Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5723/2013 ~ М-5011/2013 от 03.07.2013

Дело № 2-5723/3-2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2013 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыженковой О. В. об обязании выдать разрешение на реконструкцию жилого дома,

у с т а н о в и л:

Исковые требования заявлены на том основании, что Рыженковой О.В. на праве собственности принадлежит дом и земельный участок по адресу: г.Петрозаводск, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, приложены необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ Администрация отказала в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома ввиду нахождения земельного участка в природно-рекреационной зоне. Ссылаясь на положения Градостроительного кодекса РФ истица просит возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанность по выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по адресу г.Петрозаводск, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>.

Заявитель и заинтересованное лицо в судебеное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель заявителя – Крюкова А.Я., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Суд, заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Рыженкова О.В. является собственником жилого дома по адресу: г. Петрозаводск, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью в ЕГРП и свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Дом пострадал от пожара, частично разрушен, нуждается в реконструкции, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями.

Рыженкова О.В. также является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, на котором расположен жилой дом по адресу: г. Петрозаводск, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, что подтверждается записью в ЕГРП и свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы Администрации Петрозаводского городского округа № <данные изъяты> утвержден градостроительный план указанного земельного участка. Согласно градостроительного плана участок расположен в природно-рекреационной зоне. Для данного участка установлен градостроительный регламент, не предполагающий строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась за получением разрешения на реконструкцию жилого дома на указанном участке.

ДД.ММ.ГГГГ письмом № <данные изъяты> Администрация отказала в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, указав на то обстоятельство, что участок находится в природно-рекреационной зоне и реконструкция объектов в этой зоне не возможна.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.

Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.

Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Согласно ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Согласно п. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.

Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно указанным правилам земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отнесен к природно-рекреационной зоне, границы такой зоны надлежащим образом не установлены.

Согласно п. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Однако запрета на нахождение в пределах указанной зоны иных участков данная норма не содержит. Относительно нормы ст. 85 Земельного кодекса РФ норма ст. 35 ГрК РФ является специальной.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Статьей 60 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска определены градостроительные регламенты природно-рекреационной зоны. Однако указанный регламент не в полной мере учитывает фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, так как не указывает на возможность использования по назначению имеющихся в этой зоне земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в частности участка и дома заявителя.

Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и жилой дом по адресу: г.Петрозаводск, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты> был приобретен заявителем до утверждения Правил землепользования и застройки, а соответственно целевое использование такого дома и участка должно было быть учтено при подготовке градостроительного регламента.

Анализ указанных положений ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом сложившегося землепользования и разрешенного использования земельных участков при соблюдении прав граждан на принадлежащее им имущество, в том числе предназначенное для проживания. Иное толкование указанных положений закона может привести к нарушению конституционных прав граждан.

Согласно ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ.

В отношении принадлежащего заявителю земельного участка постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 25.02.2011 года № 588 утвержден градостроительный план. Однако указанный градостроительный план подготовлен без учета разрешенного использования земельного участка, отражает градостроительный регламент, противоречащий положениям ст. 36 ГрК РФ. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Администрация обязана привести указанный градостроительный регламент и градостроительный план в соответствие с разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, устранив противоречие между разрешенным использованием земельного участка и существующим градостроительным регламентом территориальной зоны, к которой отнесен указанный участок. Невозможность использования земельного участка по назначению является основанием для внесения изменений в градостроительный регламент согласно ст. 33 ГрК РФ. Так как Администрацией Петрозаводского городского округа не приняты меры по надлежащему установлению градостроительного регламента в отношении зоны нахождения участка заявителя то, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости обращения заявителя с самостоятельным требованием о приведении градостроительного регламента и плана в соответствие со ст. 36 ГрК РФ. Установленное судом нарушение прав заявителя подлежит устранению в порядке исполнения настоящего решения суда при подготовке и выдаче заинтересованным лицом разрешения на реконструкцию жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.

Доказательств непредставления заявителем каких-либо документов, необходимых для оформления разрешения на реконструкцию Администрацией не представлено, что позволяет суду прийти к выводу о соответствии поданного заявления от 31.01.2013 года требованиям ГрК РФ. При этом ответ Администрации Петрозаводского городского округа, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> не соответствует требованиям ГрК РФ.

Заявителем представлены доказательства предоставления в Администрацию полного пакета необходимых для получения разрешения на реконструкцию документов. При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявленные требования удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить и выдать Рыженковой О. В. разрешение на реконструкцию жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью – <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Б. Малова

Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2013 года.

2-5723/2013 ~ М-5011/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рыженкова Ольга Владимировна
Другие
Крюкова Анжелика Явовна
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малова Н.Б.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
03.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2013Передача материалов судье
05.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.07.2013Предварительное судебное заседание
10.07.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.07.2013Предварительное судебное заседание
25.07.2013Судебное заседание
30.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2013Дело оформлено
13.11.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее