УИД 67RS0№-34
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Рославльский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего (судьи) Шаровой С.Е.,
при секретаре ФИО2,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда России в <адрес> (межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении и обязании назначить страховую пенсию по потере кормильца,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес>(межрайонное) об установлении факта нахождения на иждивении матери ФИО3, возложении на пенсионный орган обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ до достижения возраста 23 лет. В обоснование требований указал, что он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему пенсии по случаю кормильца, поскольку на дату смерти матери являлся студентом ИАТЭ «Национальный исследовательский Ядерный университет «МИФИ» по очной форме обучения, но ему было отказано в установлении пенсии по причине того, что он не представил документального подтверждения факта нахождения на иждивении умершей матери. С таким решением об отказе в назначении пенсии он не согласен.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, указав, что на момент смерти матери истец работал, но только в связи с тем, что находился в академическом отпуске.
Представитель ответчика ГУ - Управление ПФ РФ в <адрес> (межрайонное) ФИО5 в судебном заседании поддержала доводы отзыва на иск, согласно которому на момент смерти матери истец осуществлял трудовую деятельность и не имеет права на признание его иждивенцем умершей. Кроме того, указала, что страховая пенсия по потери кормильца в силу закона назначается со дня смерти, а не с произвольной даты, которую считает нужным указывать заявитель.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Содержание понятия иждивенства закреплено в ч.3 ст.10 ФЗ № 400-ФЗ«О страховых пенсиях».
В соответствии с указанной нормой, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости). Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи. Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации принятым в действующем законодательстве смыслом понятия «иждивение» является нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 года № 407-О).
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). При этом к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца отнесены, в том числе дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Документы, необходимые для установления пенсии по случаю потери кормильца определены Перечнем документов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-н.
Согласно п.82 указанного перечня, факт нахождения на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством РФ.
Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ.
Мать истца - ФИО6 скончалась ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 проходит обучение в ИАТЭ НИЯУ МИФИ по очной форме обучения по направлению «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». Стипендию ВУЗ не выплачивает.
При этом ФИО1 находился в академическом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно иску и пояснениям ФИО1 в судебном заседании в период обучения его мать давала ему денежные средства на проживание, покупала одежду и продукты питания, то есть он находился полностью на ее обеспечении.
Допрошенные по ходатайству стороны истца свидетели ФИО7 и ФИО8 также пояснили, что умершая ФИО6 при жизни обеспечивала своего сына во время его обучения в ВУЗе. При этом ФИО8, являющийся отчимом истца, указал, что в настоящее время оказывает помощь своему пасынку.
На момент обучения истец проживал и продолжает проживать в общежитии в <адрес>.
Мать истца проживала в <адрес>.
При этом согласно сведениям из налоговой инспекции ФИО6 работала в МИФНС № по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, ее доход за период с октября 2020 года по январь 2021 года составил № рублей (октябрь 2020 года – № рубля, ноябрь 2020 года – № рублей, декабрь 2020 года - № рубля 74 копейки, январь 2021 года – № рублей 45 копеек).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В ходе судебного заседания было установлено, что на момент смерти ФИО6, истец ФИО1, находясь в академическом отпуске, официально работал на протяжении 8 месяцев в ООО «Альфа Владимир». При этом его ежемесячный доход превышал прожиточный минимум и составлял: в июле 2020 года – № рубль 79 копеек, в августе 2020 года – № рублей, в сентябре 2020 года – № рублей 61 копейка, в октябре 2020 года – № рублей 82 копейки, в ноябре 2020 года – № рублей, в декабре 2020 года – № рублей 60 копеек, в январе 2021 года – № рубля 19 копеек, в феврале 2021 года – № рубля 66 копеек).
Истец в ходе судебного заседания не отрицал, что в указанные периоды он обеспечивал себя сам.
В данном случае сам факт неполучения стипендии и обучения в ВУЗе в настоящее время не свидетельствует о нахождении заявителя на иждивении у матери на момент ее смерти.
Разрешая спор, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих нахождение его на иждивении умершей матери, а именно - доказательств того, что оказываемая со стороны умершей матери материальная помощь была для него постоянным и основным источником средств существования на момент ее смерти. Наоборот, в судебном заседании бесспорно установлено, что на момент смерти матери доходы истца были сопоставимы, а в некоторых случаях и выше доходов его матери.
Поскольку факт нахождения истицы на иждивении своей матери не нашел подтверждения в судебном заседании, не подлежат также удовлетворению и требования истца о возложении на пенсионный орган обязанности назначить ему пенсию по случаю потери кормильца.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.