РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 13 мая 2021 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре Шушаковой В.В.,
с участием представителя истца Панченко А.В.,
представителя ответчика Зайцева Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-949/2021 по иску Данилова А. Ю. к Администрации города Нижний Тагил о признании бездействий незаконными, возложении обязанности совершить действия по организации транспортной инфраструктуры,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Данилов А.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации города Нижний Тагил, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в уклонении по обеспечению транспортной инфраструктуры к земельным участкам, принадлежащим на праве собственности истцу и расположенные по адресу: <адрес>, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами №; обязать ответчика устранить нарушение прав административного истца путем совершения мер по организации транспортной инфраструктуры к указанным земельным участкам.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес> категория земель земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования. Указанные земельные участки находятся на территории городского округа Нижний Тагил. Доступ к земельным участкам истца осуществляется по дороге от <адрес>. Фактически содержание дороги органом местного самоуправления не производится, договора находится в ненадлежащем состоянии. В осенне-весенний период проехать по дороге возможно только на высоко проходимой технике. Для использования земельных участков истцу необходима надлежащая дорога. Отсутствие автомобильной дороги до принадлежащих истцу земельных участков свидетельствует об отсутствии беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуре. Поскольку дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения является полномочием органа местного самоуправления, обязанность по организации транспортной инфраструктуры должна быть возложена на Администрацию города Нижний Тагил. Отсутствие дороги нарушает права истца на использование принадлежащих ему земельных участков.
На основании положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" истец просит признать незаконным бездействие администрации города Нижний Тагил и возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав истца путем совершения мер по организации транспортной инфраструктуры.
Истец Данилов А.Ю. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца Панченко А.В. в судебном заседании предмет и основание заявленного иска поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что истец приобрел земельные участки в ДД.ММ.ГГГГ году. Подъезд к земельным участкам осуществляется по лесной дороге. В настоящее время в результате вывоза древесины лесная дорога находится в ненадлежащем состоянии. Помимо земельных участков истца на 11 км имеется земельный участок, который предоставлен в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, проезд по указанной дороге необходим не только истцу, а также неопределенному кругу лиц. Истец неоднократно обращался к ответчику по вопросу неудовлетворительного состояния и ремонту дороги, однако из ответов следует, что ответчик не собирается разрабатывать проект планировки и межевания территории с целью оформления земельного участка под автомобильную дорогу. В связи с чем полагает, что ответчик фактически уклоняется от решения вопросов местного значения, имеются незаконные бездействия Администрации в уклонении от решения вопросов местного значения связанных с дорожной деятельностью.
Представитель ответчика Зайцев Д.С. в судебном заседании возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду пояснил, что дорога, проходящая к земельным участкам истца, какие-либо населенные пункты не пересекает. При покупке земельных участков истцу было достоверно известно о том, что подъезд к земельным участкам организован по лесной дороге необщего пользования. На орган местного самоуправления возлагается обязанность организовать транспортную инфраструктуру для неограниченного круга лиц, в данном случае истец требует создать дорогу исключительно для обеспечения собственных нужд. Иных объектов социальной инфраструктуры в районе данного лесного проезда не имеется. Возведение дороги это работы в сфере полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Суд не может вторгаться в деятельность Администрации и определять необходимость возведения того или иного объекта, сроки их возведения. Ответчик не может действовать в интересах одного жителя, орган местного самоуправления учитывает интересы всех жителей и требования противоречат интересам остальных жителей.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством.
Статья 3 указанного закона раскрывает понятие автомобильной дороги как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 5 Федерального закона).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 3, 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
По ч. 9 ст. 6 указанного закона автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления (в рассматриваемом деле городского округа) относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 14 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно ст. 15 - 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Данилов А.Ю. на основании договора купли-продажи является собственником следующих земельных участков расположенных по адресу: ДД.ММ.ГГГГ:
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
земельный участок площадью № кв.м. с кадастровым номером №
Вид разрешенного использования указанных земельных участков - для сельскохозяйственного использования (условные земельные паи).
Постановлением Администрации города Нижний Тагил №-ПА от ДД.ММ.ГГГГ утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Нижний Тагил до ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно выпискам из ПЗЗ и Генерального плана города Нижний Тагил дорога, ведущая от <адрес> до земельных участок сельскохозяйственного назначения полностью располагается на землях лесного фонда.
Из материалов дела следует, что от <адрес> до земельных участков сельскохозяйственного назначения в зоне лесов проходит лесная дорога.
На обращения Данилова А.Ю. Администрацией города Нижний Тагил в письме №от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что дорога до бывшей л. <адрес> в перечень межпоселковых дорог не включена. Денежные средства на ремонт не предусмотрены.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области письмом № от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу неудовлетворительного состояния дороги сообщает, что по вопросу строительства дороги ведущей к земельным участкам истец вправе вносить в орган местного самоуправления предложения о проектировании дороги с определением источника финансирования работ с обоснованием важности и необходимости прокладки этой дороги и указанием ориентировочных сумм, требуемых для строительства.
На обращения Данилова А.Ю. Администрацией города Нижний Тагил в письме № от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что дорога, по которой осуществляется подъезд к земельным участкам сельскохозяйственного назначения проходит через земли лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации. Администрация не планирует оформлять в муниципальную собственность указанную дорогу.
Статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено ведение единого государственного реестра автомобильных дорог, который представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Доказательств того, что дорога от <адрес> до земель сельскохозяйственного использования, находящихся в <адрес> включена в указанный реестр в дело не представлено.
Статья 11 указанного Федерального закона предусматривает, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
С учетом указанных выше норм права и представленных в дело совокупности доказательств следует вывод о том, что как объект права автомобильная дорога, относящаяся к собственности городского округа г. Нижний Тагил, отсутствует.
Указанная автомобильная дорога в настоящее время не существует, а потому предметом иска по существу является возложение на ответчика обязанности по созданию данного объекта и ввода его в эксплуатацию, что, по мнению суда, является вмешательством в деятельность и компетенцию Администрации г. Нижний Тагил. Исполнение решения потребует расхода денежных средств из бюджета города, однако доказательства, подтверждающие выделение в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели, истцом в нарушение положений ст. 56 ч. 1 ГПК РФ суду не представлено.
Из материалов дела следует, что согласно перечню мероприятий по комплексному развитию транспортной инфраструктуры г. Нижний Тагил предусмотрено развитие транспортной инфраструктуры: строительство дороги <адрес>
Кроме того, суд учитывает, что истцом не оспаривается наличие дорожного сообщения к земельный участкам истца в виде лесной дороги.
Таким образом, суд приходит к выводу, что незаконности бездействий Администрации г. Нижний Тагил по невыполнению мероприятий по строительству автомобильной дороги к земельным участкам истца в данном случае не имеется.
Возложение на ответчика в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ гражданско-правовой обязанности по совершению действий, направленных на организацию транспортной инфраструктуры, не является законным и обоснованным, поскольку по делу не представлено доказательств виновного бездействия ответчика и обязанности органа местного самоуправления организовать строительство дороги к земельным участкам истца. Кроме того, это является вмешательством в деятельность муниципального образования.
Доводы истца о том, что его права нарушаются ответчиком в течение длительного периода времени, не являются юридически значимыми для разрешения данного дела по существу.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции Российской Федерации). В силу части первой статья 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Суд учитывает, что возложение на ответчика вышеуказанных обязанностей, в том числе по планированию бюджетных средств, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что противоречит статьям 12, 130 Конституции Российской Федерации, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную к тому же статьей 10 Конституции Российской Федерации, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию органов исполнительной власти, тем более что в полномочия суда не входит оценка вопросов необходимости и целесообразности строительства автомобильных дорог местного значения.
Соблюдение органом местного самоуправления последовательности запланированных действий по поэтапному осуществлению дорожного строительства в населенном пункте с учетом очередности такого обеспечения отдельных территорий в границах муниципального района согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, тогда как суд как орган судебной власти в рассматриваемом случае не вправе решать вопросы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления, и предопределять исход решения таких вопросов вне очереди (внепланово), к чему могло бы привести судебное решение об удовлетворении заявленных требований.
Из установленных судом обстоятельств, подтвержденных письменными материалами дела, не следует, что орган местного самоуправления незаконно бездействует, нарушая права Данилова А.Ю., в силу чего имеются правовые основания для судебного вмешательства и удовлетворения заявленных требований в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований Данилова А. Ю. к Администрации города Нижний Тагил о признании незаконными бездействий, возложении обязанности совершить действия по организации транспортной инфраструктуры отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.
В окончательной форме решение принято 17 мая 2021 года.
<...>
<...>
Судья Ершова Т.Е.