Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
24 июля 2023 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Калгина В.И.,
при помощнике судьи Васильеве О.А.,
с участием представителя административного истца – Кокотеевой Е. Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика – Кутявиной И. Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1054/2023 по административному исковому заявлению Опариной О. В., Дудзинской Т. А. к заместителю главы г.о. Жигулевск Бубенцеву Д.В., администрации г.о. Жигулевск Самарской области о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду под индивидуальное жилищное строение,
установил:
Опарина О.В., Дудзинская Т.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о.Жигулевск, требуя признать отказ администрации от ДД.ММ.ГГГГ №К в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду под индивидуальное жилищное строительство, незаконным.
В обоснование административного иска Опариной и Дудзинской указано, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГг. им принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Опарина и Дудзинская обратились в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 382 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду под индивидуальное жилищное строение.
ДД.ММ.ГГГГ им в соответствии с пп.14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду под индивидуальное жилищное строение, поскольку испрашиваемый земельный участок ограничен зоной катастрофического затопления.
С данным решением административные истцы не согласны, так как сведения о данных зонах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, хотя и отражены в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, в связи с чем они просят признать решение администрации незаконным и повторно рассмотреть данное заявление.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечен заместитель главы г.о. Жигулевск Бубенцев Д.В. (л.д. 52).
Административные истцы Опарина О.В., Дудзинская Т.А., будучи надлежащим образом извещенными о месте, дате и времени судебного заседания, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель административного истца Опариной О.В. – Кототеева Е.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы административного иска поддержала в полном объеме, просила требования истцов удовлетворить, пояснив, что истцам принадлежит земельный участок площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес>. Участок был предоставлен им еще в 2006 году по договору купли-продажи. В настоящее время истцы обратились в администрацию, но получили отказ за предоставлением дополнительного земельного участка под огород. Считаем, что администрация г.о. Жигулевск отказывает незаконно и необоснованно, ссылаясь на то, что данный участок входит в зону затопления, но данный факт не подтвержден, в том числе отсутствует акт о затоплении. Кроме того данная зона устанавливается только Постановлением Правительства Российской Федерации, но не Генеральным планом г.о.Жигулевск. Кроме того, истцы используют данный участок уже более пятнадцати лет в границах, существующих и у предыдущего собственника.
Представитель административного ответчика администрации г.о.Жигулевск Кутявина И.Е. доводы административного иска не признала, пояснив, что генеральный план г.о.Жигулевск был принят до вступления в законную силу (18.07.2012) постановления Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 360, в соответствии с действующими на тот момент нормативными актами, а установленные в нем зоны затопления, подтопления действуют до 01.01.2025 года (ч.8 ст.26 РФ от 03 августа 2018 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ. До 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территории считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
Городской суд, выслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 статьи 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что принимается решение об отказе в предоставлении земельного участка в том случае, земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Частью 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет в приватизации земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы.
Согласно подпункту 14.1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускается использование земельного участка в соответствии с целями использования земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В ходе судебного рассмотрения установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы Опарина О.В. и Дудзинская Т.А. обратились в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду на 20 лет для индивидуального жилищного строительства, основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов являлось ст. 9.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. №94-ГД «О земле».
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане испрашиваемый земельный участок площадью 382 кв.м. определен кадастровом квартале №, за участком, расположенным по <адрес>
Заместителем главы городского округа по строительству и имущественным отношениям Бубенцевым Д.В. в письме №К от ДД.ММ.ГГГГ выражен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность на который не разграничена, в аренду под индивидуальное жилищное строительство, на основании п.п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, так как испрашиваемый земельный участок ограничен зоной катастрофического затопления, а предоставление новых земельных участков под ИЖС без выполнения мероприятий по предотвращению негативных последствий, связанных с возможным катастрофическим затоплением и другими подтоплениями, не допускается.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу, что данный отказ административным истцам в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду является законным.
Так, в соответствии с Генеральным планом г.о. Жигулевск, утвержденного решением Думы г.о. Жигулевск от 18 июля 2012 г. №282, испрашиваемый Опариной О.В. и Дудзинской Т.А. земельный участок ограничен зоной возможного катастрофического затопления, зоной затопления паводковыми водами 1% обеспеченности, зоной подтопления, водоохраной зоной водных объектов, защитной зоной памятников.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 67 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления запрещаются строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Также установлено, что зоны затопления, подтопления в пределах муниципального образования городского округа Жигулевск в Единый государственный реестр прав на недвижимость не внесены.
