Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3/2020 (2-263/2019;) от 26.08.2019

Дело № 2-3/2020

поступило в суд

17.04.2019

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

р.п.Сузун Новосибирской области                              26 февраля 2020г.

      Сузунский районный суд Нвосибирской области в составе:

председательствующего судьи А.А.Акимова,

с участием истца Федотова В.В., представителя ответчика Скоробогатовой О.Г.,

при секретаре Максимовой Ю.А.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова ФИО10 к администрации муниципального образования р.<адрес> об ограничении водопользования ответчиком администрацией МО р.<адрес>, в виде запрета на использование водохранилища в центре поселка на реке Нижний Сузун, до восстановления естественного течения реки, до получения водопользователем администрацией МО р.<адрес> обязательных разрешительных документов на эксплуатацию гидротехнического сооружения: «Правил использования водохранилища» и «Декларации безопасности ГТС»,

УСТАНОВИЛ:

      ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования р.<адрес> об обязании администрации муниципального образования р.<адрес> восстановить естественное течение реки Нижний Сузун, на первом этапе используя возможности ГТС (придонное устройство), изменить режим сброса до возвращения естественного течения реки.

     В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 изменил предмет исковых требований, заявил требования об ограничении водопользования ответчиком администрацией МО р.<адрес>, в виде запрета на использование водохранилища в центре поселка на реке Нижний Сузун, до восстановления естественного течения реки, до получения водопользователем администрацией МО р.<адрес> обязательных разрешительных документов на эксплуатацию гидротехнического сооружения: «Правил использования водохранилища» и «Декларации безопасности ГТС».

В судебном заседании, в порядке, предусмотренном ч.1 ст.41 ГПК РФ, суд предложил истцу заменить ненадлежащего ответчика – администрацию р.<адрес>, на надлежащего ответчика – Министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, разъяснив ему, что требования предмета иска о спуске воды из водохранилища, образованного ГТС на реке Нижний Сузун на <адрес> в р.<адрес>, не могут быть исполнены органом местного самоуправления, так как данный вопрос находится в компетенции органов государственной власти Российской Федерации (п.13 ст.24, ч.1 ст.26 ВК РФ).

ФИО1 отказался производить замену ответчика.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.41 ГПК РФ, суд продолжил рассмотрение дела по заявленному иску.

      В обоснование заявленных требований, истец привел следующие доводы:

      ФИО1 считает, что на реке Нижний Сузун, протекающей по территории р.<адрес>, сложилась тяжелая экологическая обстановка, в связи с чем нарушаются права жителей данного населенного пункта на здоровую окружающую среду. В водохранилище обнаружены группы термотолерантных колиформных бактерий в количестве 150КОЕ, что опасно для здоровья людей. Кроме того, в реке Нижний Сузун 756-кратное загрязнение ионами меди, из-за протекания реки через медные отвалы, в июле-августе на водохранилище наблюдается массовое развитие бактерий-цианидов – все это последствия замедления течения реки из-за устройства водохранилища. Необходимо уменьшить глубину водоема для более полного проникновения ультрафиолетового излучения Солнца, обеззараживающего воду, отодвинуть урез воды от источников загрязнения. Всего этого можно достичь за счет главного условия – возвращения естественного течения реки, охлаждающего и очищающего воду.

Кроем того, водохранилище эксплуатируется незаконно, так как у собственника ГТС администрации р.<адрес> отсутствует основной документ, разрешающий использование ГТС – Декларация безопасности гидротехнического сооружения.

Истец лично он не может своему внуку разрешить купаться в водоеме, не может, как в былые годы прогуливаться с ним по берегу реки из-за того, что берег реки незаконно захвачен землепользователями соседних с рекой улиц в пределах береговой полосы. В связи с периодическими заморами рыбы, рыбалка в верховьях реки Нижний Сузун стала хуже, чем в былые годы. Другого вреда лично ему использованием водохранилища и плотины причинено не было.

     Истец требует запретить администрации использование водохранилища до оформления «Декларации безопасности использования гидротехнического сооружения», а так же «Правил использования водохранилища», для чего слить воду из пруда – сразу после вступления решения суда в законную силу.

