2-1877/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2019 года город Октябрьский
Республика Башкортостан
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сайфуллина И.Ф.,
при секретаре Гардановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1877/19 по иску Либанов В. Н. о признании Минькаеву А. И., Малахову М.Ю., Левинцев А.И. утратившими право пользования жилым домом и снятии их с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Либанов В. Н. обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что он на основании решения Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 05.03.2019 стал, как наследник второй очереди, собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, где, как ему стало известно после ознакомления с документами, зарегистрированы, но фактически не проживают Минькаеву А. И., Малахову М.Ю., Левинцев А.И.
Руководствуясь тем, что он, как собственник, вправе требовать устранения всяких нарушений его прав, просит признать Минькаеву А. И., Малахову М.Ю., Левинцев А.И. утратившими право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> обязать отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Октябрьский (далее по тексту отдел МВД России по г. Октябрьский) снять их с регистрационного учета.
Либанов В. Н. в судебное заседание не явился, его интересы представляли Либанова О.В. и Хабибуллин Г.А., которые требования доверителя поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Минькаеву А. И., Малахову М.Ю., Левинцев А.И. извещались о времени и месте судебного разбирательства по известному суду адресу путем направления судебного извещения заказным письмом с уведомлением, причины неявки суду не известны, сведениями о причинах неявки суд не располагает, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда, а также отзывов и возражений, не поступало.
Куклеев С.А. (третье лицо) в удовлетворении иска не возражал, одновременно с этим указал, что он, не зависимо от идентичности адресов, кого-либо из ответчиков, которые уже более четырех лет в части дома, принадлежащей в настоящее время Либанов В. Н., не проживают, не вселял, их по адресу не регистрировал, более того, принадлежащая истцу часть дома, фактически, не пригодна для проживания.
Отдел МВД России по г. Октябрьскому, извещался о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своего представителя не обеспечил, отзывов и возражений не направил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, и, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.
Из материалов гражданского дела следует, что предприняты все необходимые меры для своевременного извещения не явившихся участников процесса, указанное свидетельствует о реализации ими своих прав в гражданском процессе в объеме самостоятельно определенном для себя, в этой связи суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, изучив и оценив материалы дела, в пределах заявленных исковых требований и представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, корреспондирующей положениям ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Положение о том, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, содержится также в ст. 3 (ч. 4) Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
В соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно проживает: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу требований ст. ст. 209, 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам.
В силу статей 209, 218, 235 ГК РФ при отчуждении имущества к новому собственнику переходят права владения, пользования, распоряжения этим имуществом в том правовом состоянии и с теми обременениями и ограничениями, которые имели место на момент перехода права собственности, в связи с чем, в правоотношениях, складывающихся в отношении данного имущества, новый собственник становится на место прежнего собственника как его правопреемник в отношении этого имущества.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским и жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Согласно п. 1 ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из материалов дела, Либанов В. Н. является собственником одной половины (? доли) земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, а Куклеев С.А. другой (1/2 доли).Изучением материалов дела, в том числе гражданского дела № 2-132-19 по исковому заявлению Либанов В. Н. к администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан о восстановлении срока для принятия наследства, установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования на объекты недвижимости, установлено, что Либанов В. Н. принадлежат названные объекты недвижимости на основании решения Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 05.03.2019, не оспоренного сторонами, которым за ним признано право в порядке наследования, после смерти своего брата Л. М.Н.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, пояснений представителей истца и Куклеев С.А., названный жилой дом, фактически, является домом сблокированного типа, состоящего из двух самостоятельных частей – квартир, а потому у него один адрес, без ссылок на квартиры, хотя в некоторых случаях такие к номерному обозначению дома приписывались цифровые или буквенные указания квартир (например: <адрес>).
Изучением данных отдела по вопросам миграции отдела МВД России по городу Октябрьскому и домовой книги, находящихся в ведении истца, установлено, что Минькаеву А. И. зарегистрирована адресу, домовладения истца, с ДД.ММ.ГГГГ, Малахову М.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ, Левинцев А.И. с ДД.ММ.ГГГГ.
Домовая книга Куклеев С.А. не содержит данных о регистрации названных лиц.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо выяснить, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При этом также необходимо учитывать, что отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 209, 304 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
Таким образом, учитывая отсутствие доказательств вынужденности выезда ответчиков из жилого помещения, принадлежащего в настоящее время истцу, отсутствие доказательств наличия заключенного с настоящим или предыдущим правообладателем жилого дома соглашения о праве пользования им, нуждаемости в жилых помещениях для целей, предусмотренных законом, суд, придя к выводу, что в настоящем случае регистрация для Минькаеву А. И., Малахову М.Ю., Левинцев А.И. носит формальный характер, являющийся лишь административным актом, признает их утратившими право пользования спорным жилым помещением.
Письменных возражений по иску, так же как и доказательств, подтверждающих тот факт, что Минькаеву А. И., Малахову М.Ю., Левинцев А.И. сохраняют право пользования спорным жилым помещением, в порядке ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Суд признает убедительными доводы истца о том, что нахождение ответчиков на регистрационном учете в спорном доме нарушает его права, как собственника, поскольку лишает возможности в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» признание прекратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета.
В соответствии с пунктом 31 раздела 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие граждан с регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением производится на основании вступившего в законную силу решения суда. Следовательно, вступившие в законную силу решение суда о признании ответчиков прекратившим право пользования жилым помещением, принадлежащим истцу, будет являться основанием для снятия с регистрационного учета.
Согласно этим нормам снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства осуществляется на основании вступившего в законную силу решения суда при выселении или признании утратившим право пользования жилым помещением.
В силу того, что решение суда о признании утратившим право на жилплощадь является самостоятельным основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства в этом жилом помещении, оснований для возложения на отдел МВД России по г. Октябрьский обязанности по снятию ответчика с регистрационного учета, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 193-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Либанов В. Н. о признании Минькаеву А. И., Малахову М.Ю., Левинцев А.И. утратившими право пользования жилым домом и снятии их с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать Минькаеву А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Малахову М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Левинцев А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для снятия Минькаеву А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Малахову М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения Левинцев А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.Ф. Сайфуллин