Согласно доводам административных истцов следует, что частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральный агентством водных ресурсов либо его территориальными органами).
Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведениях о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ответу ППК «Роскадастр» по <адрес> в ЕГРН в границах кадастрового квартала № отсутствуют зоны затопления, подтопления территорий (л.д. 93).
В соответствии с паспортом безопасности территории г.о. Жигулевск от 2022 г. установлено, что расположенная на территории г.о. Жигулевск Филиал ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» при сезонных паводках вследствие интенсивного сброса паводковых вод, создает угрозу подтопления села Ширяево (л.д. 84-85).
Планом гражданской обороны и защиты населения г.о. Жигулевск от 2020 г. также установлено, что расположенная на территории г.о. Жигулевск «Жигулевская ГЭСЦ с уровнем верхнего бьефа 53 метра и нижнего бьефа 30 метров, объемом водохранилища 57300 млн. м3, при сезонных паводках в следствии интенсивного сброса паводковых вод создает угрозу подтопления села Зольное и Ширяево (л.д. 86-89).
Городским судом истребованы сведения у административного ответчика о том, что послужило основанием для включения в Генеральный план городского округа земельного участка в качестве зоны затопления и подтопления.
В соответствии с ответом от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные материалы имеют гриф «СЕКРЕТНО», поэтому не могут быть предоставлены для рассмотрения в суде (л.д. 95).
Городской суд, отклоняя доводы административных истцов, что испрашиваемый земельный участок не находится в зоне затопления, подтопления, поскольку данные сведения не отражены в ЕГРН, приходит к выводу, что данные сведения фактически закреплены в Генеральном плане г.о. Жигулевск, утвержденного решением Думы г.о. Жигулевск от 18 июля 2012 г. №282, который был принят до введения в действие Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации РФ от 18 апреля 2014 г. № 360 (ред. от 17.08.2022) «О зонах затопления, подтопления».
В соответствии с п.п.1 п.8 ст.26 Федерального закона РФ от 03 августа 2018 г. № 342-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
Таким образом, городской суд приходит к выводу, что испрашиваемый земельный участок ограничен зонами возможного катастрофического затопления и зоной подтопления.
Согласно ст. 21 Правил землепользования и застройки г.о. Жигулевск, утвержденных Решением Думы г.о. Жигулевск от 25 октября 2018 г. № 388, предоставление новых земельных участков под ИЖС без выполнения мероприятий по предотвращению негативных последствий, связанных с возможным катастрофическим затоплением и другими подтоплениями, не допускается.
Как было ранее установлено городским судом, административные истцы указали в заявлении цель использования испрашиваемого земельного участка - индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии с СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003, в случае прогнозируемого или существующего подтопления территории или отдельных объектов следует предусматривать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение этого негативного процесса в зависимости от требований строительства, функционального использования и особенностей эксплуатации, охраны окружающей среды и устранения отрицательных воздействия подтопления.
Участниками судебного разбирательства не отрицается, что какие-либо мероприятия по инженерной защите земельного участка и береговой линии реки Волги в границах вышеозначенного кадастрового квартала, в котором испрашивается истцами земельный участок, не выполнены, обратного суду не представлено.
Также в материалах административного дела не содержится доказательств, что ранее испрашиваемый земельный участок когда-либо предоставлялся на праве аренды физическим лицам.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки г.о. Жигулевск являются действующими нормативно-правовыми актами, утвержденными органами местного самоуправления.
Оценив представленные и полученные городским судом доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности суд приходит выводу, что административное исковое заявление Опариной О.В., Дудзинской Т.А. не подлежит удовлетворению, а решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду под индивидуальное жилищное строение, выраженного в письме за №К от ДД.ММ.ГГГГ, признается судом законным.
При принятии указанного решения судом также учитываются положения ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Опариной О. В., Дудзинской Т. А. к заместителю главы г.о. Жигулевск Бубенцеву Д.В., администрации г.о. Жигулевск Самарской области о признании незаконным решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду под индивидуальное жилищное строение, выраженного в письме за №К от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области В.И. Калгин