Свои требования истец заявил, руководствуясь ст.46 ГПК РФ, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

    Представитель ответчика в судебное заседание возражал против требований истца, в письменных возражениях указал, что плотина через реку Нижний Сузун на <адрес> в р.<адрес>, является собственностью МО р.<адрес>, была передана на баланс в 2011 году администрацией <адрес>. Истец в нарушение требований ст.56 ГПК РФ, не представил доказательств, подтверждающих его требования. В общественном обсуждении проблемы водохранилища, представленном истцом, участвуют 15 человек, в то время как в населенном пункте проживает 15000 жителей, чье мнение ФИО1 не учитывает. ГТС на <адрес> находится в удовлетворительном состоянии, спуск воды из пруда является нецелесообразным. Кроме того, ФИО1 не учитывает негативные последствия, которые могут сопровождать спуск воды из пруда, до возвращения естественного течения реке.

Представители, привлеченных к участию в гражданском деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – Федерального агентства по рыболовству, в лице Верхнеобского территориального управления, Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы), в лице своего структурного подразделения – Верхнеобского БВУ, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явились, о времени и месте были уведомлены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

По заключению Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> спуск водохранилища в центре р.<адрес> на реке Нижний Сузун повлияет на возможность реализации всеми жителями поселка права на потребление водных ресурсов, приведет к серьезным экономическим и социальным последствиям. ФИО1 не представил доказательств того, что эксплуатация водохранилища приносит вред окружающей среде на участке зарегулированным ГТС, того сложилась тяжелая экологическая ситуация, а так же наличия причинной связи между эксплуатацией ГТС и сложной экологической обстановкой на реке Нижний Сузун.

       Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании пояснил, что он является рыбаком-любителем, часто рыбачит на реке Нижний Сузун. Он против ликвидации пруда на реке Нижний Сузун в р.<адрес>, так как пруд нужен, тут отдыхают люди, купаются летом. Вода в пруду оставляет желать лучшего. Но это не связано с плотиной и прудом. Это связано с действиями конкретных лиц, которые загрязняют воду в реке. К примеру, вверх по течению реки Нижний Сузун, в <адрес> жидкие бытовые от ходы от двух многоквартирных домов сливаются непосредственно в реку. В том же селе Болтовский маслосырзавод имеет не исправную очистную систему – размерзлась и лопнула сливная труба – и уже как минимум 8 лет – вся жижа с маслозавода вытекает непосредственно в реку. Вот где угроза экологии. Рыба в реке есть, осенью рыба уходит вверх по течению, в места, где имеются ямы и глубокие места – там она зимует, а летом опять спускается в пруд. В период с 2009 года, когда произвели реконструкцию плотину, оборудовали второй слив, кто-то стал периодически, после установления ледяного покрова на реке, сливать воду из пруда. Иной раз сольют так – что лед просядет. Вот это тоже настоящее вредительство – уровень воды в пруду понижается – рыбе некуда от холода в ямах спрятаться, поэтому иногда случаются её заморы. Несколько таких заморов – незначительных по объему – в районе улиц Советская, Заречная в р.<адрес> – он сам видел. Но эти заморы не из-за пруда, а из-за того, что воду при установившемся льду сливают.

        Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснил, что он является рыбаком-любителем, часто рыбачит на реке Нижний Сузун вот уже более 40 лет. Рыбы на реке за это время стало меньше – линя не стало, сазан ушел. Но это не связано с прудом в р.<адрес>. Наоборот уровень воды в реке, поддерживаемый плотиной, помогает рыбе перезимовать. Выше по течению реки, на окраине р.<адрес>, в районе <адрес>, имеются родники – их много, и они влияют на состояние воды в реке. Когда после ремонта плотины, в зимнее время, после установления льда на реке, кто-то стал спускать воду из пруда – уровень воды стал снижаться, родники стали перемерзать. Без поступления свежей воды – ни водорослям, ни рыбе легче не стало – нет-нет да и происходят её заморы – именно в районе <адрес> они бывают. Иной раз из лунки мешками заморенную рыбу вытаскивать приходится. И плотина и пруд тут ни при чем – уровень воды нельзя снижать в морозы. Все сузунские рыбаки этим спускам воды возмущаются. Кроме того, жилые дома на берегу реки загрязняют её – некоторые жители р.<адрес> слив не канализационную яму оборудовали – а прямо в реку. За домами на <адрес>, Островского, да и других улиц настоящие свалки. Вот что по-настоящему вредит реке, а не пруд и не плотина.

