Решение по делу № 2-651/2020 ~ М-544/2020 от 12.03.2020

Дело № 2-651/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кабанск 12 мая 2020 года

Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Уладаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района Республики Бурятия к МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа», Администрации МО «Кабанский район», МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность здания школы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кабанского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа», Администрации МО «Кабанский район», МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность здания школы, обязав:

МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить антитеррористическую защищенность здания по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кудара, ул. Строительная, 1А, путем оснащения здания металлоискателями в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» обеспечить антитеррористическую защищенность здания МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кудара, ул. Строительная, 1А, путем организации оснащения здания металлоискателями в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

Администрацию МО «Кабанский район» обеспечить антитеррористическую защищенность здания МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кудара, ул. Строительная, 1А, путем выделения денежных средств на оснащение здания школы металлоискателями в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Субочева Л.В. на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика МАОУ «Колесовская средняя общеобразовательная школа» - ее директор ФИО1 в судебное заседание не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что исковые требования признает в полном объеме. Суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчиков МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» и Администрации МО «Кабанский район» по доверенностям ФИО2 в судебное заседание не явилась, в заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала, что с исковыми требованиями согласна. Суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья.

Как следует из Конвенции ООН о правах ребенка, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Федеральный закона № 384-ФЭ) для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона № 384-ФЭ предусмотрено, что в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно п. «д» ст. 11 данной Концепции одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Проведенной прокурорской проверкой установлено, что подтверждается материалами дела, что в МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа» отсутствуют как стационарные, так и ручные металлоискатели, противодействующие беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов. Тем самым, отсутствие и неприменение указанных металлоискателей нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих данное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем. Оснащение образовательного учреждения металлоискателями и их применение необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.

Согласно пункту 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Пунктом 2 части 6 данной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 статьи 28 Закона об образовании установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктами 21-24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421, установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности образовательными учреждениями принимаются меры, направленные на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием; своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; оснащения при необходимости объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечения охраны объектов (территорий) охранными организациями.

Выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта достигается посредством: своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории).

Пресечение попыток совершения террористических актов на объектах - (территориях) достигается посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного пресечения нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории).

В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами. противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

В соответствии с п.25, п.26 Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения- Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», вступившим в законную силу 17.08.2019г. в отношении объектов (территорий) образовательных учреждений 1-3 категории опасности необходимо оснащение этих объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.

Согласно паспорту безопасности МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа», данное образовательное учреждение относится к 3 категории опасности и не оборудовано металлоискателями.

При таких обстоятельствах имеются все необходимые основания для возложения на образовательное учреждение обязанности по оснащению здания металлоискателями.

I

i


Согласно ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Указанное свидетельствует не только о необходимости фактического наличии в образовательном учреждении металлоискателя, но и возможности его применения в соответствующих случаях.

На основании ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 -ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Согласно Уставу МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа» указанное учреждение является муниципальным учреждением, учредителем учреждения является муниципальное образование «Кабанский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования» Администрации муниципального образования «Кабанский район». Образовательное учреждение является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс.

На основании пункта 4 стати 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной. власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, - раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, обязанности по оснащению здания школы металлоискателями возложены как на МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа», так и на учредителя – МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район», поскольку является субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.

Выполнение этой обязанности; направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца.

Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает угрозу жизни и здоровью указанных лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учеников, персонала и других лиц. Указанные лица могут проникать в учреждение в целях совершения краж и иных противоправных действий, совершения террористических актов.

Администрация МО «Кабанский район», являющаяся учредителем МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа», субъектом антитеррористической деятельности, несет обязанность по созданию безопасных условий обучающихся и антитеррористической защищенности образовательных организаций.

Прокурором Кабанского района Республики Бурятия ранее по результатам проведенной проверки 15.11.2019 г. главе МО «Кабанский район» внесено представление об устранении выявленных вышеуказанных требований закона. Однако до настоящего времени требования прокурора не исполнены, конкретные сроки их исполнения не определены.

Указанные обстоятельства являются основанием для предъявления прокурором Кабанского района Республики Бурятия иска в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить предложенный истцом срок исполнения решения суда в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включительно, который является необходимым, разумным и достаточным с учетом необходимости финансирования мероприятий по устранению нарушений и их осуществлению. В случае необходимости ответчики не лишены права и возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Госпошлина взысканию с Администрации МО «Кабанский район» и МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» как с органов местного самоуправления не подлежит, а МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа» суд считает возможным освободить от уплаты госпошлины в порядке ч. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Кабанского района Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа» обеспечить антитеррористическую защищенность здания школы по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кудара, ул. Строительная, 1А, путем оснащения здания металлоискателями в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» обеспечить антитеррористическую защищенность здания МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кудара, ул. Строительная, 1А, путем организации оснащения здания металлоискателями в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

Обязать Администрацию МО «Кабанский район» обеспечить антитеррористическую защищенность здания МАОУ «Байкало-Кударинская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Кудара, ул. Строительная, 1А, путем выделения денежных средств на оснащение здания школы металлоискателями в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.А. Максимов

2-651/2020 ~ М-544/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кабанского района
Ответчики
МКУ " Районное управление образования" Администрации МО " Кабанский район"
МАОУ " Байкало-КударинскаЯ средняя общеобразовательная школа"
Администрация МО " Кабанский район"
Суд
Кабанский районный суд Республики Бурятия
Судья
Максимов Александр Александрович
Дело на странице суда
kabansky--bur.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
12.05.2020Производство по делу возобновлено
12.05.2020Судебное заседание
14.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2020Дело оформлено
06.11.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее