63RS0039-01-2022-000919-04
2а-1357/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1357/2022 по административному исковому заявлению Сорокина Александра Сергеевича, Горлова Сергея Сергеевича, Яндукова Евгения Александровича к Администрации г.о. Самара об оспаривании действий, возложении обязанности,
установил:
Сорокин А.С., Горлов С.С., Яндуков Е.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в согласовании публичного мероприятия.
В обоснование заявления указано, что 08.02.2022 административными истцами в Администрацию г.о.Самара представлено уведомление о согласовании проведения 23.02.2022 года публичного мероприятия в форме митинга по адресу: город Самара, территория сквера "Родина" в границах улиц Победы, Воронежской, Калинина, Свободы, с заявленной численностью до 300 человек с 11:00 до 13:00 час. Из ответа исполняющего обязанности руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа — заместителя руководителя Аппарата Администрации городского округа Самара С.Е. Самарцева от 08.02.2022 года за исх. № 06-17/311-1 следует, что в соответствии с пп. 4 п. 2.12 постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 на территории Самарской области ограничено до особого распоряжения проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. Также представитель администрации указывает на постановление Администрации городского округа Самара от 18.03.2020 №164 «О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращения распространения на территории городского округа Самара заболеваний гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV». На основании вышеизложенного, по мнению Администрации г.о. Самара, согласовать проведение публичного мероприятия не представляется возможным.
Административные истцы полагают отказ в согласовании публичного мероприятия несоответствующим законодательству Российской Федерации, нарушающим их право на проведение публичных мероприятий. Митинг планируется провести на открытом воздухе с учетом социальной дистанции и обеспечением всех мер предосторожности. Какие-либо претензии к формулировке, полноте необходимых сведений, отраженных в уведомлении, у администрации не имеется, уведомление соответствует требования п. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и времени, администрацией не представлено. В ответе администрации нет никаких данных, подтверждающих сложившуюся на территории городского округа Самара неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, в том числе сведений об ее ухудшении, позволяющих говорить о невозможности проведения в обозначенном месте заявленного мероприятия. В ответе администрации не содержится предложения провести публичное мероприятие в конкретное время (дата и часы), позволяющие организатору публичного мероприятия принять (или не принять) данное предложение и проинформировать об этом орган исполнительной власти не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия. В ответе отсутствуют данные, подтверждающие обстоятельство направления истцу обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного митинга либо наличие оснований для отказа в его согласовании. Указанное, по мнению заявителей, свидетельствует о несоблюдении администрацией требований законодательства при рассмотрении уведомления от 08.02.2022 о проведении публичного мероприятия, учитывая, что организатору публичного мероприятия не предложен вариант, который позволил бы реализовать цели заявленного мероприятия.
Ссылаясь на изложенное, просят признать действия Администрации г.о. Самара, выразившиеся в отказе в проведении заявленного на 23 февраля 2022 года публичного мероприятия в форме митинга на площадке, расположенной по адресу: город Самара, территория сквера "Родина" в границах улиц Победы, Воронежской, Калинина, Свободы, - неправомерными; обязать Администрацию г.о. Самара согласовать публичное мероприятие в форме митинга 23 февраля 2022 года на площадке, расположенной по адресу: по адресу: город Самара, территория сквера "Родина" в границах улиц Победы, Воронежской, Калинина, Свободы; судебные расходы по оплате государственной пошлины возложить на административного ответчика.
В судебном заседании административные истцы требования поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации г.о.Самара Володина М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на невозможность проведения публичного мероприятия в связи с введенными вышеуказанными нормативными актами ограничениями.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Закон №54-ФЗ) проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
В силу пункта 7 статьи 2 Закона №54-ФЗ информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.
Согласно статье 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 12 Закона №54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели. С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства (пункт 9).
Из материалов дела следует, что 08.02.2022 на имя Главы г.о.Самара подано уведомление о проведении 23.02.2022 года публичного мероприятия в форме митинга по адресу: город Самара, территория сквера "Родина" (гайд-парк) в границах улиц Победы, Воронежской, Калинина, Свободы, с 11:00 до 13:00 час.
Целью митинга указано: «в День защитника Отечества почтить память и отметить роль воинов Красной (Советской) и Российской Армии и тружеников тыла в сохранении и преумножении нашей Родины, ее великих традиций и достижений».
Проведение митинга планируется с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций, флагов, плакатов, транспарантов, с раздачей агитационных материалов, сбором подписей, с использованием звукоусиливающей аппаратуры.
Предполагаемое количество участников: 300 человек. Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан предполагается осуществлять совместно с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и органа внутренних дел в соответствии с законодательством.
Для соблюдения санитарных норм совместно с уполномоченным представителем Администрации организатором митинга будет обеспечено соблюдение дистанции между участниками митинга – 1,5 метра.
Организатор публичного мероприятия: Горлов С.С.
Лицо, уполномоченное организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия: Сорокин А.С., Яндуков Е.А.