      Свидетель Свидетель №3 в судебном заседании пояснил, что с ситуацией, которая рассматривается в судебном заседании, он знаком. Вопрос об улучшении природной среды в р.<адрес> и <адрес> поднимается давно. На реке в р.<адрес> установлено гидротехническое сооружение. Эксплуатация ГТС осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" ФЗ-117, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 986 "О классификации гидротехнических сооружений". В 2009 году при реконструкции плотины проектировщики не подготовили необходимый пакет документов в полном объеме, в частности не была подготовлена декларация безопасности на ГТС, не был разработан регламент по эксплуатации гидротехнического сооружения, в том числе правила его использования. В связи с отсутствием указанных документов, отсутствует возможность установления класса безопасности ГТС. Для того, чтобы подготовить вышеуказанную документацию, необходимо провести преддекларационные исследования, в ходе которых рассчитать возможный ущерб в случае прорыва плотины и возникновения чрезвычайной ситуации. Провести другие достаточно дорогостоящие мероприятия. В том случае, если стоит вопрос о консервации или ликвидации ГТС – то данный вопрос регламентирован Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1081 "Об утверждении Правил консервации и ликвидации гидротехнического сооружения". Для решения вопроса о консервации или ликвидации ГТС, определение класса его безопасности обязательно. Кроме того, необходимо учитывать и длительный срок эксплуатации плотины и водохранилища - с 18 века. Гидрогеология реки за этот период изменилась – вспять реку не повернуть, и в первозданное естественное состояние её уже вернуть нельзя. Вокруг реки, в пределах р.<адрес>, и других населенных пунктов (<адрес>) – лес вырублен, в наличии жилая застройка, сельскохозяйственные предприятия. В водоеме сложился определенный состав флоры и фауны, отличный от того, что был в период её естественного состояния. Как это все не учитывать? Как определить – что будет полезнее для экологии: водохранилище сохранить или его ликвидировать? В каком случае ущерба природе будет больше, а в каком меньше? Без экологической экспертизы, без подготовки соответствующего проекта ликвидации водохранилища – принимать такие решения нельзя. Вот, к примеру река Пивоварка – она впадает в реку Нижний Сузун в районе плотины на <адрес> в р.<адрес>. Гидрогеология реки была нарушена – насыпью железной дороги Барнаул - Карасук, мелиоративными работами по осушению болот, жилыми застройками на месте этих болот – река пересохла, течения нет, она цветет уже сейчас в мае – и плотина тут совершенно ни при чем. Если убрать плотину – где гарантия, что и река Нижний Сузун не пересохнет? В водохранилище наблюдается повышенный уровень показателя КОИ – это количество жизнеспособных микроорганизмов на единицу объема воды – но это связано не с самим водохранилищем или плотиной, а с расположенными рядом жилыми домами, со сливами жидких коммунальных отходов, с несанкционированными свалками. Прибрежная полоса общего пользования перекрыта заборами частных домовладений. При чем же тут водохранилище и эксплуатация плотины? Это общий культурный уровень населения, бездеятельность органов муниципальной власти, других ведомств, к лицам, загрязняющим водоем. Свидетель считает, что основания для ликвидации водохранилища и гидротехнического сооружения – плотины на <адрес> в р.<адрес>, отсутствуют.

    Исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело документов, суд приходит к следующим выводам:

     Положениями п. 1 ст. 77 ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.2 ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", граждане имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

    В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.5 ВК РФ, реки являются водотоками, относятся к поверхностным водным объектам

    Согласно ч.1 ст.8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.п.1, 13 ст.24 ВК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в том числе, установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ.

Согласно п.2 ч.1 ст.26 ВК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия, в том числе по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

Исходя из содержания ст.27 ВК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений не относится принятие решения о выпуске водохранилища на водном объекте, находящимся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

В судебном заседании было установлено, что река Нижний Сузун, место положения 3231км по берегу реки Обь, код водного объекта , находится в федеральной собственности. На реке Нижний Сузун по адресу: <адрес>, р.<адрес>, б/н, имеется плотина – гидротехническое сооружение (ГТС), назначение нежилое, площадь, общая протяженность (355 п.м.), ширина 11 п.м., кадастровый . Плотина была построена в 1765 году. Данное ГТС находится в собственности р.<адрес>. За 242 года использования плотины на реке Нижний Сузун, в пределах зарегулированного ГТС участка реки, сложилась экосистема, характерная для проточного озера. В пруду обитают различные виды рыб, в отношении которых жителями поселка осуществляется любительское и спортивное рыболовство. В 2009 году при реконструкции плотны, в целях предотвращения заиливания дна водоема, на ней был построен донный водоспуск. В период с 2013 года массовых заморов рыбы в реке Нижний Сузун по данным Федерального агентства по рыболовству не отмечалось. Вместе с тем, период с 2009 года, на реке Нижний Сузун по наблюдениям местных жителей в пределах зарегулированного ГТС участка реки, наблюдались незначительные по объему заморы рыбы.

На период ДД.ММ.ГГГГ в водохранилище были обнаружены группы термотолерантных колиформных бактерий в количестве <данные изъяты>, что опасно для здоровья людей. Кроме того, в реке Нижний Сузун в марте 2017 года было установлено 756-кратное загрязнение ионами меди.

Превышение допустимой концентрации поверхностных вод зон рекреации водохранилища, загрязнение ионами меди, а так же наблюдавшиеся на реке заморы рыбы – являются следствием негативного антропогенного воздействия на водоем, однако, не находятся в прямой причинной связи с эксплуатацией ГТС. Устранение вышеуказанных негативных последствий антропогенного воздействия на реку Нижний Сузун в пределах зарегулированного ГТС участка возможно без выпуска водохранилища, путем применения административных мер в пределах полномочий органов государственной и муниципальной власти в области водных отношений и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обстоятельства, установленные судом, подтверждаются следующими доказательствами: пояснениями сторон; письменными возражениями представителя ответчика (т.1 л.д.153); ответом министра сельского хозяйства <адрес> на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.34); ответом прокурора <адрес> на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.35); ответом Совета депутатов р.<адрес> на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.36); ответом ФКУ Центр «Антистихия» МЧС России на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.38); ответом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.42-43); копией протокола совещания при заместителе главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.44-45); информацией администрации р.<адрес> прокурору <адрес> о мерах принятых по выполнению требований представления прокурора (т.1 л.д.154); копией свидетельства о регистрации муниципальной собственности на ГТС (т.1 л.д.155); копией технического паспорта ГТС (т.1 л.д.156-165); копией технического паспортамоста через реку Н-Сузун (т.1 л.д.166-172); информацией Верхне-Обского БВУ о федеральной собственности на реку Н-Сузун (т.2 л.д.4-5); информацией от ИВЭП СО РАН об объеме и характере исследований для принятия решения о выпуске водохранилища (т.2 л.д.32-35); ответом на обращение ФИО1 от Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.104-105); ответом на обращение ФИО1 от Совета депутатов р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.107); Заключением государственной вневедомственной экспертизы /ГУ от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.109-115); заключением Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> (т.2 л.д.198); другими материалами дела.

В ходе производства по настоящему гражданскому делу, суд принял все возможные меры к устранению неопределенности предмета исковых требований ФИО1, а так же их оснований.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сформулировал исковые требования, как ограничение водопользования администрацией МО р.<адрес>, в виде запрета на использование водохранилища в центре поселка на реке Нижний Сузун, до восстановления естественного течения реки, в период до получения водопользователем администрацией МО р.<адрес> обязательных разрешительных документов на эксплуатацию гидротехнического сооружения: «Правил использования водохранилища» и «Декларации безопасности ГТС». При этом, истец настаивал, чтобы его требования были рассмотрены в представленных им формулировках.

Суд считает, что содержанием требований ФИО1, изложенным в вышеуказанном предмете его иска, является требование о спуске водохранилища, образованного ГТС на <адрес> в р.<адрес> на реке Нижний Сузун, до момента оформления в установленном порядке администрацией МО р.<адрес> разрешительных документов на эксплуатацию гидротехнического сооружения: «Правил использования водохранилища» и «Декларации безопасности ГТС».

Суд полагает, что в части требований о спуске водохранилища, требования ФИО1 к администрации муниципального образования р.<адрес> являются незаконными, так как орган муниципальной власти не уполномочен принимать такое решение.

При этом, суд учитывает, что в ходе производства по делу ФИО1 было разъяснено: какой орган государственной власти от имени Российской Федерации, вправе принимать решение о спуске водохранилища.    ФИО1 в судебном заседании отказался предъявлять соответствующие требования вышеуказанному государственному органу, и привлекать его к участию в деле в качестве ответчика.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности требований истца к администрации МО р.<адрес> о спуске водохранилища, образованного ГТС на <адрес> в р.<адрес> на реке Нижний Сузун, так как принятие такого решения, в отношении водоема, находящегося в федеральной собствнности, не входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Доводы ФИО1 о том, что администрация МО р.<адрес>, как собственник гидротехнического сооружения, вправе принять решение об открытии придонного спуска плотины, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании закона, так как в силу п.п.1, 13 ст.24, п.2 ч.1 ст.26 ВК РФ реализация полномочий собственника водного объекта в том числе, установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ, относится исключительно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

    Суд считает необходимым дать оценку оснований требований истца о необходимости ликвидации водохранилища, спуска из него воды по существу.

Суд полагает, что ФИО1 в судебном заседании не представил доказательств того, что зафиксированное загрязнение воды в водохранилище (группами термотолерантных колиформных бактерий, ионами меди, бактериями-цианидами) находится в прямой причинно-следственной связи с эксплуатацией спорного гидротехнического сооружения ответчиком.

При этом, суд учитывает, что ФИО1, несмотря на разъяснение ему, в порядке, предусмотренном ст.148 ГПК РФ, необходимости использования специальных познаний в области экологии, проведения экспертных исследований для установления вышеуказанной причинно-следственной связи – от проведения экологической экспертизы отказался, расценив её как нецелесообразную.

Доводы истца о том, что он сам является специалистом в области экологии и способен на профессиональном уровне делать заключения и оценивать ситуацию в области экологии на реке Нижний Сузун, суд расценивает как необоснованные, так как ФИО1 не представил суду доказательств наличия у него соответствующего образования и опыта практической работы в области экологии.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Свидетель №2, Свидетель №1, Свидетель №3 подтвердили факт того, что качество воды в водохранилище оставляет желать лучшего - но это не связано с эксплуатацией плотины и самим водохранилищем, а с противоправными действиями конкретных лиц – физических (жители близлежащих домов частного сектора), с эксплуатацией многоквартирных жилых домов в <адрес>, а так же вредными сбросами сельскохозяйственных предприятий, расположенных вверх по течению реки.

    Доводы ФИО1 о том, что в реке Нижний Сузун, в связи с эксплуатацией ГТС уменьшилось количество рыбы, так же не нашли своего подтверждения в судебном заседании, так как в соответствии с заключением ОГУ «Государственная вневедомственная экспертиза <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за 242 года использования плотины на реке Нижний Сузун, в пределах зарегулированного ГТС участка реки, сложилась экосистема, характерная для проточного озера. По информации Федерального агентства по рыболовству РФ, в пруду обитают различные виды рыб, в отношении которых жителями поселка осуществляется любительское и спортивное рыболовство. При этом, суд учитывает, что в отличии от ФИО1, свидетели Свидетель №2, Свидетель №1 постоянно в течение десятков лет и до настоящего времени рыбачат на реке Нижний Сузун круглый год.

