Дело №2-340/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Урицкий районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гнеушевой Н.С.,
с участием представителя истцов – СИВ, действующей на основании доверенностей,
представителя третьего лица-филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> – РОА, действующей на основании доверенности
представителя третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> КЖД, действующей на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания Птушкиной Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению БСП, БАН, ВАЕ, ГМИ, ЖНН, КВА, СВВ, ТАВ, КЕС, ЛНА к администрации Архангельского сельского поселения <адрес> о снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
БСП, БАН, ВАЕ, ГМИ, ЖНН, КВА, СВВ, ТАВ, КЕС, ЛНА обратились в суд с исковым заявлением к администрации Городищенского сельского поселения <адрес> о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка.
В обоснование заявленных требований, с учетом их уточнения,указали, что являются собственниками земельных долей в общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, намеревались выделить земельный участок в счет принадлежащих им земельных долей в соответствии с Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Обратившись к кадастровому инженеру для подготовки проекта межевания, истцам стала известна информация о том, что на месте предполагаемого ими к выделу земельного участка в счет своих долей, на кадастровом учете уже стоит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 517 га, расположенный по адресу: <адрес> нынешнее название КСП «<данные изъяты>». Данный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус - ранее учтенный участок, выделен был из кадастрового номера: №.
ДД.ММ.ГГГГ истцы заказали Выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 57:06:0020201:36, выписка оказалась без правообладателей, в ней было указано, что данные о правообладателе отсутствуют, что подтверждается выпиской ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
В кадастровом паспорте на данный земельный участок с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ № приводится полный список первоначальных правообладателей, которые владели 90 з.д., размер 1 земельной доли в хозяйстве 5,7 га. Как оказалось, в этом списке первоначальных собственников, в счет долей которых и был образован участок с кадастровым номером :36, числились и истцы или же их наследодатели, о чем они даже не знали. А именно БСП (сам лично), БЕД (наследодатель истца БАН), ЖДМ (наследодатель истца ЖНН), КЕС (сама лично), КВА (сама лично), МВГ( наследодатель истца ВАЕ), МВС (наследодатель истца ЛНА), ПТИ (сама лично), СЛП( наследодатель истца СВВ), ТАВ ( сам лично), ОИН (наследодатель истца ГМИ).
Однако, исходя из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правообладателях данного участка на сегодняшний день отсутствуют. Между тем, межевое (землеустроительное) дело получить не удалось, поэтому нет информации о создании земельного участка с кадастровым номером №, что, в совокупности с отсутствием сведений о правообладателях в настоящее время, дает основание полагать, что участок подлежит снятию с кадастровогоучета. Данный вывод также подтверждается тем, что правообладатели земельного участка с кадастровым номером №, указанные в кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ, воспользовались своим правом и распорядились земельными долями, выделив их в других земельных участках, а истцы были возвращены из земельного участка с кадастровым номером № в земельный участок с кадастровым номером №, который является исходным для :№.
Истцы считают, что данная ситуация сложилась вследствие нарушения установленного порядка образования земельных участков.
Закон Орловской области «О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области» от 08 сентября 2008 года устанавливает принцип обеспечения рационального использования и комплексной охраны земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время отсутствуют правообладатели на земельный участок с кадастровым номером 57:06:0020201:36, в связи с чем, участок не обрабатывается, что снижает плодородие почвы, а также земельный участок не может быть реализован в будущем, так как все первоначальные правообладатели, в счет долей, которых, был образован земельный участок с кадастровым номером №, уже распорядились своими долями или были возвращены в исходный массив с кадастровым номером 57:06:0000000:103. Таким образом, необходимо снимать с кадастрового учета спорный земельный участок, и проводить процедуры, способствующие улучшению плодородия почвы с целью производства сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 3 ст.14 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:
1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;
2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;
3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;
6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - уполномоченное общим собранием лицо), в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами;
10) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо опредложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, на общем собрании участников общей долевой собственности снять ранее учтенный земельный участок с кадастрового учета невозможно, ввиду того, что в соответствии с ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» нет возможности принять такое решение на общем собрании.
В соответствии с п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, законодатель определяет недостатки, которые могут приводить к нерациональному использованию земель.
Истцы считают, что место предполагаемого к выделу земельного участка в счет принадлежащих им земельных долей отвечают требованиям законодательства Российской Федерации о рациональном использовании земель.
Таким образом, истцы полагают, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 517 га, расположенный по адресу: <адрес>, Архангельское сельское поселение, СПК «<данные изъяты>» подлежит снятию с кадастрового учета, поскольку участники общей долевой собственности на данный земельный участок распорядились своими земельными долями, реализовав их и выделив в другие земельные участки, правообладатели на данный земельный участок в настоящее время отсутствуют в связи с чем, участок не обрабатывается, не будет в будущем реализован или сдан в аренду, что нарушает законодательно установленный принцип рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и ведет к снижению плодородия почвы, что противоречит принципу охраны земли как основы жизни и деятельности человека, кроме того, нарушает право истцов на выдел земельного участка в счет принадлежащих им земельных долей в месте, наиболее удобном для его обработки.
