Дело №*
УИД 73RS0№*-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 года <адрес>
Димитровградский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Иреневой М.А., при секретаре Потехиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марьясова А. О. к заведующей отделения по <адрес> государственного казенного учреждения социальной защиты населения <адрес> Д*, отделению по <адрес> государственного казенного учреждения социальной защиты населения <адрес>, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения <адрес> о компенсации морального вреда, взыскании расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Марьясов А.О. обратился в суд с настоящим иском к заведующей отделения по <адрес> государственного казенного учреждения социальной защиты населения <адрес> Д* в обоснование требований указав, что (ДАТА) он написал обращение в отделение по <адрес> государственного казенного учреждения социальной защиты населения <адрес> (далее – отделение по <адрес> ОГКУСЗН <адрес>).
(ДАТА) получил ответ (файл «2021-08-13 ответ из СОБЕСа (Дедюева) по зажиточной семье – 3 л.»), который не содержал ответов на его вопросы, на что Марьясов А.О. (ДАТА) написал об этом заявление в прокуратуру <адрес>.
(ДАТА) Марьясов А.О. получил ответ из прокуратуры (файл «2021-11-16 ответ гор прок-2 л. pdf»), согласно которому «…должностными лицами отделения по <адрес> ОГКУСЗН <адрес> при рассмотрении обращения от (ДАТА) допущены нарушения требований Федерального закона от (ДАТА) №59-ФЗ». Марьясов А.О. считает, что Д* нарушены его нематериальные и материальные права. В связт с этим он понес убытки.
Просил взыскать с Д* компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., убытки в размере 44114 руб., которые включают в себя компенсацию потраченного личного времени на написание обращений – 20000 руб., транспортные расходы – 114 руб., компенсацию потраченного личного времени на проезд – 16000 руб., компенсацию личного времени, потраченного на судебные заседания, - 8000 руб.
В ходе рассмотрения дела Марьясов А.О. уточнил исковые требования в части взыскания транспортных расходов, просил взыскать в счет их возмещения 28 руб. 60 коп.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены отделение по <адрес> государственного казенного учреждения социальной защиты населения <адрес>, областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения <адрес>.
В судебном заседании истец Марьясов А.О. исковые требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что ему незаконными действиями ответчика причинены нравственные страдания. В связи с допущенными ответчиком нарушениями он переживал, нервничал, потерял сон и аппетит. Просил исковые требования удовлетворить, уточнив, что просит взыскать транспортные расходы в размере 28,60 руб.
Представитель ответчика областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения <адрес> В* не оспаривал факт предоставления (ДАТА) ответа на обращение Марьясова А.О. с нарушением. Однако данное нарушение было устранено, (ДАТА) Марьясову А.О. был направлен дополнительный ответ с разъяснениями по существу поставленных в обращении вопросов. Доведенные в ответе Марьясову А.О. сведения в точности соответствовали по своему содержанию нормам действующего законодательства Российской Федерации. Нарушение требований ФЗ от (ДАТА) №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан российской Федерации» носило иной характер, не связанный с достоверностью представленного ответа на обращение. Сведения о причиненном истцу моральном вреде, о степени физических и нравственных страданий в доводах истца не содержатся, какими-либо доказательствами не подтверждены, размер денежной компенсации не обоснован, не подтвержден, не доказан. Перечисленные в исковом заявлении обстоятельства нельзя квалифицировать как прямые убытки, понесенные по вине ответчиков. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании ответчик заведующая отделением <адрес> ОГКУСЗН <адрес> Д* просила в удовлетворении иска Марьясову А.О. отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от (ДАТА) № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1); обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9).
Установленный указанным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами (ч. 4 ст. 1 Закона).
В соответствии со ст. 2 указанного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 названного Закона письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин, в соответствии п. 3 ст. 5 указанного выше Федерального закона, имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В судебном заседании установлено, что (ДАТА) Марьясовым А.О. посредством электронной почты в адрес отделения по <адрес> ОГКУСЗН <адрес> было направлено заявление с дополнением следующего содержания:
Раздел 1.В июне сего года я прибыл в органы соцзащиты для оформления контракта по социальной карте <адрес>. Сотрудник соцзащиты предложила вместо контракта по соц. карте оформить контракт «Зажиточная семья». Однако, в рекламном буклете, выданном в Кадровом центре написано: «Важно! Заключение социального контракта не является основанием для прекращения других мер государственной поддержки. То есть, если в рамках других соглашений государство уже оказывало вам какую-либо помощь (либо может ее оказать), гражданин может совмещать такую поддержку». Очевидно, что написанное в буклете расходится с разъяснениями, данными сотрудницей соцзащиты.
Вопрос 1. Разъяснить, какое из утверждений (из описанных выше) является верным – сотрудницы соцзащиты или написанное в буклете? Подкрепить ответ ссылками на пункты и статьи закона.
Если окажется, что сотрудница соц. защиты дала неверные сведения (в части, что «зажиточная семья» оформляется вместо социальной карты), то прошу немедленно собрать документы на оформление соц. карты <адрес>.
Раздел 2. При оформлении заявления на контракт «Зажиточная семья» сотрудницей соцзащиты разъяснено, что я могу предъявить в качестве доказательства своих трат чеки не только на промышленные товары, но и продовольственные, в соотношении 80% продовольственных и 20% промышленных (сотрудница сказала, «должно быть хотя бы 20% чеков на промышленные товары»). Однако, ознакомившись с контрактом (п.3.2 со слов «с целью удовлетворения текущих потребностей»), я не обнаружил в списке продовольственных товаров, хотя в документе при оформлении заявки вписывал продовольственные товары в графу «на что буду тратить».
Вопрос 2. Разъяснить описанное выше противоречие. Разъяснить, был ли я неверно информирован сотрудником соц. защиты (в той части, что предъявлять чеки можно и на продовольственные, и на промышленные товары в соотношении 80% к 20%) или соц. контракт составлен неверно (не включены продовольственные товары и иные, указанные в моем заявлении). Подкрепить разъяснение ссылками на пункты и статьи законодательства.
Раздел 3. В соц. контракте написано: «предпринять действия, направленные на сохранение здоровья, в том числе на … проведение Получателем и членами его семьи вакцинации…» О вакцинации мне сотрудником соц. защиты разъяснено не было.
Вопрос 3. Разъяснить описанное противоречие. Разъяснить, либо сотрудник соц. защиты дала неполную информацию, умолчав о вакцинации, либо контракт составлен неверно. Разъяснить, обязан ли я вакцинироваться согласно этому контракту. Подкрепить разъяснение ссылками на пункты и статьи законодательства.
Раздел 4. На мой вопрос «пропадут ли мои средства, если я приобрету товаров свыше суммы, которая мне будет выплачиваться (11417 руб.) сотрудница разъяснила», что «средства не пропадут, остаток перейдет в следующие платежный период.
Вопрос 4. Подтвердить или опровергнуть разъяснение сотрудницы. Разъяснить, пропадут ли мои средства, если сумма моих покупок превысит сумму по контракту (11417,00 руб. х 3 мес. = 34521 руб.).
Раздел 5. В рекламном буклете на стр.5 написано, что контракт заключается «на срок не более 6 мес.» Однако, со мной контракт заключен на 3 мес.
Вопрос 5. Разъяснить, почему контракт со мной заключен на 3 мес., а не на 6 мес., предоставить основания для уменьшения сроков контракта. Указать данные т контакты лиц, принимавших решение по моему контракту.
Дать ответ помимо почтового отправления также на электронный адрес estorskiy1972@gmail.com.
(ДАТА) ответчиком Марьясову А.О. был направлен ответ за исходящим №* за подписью заведующей отделением по <адрес> ОГКУСЗН <адрес> Д* в котором сообщил:
Раздел 1. В соответствии с п.2.2 Положения о прядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от (ДАТА) №*-П (далее - Положение), оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания государственной социальной помощи в соответствии с ФЗ от (ДАТА) №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» без социального контракта или отказ в назначении таковой.