Показания свидетелей Свидетель №2, Свидетель №1 о наблюдавшихся ими заморах рыбы на реке Нижний Сузун, которые не были зафиксированы Федеральным агентством по рыболовству РФ, тем не менее, так же опровергают доводы ФИО1 об уменьшении количества рыбы в водоеме.

При этом, суд принимает во внимание, доводы вышеуказанных свидетелей, что заморы рыбы происходили только в зимнее время, и были связаны с чрезмерным спуском воды из водохранилища, понижением её уровня до проседания льда, промерзания зимовальных ям, родников и обеднения воды кислородом, которое производилось при участии служб МЧС РФ, в целях предотвращения негативных последствий весенних паводков.

Доводы ФИО1 о связи эксплуатации ГТС на реке с захватом землепользователями соседних с рекой улиц, береговой полосы, суд расценивает как необоснованные, поскольку истец не представил суду доказательств причинной связи самовольного захвата земли в прибрежной зоне водоема, с эксплуатацией ГТС.

Суд считает, что загрязнение водоема продуктами человеческой деятельности, самовольный захват земельных участков непосредственно у среза воды, и другие негативные факторы, на которые ссылался истец в основаниях своих требований, не связаны с эксплуатацией ГТС на реке, с наличием водохранилища, а связаны с незаконными действиями конкретных физических и юридических лиц, при противоправном бездействии соответствующих надзорных и контролирующих органов. Указанные негативные факторы антропогенного воздействия на водоем могут быть устранены в установленном законом порядке, без необходимости спуска воды из водохранилища.

В подтверждение вышеуказанных доводов, помимо доказательств, положенных в основу решения, ФИО1 представил иные доказательства, которые суд признает несоответствующими признакам относимости и допустимости доказательств.

В частности, скриншоты электронного голосования посредством сети Интернет по вопросу спуска водохранилища на реке Н-Сузун (т.1 л.д.8-20); материалы по сбору подписей в поддержку возвращения реке Н-Сузун естественного течения (т.1 л.д.48-115) – являются формой выражения мнения части жителей р.<адрес> по спорному вопросу; но не содержат фактической информации по обстоятельствам, имеющим значение по делу.

Фотографии пейзажей реки Н-Сузун (т.1 л.д.116-123) – так же не содержат фактической информации по обстоятельствам, имеющим значение по делу.

Заключение депутатской комиссии (т.1 л.д.47), материалы для газетной статьи ФИО1 (т.1 л.д.26-32), копия обращения к.б.н. ФИО4 к главе администрации <адрес> (т.1 л.д.25) - представляют собою личное мнение отдельных граждан, не содержащее в себе научно-обоснованных выводов об оценке экологического состояния реки Нижний Сузун.

Представленное ФИО1 заключение «Общественной экологической экспертизы» (т.1 л.д.21-24) – так же не может быть принято судом в основу решения по настоящему делу, так как по информации Института водных и экологических проблем СО РАН (т.1 л.д.32-35), данное экспертиза проведена не профессионально, без учета требований Роспотребнадзора и Министерства природных ресурсов и экологии, предъявляемым к проведению подобного рода экспертиз.

Обращения ФИО1 в Управление сельского хозяйства <адрес>, в ГКУ <адрес> «Природоохранная инспекция» (т.2 л.д.199-201) содержат только информацию о личных взглядах истца на предмет спорных правоотношений.

При отсутствии доказательств наличия тяжелой экологической обстановки на водоеме – реке Нижний Сузун в пределах зарегулированного ГТС на ул.ФИО9 р.<адрес> участка, а так же наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по эксплуатации ГТС на реке Нижний Сузун, наличием соответствующего водохранилища, в р.<адрес>, и действительным фактическим состоянием водоема, суд приходит к выводу о том, что ликвидация водохранилища, с возвращением реке естественного течения, не устранит факторы негативного влияния на него человеческой деятельности, так как эти факторы связаны с иными причинами, подлежащими устранению в порядке, установленном законом.