На основании изложенного просят, снять с кадастрового учетаземельный участок, расположенный по адресу:<адрес>, Архангельское сельское поселение, КСП «<данные изъяты>», с кадастровым номером: №, площадью 315, 9443 га и внести изменения в сведения ГКН относительно площади исходного земельного участка с кадастровым №, увеличив её на величину площади земельного участкас кадастровым номером <данные изъяты> равную <данные изъяты> га.
В судебном заседании представитель истцов – СИВисковые требования поддержала полностью.
Представитель ответчика-администрации Архангельского сельского поселения РОП в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия. Выступая в предыдущем судебном заседании, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица-филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> – РОА в судебном заседании в разрешении заявленных исковых требований полагалась на усмотрение суда, суду пояснила, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №, также в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных обременениях, в т.ч. аренде на данный земельный участок, земельный участок с кадастровым номером № образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером №
Представитель третьего лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> КЖД в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, законодатель определяет недостатки, которые могут приводить к нерациональному использованию земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», и ст.1, принятого Правительством Российской Федерации в его развитие, Постановления от 29.12.1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», колхозы и совхозы обязаны были до 1 января 1993 года провести реорганизацию, вновь организованные предприятия должны были зарегистрировать свою организационно-правовую форму. Одновременно к членам реорганизованного хозяйства земли бывшего колхоза переходили в коллективно-долевую собственность с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в коллективном выражении.
В соответствии со ст.8 Положения «О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», разработанного в соответствии с вышеуказанными Указом и Постановлением, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года №708, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», все члены колхоза и работники совхоза, в том числе ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» установлено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре, которое является документом, подтверждающим с момента регистрации право собственности на земельную долю при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также осуществления иных действий по распоряжению земельными участками в соответствии с действующим законодательством. Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. №2130 обязанность ведения кадастра и оформления права собственности на землю возложена на комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 года №177 и Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 года №«1767 были утверждены формы свидетельств о праве собственности на землю, являющиеся правоустанавливающими документами.
Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность.
Согласно Указа Президента РФ от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» норма бесплатной передачи земли в собственность граждан составляет 5,7 га.
Согласно ст. 15 ФЗ от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2.03.1992 г. №213 включаются работники колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры, проживающие на их территории.
В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте), участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно п.2 ст.13 Закона об обороте земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долей собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 ст. 14 Закона об обороте.
Закон Орловской области «О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области» от 08 сентября 2008 года устанавливает принцип обеспечения рационального использования и комплексной охраны земель сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании установлено,что истцы являются собственниками земельных долей в общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного массива не определены.
Вместе с тем, согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым номером № площадью 517 га, расположенный по адресу: <адрес>нынешнее название КСП «<данные изъяты>»), поставленного на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, и выделенного из кадастрового номера: №, истцыБСП, БАН, ВАЕ, ГМИ, ЖНН, КВА, СВВ, ТАВ, КЕС, ЛНАявлялись собственниками земельных долей в общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым №.
Согласно имеющейся в материалах дела доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ истцы, в числе других собственников общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, доверили ЛНН от их имени произвести действия по выделу в натуре земельного участка в счет принадлежащих им на праве собственности земельных долей.В дальнейшем ООО «<данные изъяты>» было составлено описание границ вновь образуемого земельного участка, оформлено землеустроительное дело. Таким образом, был образован и поставлен на кадастровый учетземельный участок с кадастровым номером №.
Как усматривается из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером № ДД.ММ.ГГГГ., указанный земельный участок в настоящее время не имеет правообладателей.
Судом установлено, что все первоначальные правообладатели,в счет долей которых был образован земельный участок с кадастровым номером №, уже распорядились своими долями, а земельные доли истцов были возвращены в исходный массив с кадастровым номером №. Указанное обстоятельство не оспаривалось сторонами.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в установленных границах по адресу: <адрес>нынешнее название КСП «<данные изъяты>»),нарушает право истцов на выдел земельного участка в счет принадлежащих им земельных долей в месте, наиболее удобном для его обработки.
Кроме того, в связи с отсутствием правообладателей на данный земельный участок он не обрабатывается, не будет в будущем реализован или сдан в аренду, что нарушает законодательно установленный принцип рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и ведет к снижению плодородия почвы, что, в свою очередь, противоречит принципу охраны земли как основы жизни и деятельности человека.
По указанным основаниям исковые требования о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета подлежат удовлетворению.
При этом необходимо внестиизменения в сведения ГКН относительно площади исходного земельного участка с кадастровым номером №, увеличив её на величину площади земельного участка с кадастровым номером № равную 315, 9443 га, поскольку при возвращении земельных долей истцов в исходный массив с кадастровым номером № его площадь осталась прежней, что такженарушает права истцов. По указанным основаниям исковые требования в данной части также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требованияБСП, БАН, ВАЕ, ГМИ, ЖНН, КВА, СВВ, ТАВ, КЕС, ЛНА к администрации Архангельского сельского поселения <адрес> о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.
Снять с кадастрового учетаземельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером: №, площадью 315, 9443 га.
Внестиизменения в сведения государственного кадастра недвижимости относительно площади земельного участка с кадастровым номером №, увеличив её на величину площади земельного участка с кадастровым номером № равную 315, 9443 га,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Урицкий районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Гнеушева