Согласно ответу руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа - заместителя руководителя Аппарата Администрации городского округа Самара С.Е. Самарцева от 08.02.2022 № 06-17/311-1 постановлением Губернатора Самарской области от 22.10.2021 № 258 "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" на территории Самарской области ограничено до особого распоряжения проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. Кроме того, постановлением Администрации городского округа Самара от 18.03.2020 №164 «О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращения распространения на территории городского округа Самара заболеваний гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» запрещается до особого распоряжения в городском округе Самара проведение спортивных, культурных и иных массовых мероприятий. В связи с изложенным согласовать проведение публичного мероприятия не представляется возможным.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 г. по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в числе прочего:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1);
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. «м» п.1);
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подп. «у» п.1);
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подп. «ф» п.1).
Постановлением Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 (в ред. от 02.02.2022) "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" введен комплекс ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе ограничено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий (подп. 4 п. 2.12).
Постановлением Администрации городского округа Самара от 18.03.2020 N 164 "О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения на территории городского округа Самара заболеваемости гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV" установлен запрет до особого распоряжения на проведение в городском округе Самара спортивных, культурных и иных массовых мероприятий (п.1).
В силу Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Из этих положений следует, что Закон связывает проведение публичных мероприятий с массовым присутствием или массовым прохождением граждан. Понятие «массовость» участников публичных мероприятий презюмирует невозможность точного (арифметического) подсчета возможного количества участников этих акций.
Таким образом, заявленное административными истцами количество участников публичного мероприятия предполагает массовое присутствие граждан, соответственно является публично-массовым мероприятием.
Согласно положениям действующего законодательства необходимым условием для проведения публичного мероприятия является реальная возможность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия. Указанные требования по обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти и органам местного самоуправления, так и к организаторам и участникам публичного мероприятия.
При таких обстоятельствах, поскольку в силу действующего законодательства на административного ответчика возложена обязанность обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности граждан, в том числе и при проведении публичных мероприятий, и учитывая, что на момент рассмотрения уведомления о проведения публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не принято, суд приходит к выводу о том, что действия Администрации г.о. Самара, выразившиеся в отказе в согласовании публичного мероприятия, не нарушают положений действующего законодательства и субъективных прав административных истцов и не направлены на ограничение их прав по реализации гарантированного права на проведение публичного мероприятия в порядке, установленном действующим законодательством, с учётом временных ограничений, предусмотренных законом.
Ссылка административных истцов на то обстоятельство, что несмотря на введённые ограничения по проведению массовых мероприятий, на территории региона и городского округа Самара проводятся иные массовые мероприятия, такие как театральные спектакли, лотереи, массовое катание на открытых катках, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не свидетельствует о дискриминационном подходе в вопросе согласования публичных мероприятий. Названные истцами мероприятия разрешены при условии соблюдения ограничений, установленных Постановлением Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258, а также санитарно-эпидемиологических правил и соответствующих методических рекомендаций, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Так, согласно подп.1 п.3 Постановления Губернатора Самарской области от 22.10.2021 N 258 разрешена при условии соблюдения ограничений, предусмотренных настоящим пунктом, требований, установленных пунктом 5 настоящего Постановления, а также санитарно-эпидемиологических правил и соответствующих методических рекомендаций, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, работа аттракционов, иных аналогичных объектов развлекательной инфраструктуры, расположенных на открытом воздухе (при условии их заполнения не более чем на 50 процентов от пропускной способности). Согласно подп.12 п. 3 указанного Постановления разрешена работа театрально-концертных организаций для зрителей при условии заполняемости зрительного зала не более 70 процентов посадочных мест. Сведений о том, что, вопреки введенным ограничениям, административным ответчиком согласовано проведение какого-либо публичного мероприятия, аналогичного мероприятию, заявленному административными истцами, суду не представлено.
То обстоятельство, что отказывая в согласовании публичного мероприятия, административный ответчик не привёл данных о неблагоприятной эпидемиологической ситуации, которая не позволяет провести заявленное мероприятие, также не может служить основанием для признании оспариваемых действий незаконными, поскольку закон не содержит обязательного требования к уполномоченному органу при рассмотрении соответствующих обращений приводить данные, из содержания которых возможно сделать вывод об отсутствии предпосылок для проведения заявленного мероприятия.
Доводы административных истцов о том, что отказывая в согласовании публичного мероприятия в заявленном месте и времени, администрацией не предложен альтернативный способ реализации целей заявленного мероприятия, также не может служить основанием для признания действий административного ответчика незаконными, поскольку невозможность согласования публичного мероприятия обусловлена установленным запретом на проведение массовых мероприятий на всей территории Самарской области до его отмены особым распоряжением, что не позволяет предложить иное место или время проведения публичного мероприятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сорокина Александра Сергеевича, Горлова Сергея Сергеевича, Яндукова Евгения Александровича к Администрации г.о. Самара о признании незаконными действий по отказу в согласовании публичного мероприятия, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 16.02.2022.