В соответствии с п.1.3 Положения, государственная социальная помощь оказывается в форме: единовременной денежной выплаты; ежемесячной денежной выплаты, в том числе на период действия социального контракта; единовременной денежной выплаты при заключении социального контракта; натуральной помощи с использованием продуктовых карт для приобретения продуктов питания; натуральной помощи.
В соответствии с п.1.5 Положения форму оказания государственной социальной помощи заявитель выбирает при подаче заявления.
В соответствии с п.3.1 Положения государственная социальная помощь в форме предоставления натуральной помощи с использованием продуктовых карт для приобретения продуктов питания (далее соответственно – продуктовая карта, продовольственная помощь) назначается малоимущему одиноко проживающему гражданину или одному из членов малоимущей семьи по принципу «одна семья-одна карта» (далее – получатели продуктовой карты) не чаще одного раза в год на срок не более чем на 6 месяцев.
Раздел 2. С (ДАТА) с Вами заключен социальный контракт на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
В соответствии с п.2.6 Положения под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретение товаров первой необходимости, одежды и обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребностей семей и услугах дошкольного и школьного образования.
В Вашей программе социальной адаптации одним из мероприятий прописано «приобретение товаров первой необходимости», под чем модно понимать и приобретение продуктов питания.
Дополнительно сообщаем, в соответствии с действующим законодательством по приоритетному региональному проекту «Зажиточная семья» нигде не указано о процентом соотношении представленных чеков по отчету за приобретенные промышленные и продовольственные товары.
Раздел 3. Форма социального контракта утверждена постановлением <адрес> от (ДАТА) №*-П (Приложение 1), в соответствии с которой Получатель обязан предпринимать действия, направленные на сохранение здоровья, в том числе на ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации, а также на проведение Получателем вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок при отсутствии медицинских показаний.
Специалисты отделения не компетентны в вопросах здравоохранения и не имеют полномочий для консультации граждан по вопросу вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
Раздел 4. В соответствии с п.3.2 формы социального контракта, утвержденной постановлением <адрес> от (ДАТА) №*-П (Приложение 1), заявитель обязан предоставить в Отделение сведения, подтверждающие расходование денежной выплаты на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации, принимается решение о прекращении предоставления государственной помощи на основании социального контракта (п.2.4 Положения).
Таким образом, социальным контрактом предусмотрено предоставление отчета по фактически понесенным расходам в рамках выплаченной ежемесячной денежной выплаты.
Раздел 5. В соответствии с п.2.19 Положения основным условием оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию, предусмотренному абзацем пятым п.2.6 (осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации) является заключение социального контракта сроком не более чем на 6 месяцев.
Межведомственная областная комиссия по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, в том числе на основании социального контракта, вносит заключение в отношении каждого конкретного заявителя, учитывая материальное положение, возраст, состояние трудоспособности членов семьи или одиноко проживающего гражданина, трудность жизненной ситуации, нуждаемость в помощи, реализацию возможностей самообеспечения.
На основании протокола заседания межведомственной комиссии руководителем территориального органа принимается решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
В соответствии с распоряжением Департамента семейной, демографической политики и социального благополучия <адрес> в городе Ульяновске №* от (ДАТА) Вам оказана государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации на срок 3 месяца.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с п.2.22 Положения гражданин, заключивший социальный контракт, в праве обратиться с заявление о продлении срока действия социального контракта. Заявление о продлении предоставляется в учреждение не позднее 10 рабочих дней до дня истечения срока действия социального контракта.
Таким образом, содержание указанного ответа позволяет сделать вывод о том, что в нем действительно не даны ответы на все поставленные Марьясовым А.О. в обращении от (ДАТА) вопросы. В частности, не дан ответ на конкретный вопрос о возможности оформления контракта по социальной карте <адрес> наряду с заключенным контрактом по региональному проекту «Зажиточная семья» (разд.1); не дана оценка разъяснения сотрудника отделения по <адрес> ОГКУСЗН <адрес>, верно ли им дано разъяснение Марьясову А.О. (разд.2); при ответе на вопрос из раздела 3 обращения Марьясову А.О. не выполнены требования законодательства о направлении обращения по вопросу здравоохранения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанного вопроса, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения; не дана оценка разъяснениям сотрудника отделения по <адрес> ОГКУСЗН <адрес>, не указано являются ли верными разъяснения, полученные заявителем (разд.4); при ответе на вопрос 5 из раздела обращения не указаны ФИО и контактные данные лиц, принимавших решение о предоставлении Марьясову А.О. государственной социальной помощи, подробные сведения о причинах заключения с Марьясовым А.О. социального контракта на срок 3 месяца, и невозможности заключения контакта на более длительный срок.
По результатам проверки прокуратурой <адрес> соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в деятельности отделения по <адрес> ОГКУСЗН <адрес>, проведенной по обращению Марьясова А.О., было установлено, что ответ от (ДАТА) №* на обращение Марьясова А.О. от (ДАТА) не содержит ответов на все вопросы, изначально поставленные истцом.
(ДАТА) ответчиком Марьясову А.О. был направлен ответ за исходящим №* за подписью заведующей отделением по <адрес> ОГКУСЗН <адрес> Д* с разъяснениями по существу поставленных в обращении от (ДАТА) вопросов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт нарушения ответчиком требований Федерального закона от (ДАТА) №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения Марьясова А.О. от (ДАТА).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Как пояснил в судебном заседании Марьясов А.О., из-за сложившейся ситуации он потерял сон, аппетит; он переживал, нервничал из-за допущенных ответчиком нарушений.
В связи с изложенным имеются основания для удовлетворения требования Марьясова А.О. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Доводы представителя ответчика ОГКУСЗН <адрес> относительно того, что из искового заявления достоверно не усматривается, в чем именно был выражен моральный вред, отсутствует причинно-следственная связь его возникновения по вине ответчиков, являются несостоятельными, факт нарушения имел место быть.
Поскольку отделение по <адрес> ОГКУСЗН <адрес> является отделением ОГКУСЗН <адрес>, а Д* является должностным лицом указанного учреждения, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ОГКУСЗН <адрес>.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные благи, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд учитывает обстоятельства причинения вреда, характер и степень испытанных им физических и нравственных страданий, наступившие последствия, требования разумности и справедливости, и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение морального вреда сумму 1500 рублей.
Размер компенсации морального вреда свыше указанной суммы суд находит завышенным, а требования о компенсации морального вреда свыше 1500 рублей - не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истец просит взыскать убытки, которые включают в себя компенсацию потраченного личного времени на написание обращений, транспортные расходы компенсацию потраченного личного времени на проезд, компенсацию личного времени, потраченного на судебные заседания.
Понесенные издержки не являются убытками в гражданско-правовом смысле, поскольку связаны с реализацией не гражданско-правовых, а процессуальных прав и обязанностей сторон в рамках судопроизводства, указанные издержки необходимо отнести к судебным расходам.
Истцом представлен проездной билет от (ДАТА), согласно которому стоимость проезда составляет 28,60 руб.
Доказательств того, что истцом были понесены какие-либо иные судебные расходы, суду не представлено.
В связи с этим, с ответчика ОГКУСЗН <адрес> надлежит взыскать транспортные расходы в размере 28,60 руб., отказав во взыскании судебных расходов в большем размере.
Поскольку надлежащим ответчиком по делу является ОГКУСЗН <адрес>, в удовлетворении исковых требований Марьясова А.О. к заведующей отделения по <адрес> ОГКУСЗН <адрес> Д* отделению по <адрес> ОГКУСЗН <адрес> следует отказать
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Марьясова А. О. удовлетворить частично.
Взыскать с областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения <адрес> в пользу Марьясова А. О. компенсацию морального вреда в размере 1500 (одной тысячи пятиста) рублей, транспортные расходы в размере 28 руб. 60 коп., а всего 1528 руб. (одна тысяча пятьсот двадцать восемь рублей) 60 коп.
В удовлетворении исковых требований Марьясова А. О. к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения <адрес> о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов в большем размере, а также – к заведующей отделения по <адрес> государственного казенного учреждения социальной защиты населения <адрес> Д*, отделению по <адрес> государственного казенного учреждения социальной защиты населения <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, (ДАТА).
Судья М.А. Иренева