов заходило в порты, расположенные в районах Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Таким образом, действующее законодательство, устанавливая перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не предусматривает включение в их состав морей и океанов, в связи с чем как время нахождения судна в плавании, так и время его краткосрочной стоянки в портах, расположенных в таких местностях, не могут быть засчитаны в специальный стаж.
Указанная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для перерасчета стажа истца по правилам п.7 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как следствие, для перерасчета истца фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, в связи с чем считает необходимым в иске отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194–198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Морозова А.К. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья К.А. Кипятков