Суд принимает во внимание, при этом, показания свидетеля Свидетель №3 о том, что антропогенное воздействие на водоем носит комплексный характер, и считает, что разрушение сложившегося за годы экологического равновесия на реке Нижний Сузун, которое неизбежно наступит при спуске водохранилища, приведен к серьезным негативным последствиям экономического и социального характера.

Суд считает, что отсутствуют как формальные, так и фактические основания для удовлетворения требований истца в части спуска водохранилища и возвращения реке естественного течения.

     Оценивая требования ФИО1 в части – возложения на администрацию МО р.<адрес> обязанности по оформлению в установленном порядке разрешительных документов на эксплуатацию гидротехнического сооружения «Правил использования водохранилища», «Декларации безопасности ГТС», суд учитывает следующие обстоятельства:

В соответствии с п.п.4, 6 Положения о разработке, согласовании и утверждении правил использования водохранилища, в том числе типовых правил использования водохранилища, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, разработка, согласование и утверждение правил использования водохранилищ, осуществляется Федеральное агентство водных ресурсов, и только в отношении водохранилищ, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 197-р, осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов. При этом, использование водохранилищ, не включенных в перечень, осуществляется в соответствии с типовыми правилами использования водохранилищ, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    Ёмкость водохранилища на реке Нижний Сузун составляет 59,2 тыс.куб.м., следовательно, в связи с небольшими размерами, оно не входит в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 197-р перечень водохранилищ, его использование допускается без разработки, согласования и утверждения специальных правил использования. Данное водохранилище может использоваться в соответствии с типовыми правилами использования водохранилищ, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

    Согласно ст.10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения только при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса.

В судебном заседании представитель ответчика представил доказательства того, что гидротехническое сооружение на реке Нижний Сузун, на <адрес> в р.<адрес> относится к IV классу (т.2 л.д.119).

В отношении указанного класса гидротехнических сооружений допускается их эксплуатация без декларации безопасности, которая составляется и утверждается в установленном законом порядке, при проектировании гидротехнического сооружения (в составе проектной документации), либо при его консервации или ликвидации.

Учитывая, что собственник действующего гидротехнического сооружения р.<адрес> не планирует его консервацию или ликвидацию, эксплуатация гидротехнического сооружения на реке Нижний Сузун, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, б/н, допускается без декларации безопасности гидротехнического сооружения.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования истца в части возложения обязанности на ответчика по оформлению в установленном порядке разрешительных документов на эксплуатацию гидротехнического сооружения «Правил использования водохранилища», «Декларации безопасности ГТС», являются необоснованными и незаконными.

    Кроме того, суд считает, что у ФИО1 отсутствуют полномочия по осуществлению надзорных и контрольных функций за соблюдением администрацией муниципального образования р.<адрес> обязательных требований к деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения на <адрес> в р.<адрес>, на реке Нижний Сузун. Помимо этого, указанные требования истца выходят за рамки предоставленного ч.2 ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" права граждан на предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде.

        Оценивая в совокупности вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца являются не законными, не обоснованными, возможность их удовлетворения отсутствует.

Стороны требований о возмещении понесенных судебных расходах в ходе производства по делу не заявляли.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.<░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.<░░░░░>, ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.<░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:░░░░░                  ________________________                    ░.░.░░░░░░

2-3/2020 (2-263/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федотов Валентин Владимирович
Ответчики
Администрация р.п. Сузун Сузунского района Новосибирской области
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) в лице структурного подразделения Верхнеобское БВУ
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому округу
Федеральное агентство по рыболовству верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Суд
Сузунский районный суд Новосибирской области
Судья
Акимов Александр Аристархович
Дело на сайте суда
suzunsky--nsk.sudrf.ru
26.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.08.2019Передача материалов судье
26.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2019Судебное заседание
03.12.2019Производство по делу возобновлено
03.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Судебное заседание
10.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
26.02.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2022Дело оформлено
28.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее