Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2013 года гор. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Захаренко В.Г.
с участием помощника прокурора Тыщенко Ю.Е.,
при секретаре Дьяченко О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к <...> о признании незаконным бездействия юридического лица в непринятии мер, направленных на обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположении, по разработке программы производственного лабораторного контроля качества питьевой воды,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия <...> ссылаясь на то, что во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края прокуратурой Кореновского района с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском, Выселковском, Усть-Лабинском районах была проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического и водоохранного законодательства при организации водоснабжения и водоотведения населения на поднадзорной территории.
В ходе проверки установлено, что на территории <...> оказание услуг водоснабжения населению и юридическим лицам осуществляет муниципальное унитарное предприятие <...> в соответствии с лицензией на право пользования недрами № <...>, вид лицензии <...>, выданной Федеральным агентством по недропользованию Управления по недропользованию по Краснодарскому краю (Краснодарнедра) сроком действия до <...>
Основными видами деятельности <...> является: оказание платных бытовых и коммунальных услуг населению, предприятиям и учреждениям бюджетной сферы, добыча, подъем и реализация воды, вывоз твердых и жидких нечистот, эксплуатация, капитальный и текущий ремонт водопроводных сетей, водяных скважин, погруженных насосов, водоподъемного оборудования, выполнение работ по прочистке сетей водоснабжения и канализации и др. (<...>).
На основании акта приема-передачи имущества из муниципальной собственности муниципального образования Кореновский район в муниципальную собственность <...> от <...> и постановления главы <...> от <...> № <...> «О передаче имущества муниципальному унитарному предприятию «<...>» система водоснабжения <...> находится в хозяйственном ведении <...>
Система водоснабжения <...> представлена пятью глубинными артезианскими скважинами № <...>, № <...>, № <...> № <...> № <...>, водозаборы оборудованы водонапорными башнями, водопроводом (распределительной сетью).
Проект организации зон санитарной охраны на источники водоснабжения <...> разработан ООО «КУБАНЬ - ВОДРЕСУРС» <...> в <...>. Санитарно - эпидемиологические заключения по проекту зон санитарной охраны и на право добычи и использования пресных вод из артезианских скважин выданы ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском районах № <...> от <...>, <...>. от <...> соответственно.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и «Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г.(далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Данные санитарные правила определяют санитарно эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В силу требований ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.4., п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих вод как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
На основании п. 1.15. СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В ходе проведения проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического и водоохранного законодательства при организации водоснабжения и водоотведения населения <...> выявлено, что <...> не выполняются требования указанного законодательства.
Так, в нарушение ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 ограждений первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин № <...> по периметру не имеется, дорожки с твердым покрытием, ведущие к основным к сооружениям артскважин, отсутствуют, не обеспечена охрана скважин, в нарушение п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 павильон артезианской скважины № <...> затоплен водой, так как на момент проверки <...> производилась течь добываемой из скважины № <...> воды в результате образовавшегося в трубе отверстия, что может создавать угрозу загрязнения питьевой воды, подаваемой населению и одновременно является нарушением п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В нарушение ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «(санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», раздела 1 СанПиН 2.1.4.1074-01 <...> нарушена периодичность лабораторных исследований в рамках производственного контроля (контроль качества питьевой воды в осуществлялся в <...>.), программа производственной контроля качества питьевой воды не представлена.
Данные нарушения стали возможным вследствие бездействия <...>, должностные лица которого должны были принять меры к санитарной охране от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Бездействие ответчика <...> нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку осуществление водоснабжения населения с нарушением санитарных норм и правил, не может гарантировать соблюдение предприятием требований по охране окружающей среды и требований санитарно-эпидемиологической безопасности.
Нарушение вышеназванных требований законодательства в области санитарно-эпидемиологической безопасности, невыполнение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, в свою очередь, может повлечь за собой предоставление услуг по питьевому водоснабжению, не отвечающих требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности и создать угрозу нормальной жизнедеятельности граждан, а также повлечь негативные последствия для их жизни и здоровья.
Такое нарушение законодательства послужило основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав жителей <...>, то есть неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Тыщенко Ю.Е. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель <...> Литвиненко Д.В. требования прокурора признал полностью, пояснив суду, что в <...> года задолженность <...> составляла 1 128 000 рублей, задолженность погашалась и на сегодняшний день составляет 135 000 рублей. В самое ближайшее время с главой района запланировано мероприятия по целевой программе. В <...> пять водонапорных башен, и большая финансовая часть идет на устранение порывов. На сегодняшний день недостатки устранены.
Представитель третьего лица - администрации <...> в судебное заседание не явился. Согласно письменному отзыву, поступившему в адрес суда, просит рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора Кореновского района признает в полном объеме.
Специалист территориального отдела Управлениея Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском, Выселковском, Усть-Лабинском районах по доверенности Карпенко Е.Е., заявленные требования прокурора поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Специалист территориального отдела Управлениея Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском, Выселковском, Усть-Лабинском районах Петербургская С.А. пояснила суду, что она непосредственно участвовала в проверке и имело место данное нарушение: нормальные и обеспечительные работы не проводились. Сама течь является вредоносным фактором.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя <...>, специалиста территориального отдела Управлениея Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском, Выселковском, Усть-Лабинском районах исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и «Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, введены в действие санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г.
Данные санитарные правила определяют санитарно эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1.4., п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
На основании п. 1.15. СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Согласно п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
П. 3.2.1.4. Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Как было установлено в суде, ограждений первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин № <...> по периметру не имеется, дорожки с твердым покрытием, ведущие к основным к сооружениям артскважин, отсутствуют, что привело к нарушению ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в нарушение п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 не обеспечена охрана скважин, а также в нарушение п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 павильон артезианской скважины № <...> затоплен водой, так как на момент проверки прокуратурой Кореновского района <...> производилась течь добываемой из скважины № <...> воды в результате образовавшегося в трубе отверстия, что может создавать угрозу загрязнения питьевой воды, подаваемой населению, и одновременно является нарушением п. 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
В нарушение ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «(санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», раздела СанПиН 2.1.4.1074-01 <...> нарушена периодичность лабораторных исследований в рамках производственного контроля (контроль качества питьевой воды в осуществлялся в <...> г.), программа производственной контроля качества питьевой воды не представлена.
Данные нарушения стали возможным вследствие бездействия <...>, должностные лица которого должны были принять меры к санитарной охране от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Бездействие ответчика <...> нарушает права неопределенного круга лиц. Данные нарушения могут повлечь за собой предоставление услуг по питьевому водоснабжению, не отвечающих требованиям санитарно- эпидемиологической безопасности и создать угрозу нормальной жизнедеятельности граждан, а также привести к негативным последствиям для их жизни и здоровья.
Изложенные обстоятельства подтверждаются как материалами проверки проводившейся прокуратурой Кореновского района, так и показаниями специалиста территориального отдела Управлениея Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском, Выселковском, Усть-Лабинском районах Петербургской С.А. пояснившей суду, что она непосредственно участвовала в проверке и на то время имело место данное нарушение: нормальные и обеспечительные работы не проводились. Сама течь является вредоносным фактором.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие юридического лица - <...>, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, по разработке программы производственного лабораторного контроля качества питьевой воды.
Обязать юридическое лицо - <...> обеспечить выполнение санитарных правил по санитарной охране от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Разработать и соблюдать программу производственного лабораторного контроля качества питьевой воды.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через райсуд в течение 30 дней.
Судья