Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-655/2023 ~ М-199/2023 от 31.01.2023

Дело № 2а-655/2023

73RS0003-01-2023-000224-77

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск                                       27 марта 2023 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Чеховой О.А.,

с участием административного истца Аксенова Р.Н.,

представителя административных ответчиков ФКУ Тюрьма УФСИН России по Саратовской области, УФСИН России по Саратовской области и заинтересованного лица ФСИН России Храмогина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-655/2023 по административному исковому заявлению Аксенова ФИО18 к Саратовской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, Саратовскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Лебедеву А.Г., прокуратуре Саратовской области, ФКУ Тюрьма УФСИН России по Саратовской области, УФСИН России по Саратовской области о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л :

Аксенов Р.Н. обратился в суд с административным иском к Саратовской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, Саратовскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Лебедеву А.Г., прокуратуре Саратовской области, ФКУ Тюрьма УФСИН России по Саратовской области, УФСИН России по Саратовской области о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указано, что 17.08.2022, 19.08.2022, 06.09.2022 ФКУТ УФСИН России по Саратовской области посещал работник Саратовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, который не посетил камеру №52 корпуса №2, в которой содержится административный истец. По данному поводу он направил обращения Полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе и Прокурору Ульяновской области.

29.09.2022 ФКУТ УФСИН России по Саратовской области посетил помощник Саратовского прокурора Песчаный М.В., который опросил Аксенова Р.Н. под протокол, в котором административный истец указал на работников прокуратуры, которые посещают тюрьму и не заходят в камеру, где он содержится. Помощник прокурора обещал исправить ситуацию, обещал, что административного истца посетят в октябре 2022 г., но сотрудник прокуратуры его камеру не посетил.

10.10.2022 сотрудники дежурной смены тюрьмы под запись портативного видеорегистратора отказались принимать от административного истца на регистрацию и отправку закрытый пакет в Приемную Президента РФ. После чего Аксенов Р.Н. обратился с заявлением к начальнику тюрьмы, в котором просил зарегистрировать и отправить пакет по принадлежности и предоставить исходящий номер и реестр об отправке закрытого пакета. Данный пакет он отдал сотруднику дежурному смены, который передал пакет оперативному сотруднику тюрьмы, который вскрыл пакет и в последующем не обеспечил его регистрацию и отправку.

Утром 07.11.2022 на проверке он отдал под запись камер видеонаблюдения два закрытых пакета в адрес Президента РФ (9 обращений) и прокурора Саратовской области.

09.11.2022 также утром на проверке он отдал старшему смены под запись камер два закрытых конверта в адрес прокурора Саратовской области и начальника УФСИН России по Саратовской области.

В этот же день 09.11.2022 камеру №52 корпуса №2, в которой он содержится, в сопровождении сотрудников отделов и служб УФСИН России по Саратовской области посетил представитель ФСИН России, врио начальника ФКУТ, заместитель начальника ФКУТ, Аксенов Р.Н. показал им заявления на имя прокурора Саратовской области и начальника УФСИН России по Саратовской области о превышении должностных полномочий сотрудниками тюрьмы, а также письмо на имя Полномочного представителя Президента РФ, просил зарегистрировать и отправить, а также предоставить реестры о направлении корреспонденции. В итоге корреспонденция не направлена, исходящие номера ему не предоставлены.

Кроме того, 09.11.2022, 07.11.2022, 09.01.2023 он опускал в прокурорский почтовый ящик, который расположен на 1 этаже корпуса №2, обращения на имя прокурора Саратовской области и начальника УФСИН России по Саратовской области, где указал о нарушении его прав, превышении должностных полномочий со стороны сотрудников ФКУТ.

В связи с чем, административный истец просит:

- признать незаконным бездействие административного ответчика Саратовской прокуратуры по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях области, выразившееся в непосещении в период с октября 2022 г. по декабрь 2022 г. камеры №52 корпуса №2, в которой содержится административный истец, а также несвоевременном выявлении нарушений прав и свобод административного истца со стороны администрации ФКУТ УФСИН России по Саратовской области в части необеспечения регистрации и отправки почтовых отправлений в органы государственной власти;

- признать незаконным бездействие административного ответчика ФКУТ УФСИН России по Саратовской области, выразившееся в необеспечении регистрации и отправки закрытых пакетов и обращений по принадлежности, в частности, переданных для отправления 10.10.2022 в Приемную Президента РФ, 07.11.2022 - Президенту РФ, прокурору Саратовской области (2 обращения), начальнику УФСИН России по Саратовской области (2 обращения), из почтовых ящиков обращения прокурору Саратовской области и начальнику УФСИН России по Саратовской области, 09.11.2022 - Полномочному Представителю Президента РФ в Приволжском Федеральном округе, 17.01.2023 – на имя прокурора Саратовской области (два обращения), начальнику УФСИН России по Саратовской области, возложив обязанность устранить допущенные нарушения, обеспечив регистрацию и отправку почтовых принадлежностей по принадлежности в органы государственной власти.

Административный истец Аксенов Р.Н. отбывает наказание в ФКУ Тюрьма УФСИН России по Саратовской области.

В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи, Аксенов Р.Н. административный иск поддержал в полном объеме, настаивал на его удовлетворении.

Представитель административных ответчиков ФКУ Тюрьма УФСИН России по Саратовской области, УФСИН России по Саратовской области и заинтересованного лица ФСИН России Храмогин В.В. в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи, просил в удовлетворении требований Аксенова Р.Н. отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что в ФКУ Тюрьма УФСИН России по Саратовской области отсутствуют документы и материалы, реестры, подтверждающие доводы Аксенова Р.Н. о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Представители административных ответчиков Саратовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, прокуратуры Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Административный ответчик Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Лебедев А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В представленных в суд письменных возражениях просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ), при этом обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

    Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

    В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1 статьи 84 КАС РФ).

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Вопросы реализации гражданином права обращаться лично в государственные органы регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В частности, в соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.

Согласно ст. 8 указанного Федерального закона, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности (часть 1).

Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 настоящего Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней (часть 2).

Частью 4 статьи 15 УИК РФ установлено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Из материалов дела следует, что Аксенов Р.Н. с 27.07.2022 отбывает наказание в ФКУ Тюрьма УФСИН России по Саратовской области.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Аксенов Р.Н. указывает, что административным ответчиком ФКУТ УФСИН России по Саратовской области не обеспечивается регистрация и отправка закрытых пакетов и обращений по принадлежности, сотрудниками Саратовской прокуратуры по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях области в период с октября 2022 г. по декабрь 2022 г. не посещалась камера №52 корпуса №2, в которой он содержится, а также несвоевременно выявляются нарушения прав и свобод административного истца со стороны администрации ФКУТ УФСИН России по Саратовской области в части необеспечения регистрации и отправки почтовых отправлений в органы государственной власти.

Согласно представленным ФКУТ УФСИН России по Саратовской области сведениям 05.09.2022 в канцелярию ФКУТ УФСИН России по Саратовской области от Аксенова Р.Н. поступил закрытый конверт, адресованный Полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе г. Нижний Новгород, который зарегистрирован в журнале №770-2016 «Учета исходящих документов» за №6385. Конверт отправлен в почтовом отделении связи №412315 г.Балашова согласно реестру №97 от 06.09.2022.

13.09.2022 в канцелярию ФКУТ УФСИН России по Саратовской области от Аксенова Р.Н. поступил закрытый конверт, адресованный Президенту РФ г. Москва, который зарегистрирован за №6555. Конверт отправлен в почтовом отделении г.Балашова №412315 согласно реестру №99 от 14.09.2022.

19.01.2023 в канцелярию ФКУТ УФСИН России по Саратовской области от Аксенова Р.Н. поступило два закрытых конверта, адресованных в Прокуратуру Саратовской области. Письма зарегистрированы за номерами 405 и 406. Они отправлены, их номера согласно реестру 104 от 19.01.2023.

Вышеуказанная корреспонденция со стороны администрации ФКУ Т УФСИН России по Саратовской области цензуре не подвергалась. Начальником и заместителем начальника не давалось письменных и устных указаний о просмотре указанной корреспонденции.

09.11.2022 административный истец на личном приеме обращался к главному инспектору УИС главной инспекции УИС УПОАО ФСИН России по вопросу направления корреспонденции, на что ему были даны разъяснения в устной форме.

29.11.2022 осужденный на личном приеме обращался к помощнику начальника Управления по соблюдению прав человека в УИС по вопросу направления корреспонденции. Ему также были даны разъяснения в устной форме.

Жалоб со стороны Аксенова Р.Н. по вопросу направления корреспонденции не поступало.

Посмотреть видеоархив с портативных видеорегистраторов с 1 этажа здания режимного корпуса №2 и видеоархив со стационарных видеокамер, установленных на 1 этаже корпуса здания режимного корпуса №2 ФКУТ за период август-октябрь 2022 г. не представляется возможным, так как хранение информации системы охранного телевидения обеспечивается в течение 30 суток в соответствии с Приказом Минюста России от 17.06.2013 №94 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции РФ от 04.09.2006 года №279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».

Сотрудниками Саратовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ области регулярно проводятся обходы всех режимных корпусов, штрафных помещений, объектов производственной зоны ФКУТ УФСИН России по Саратовской области. Также обеспечиваются личные приемы осужденных, изучается вся необходимая служебная документация.

Согласно представленным Саратовской прокуратурой по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях области по запросу суда сведениям, во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6, сотрудниками Саратовской прокуратуры по надзору за соблюдением в исправительных области регулярно проводятся обходы всех режимных корпусов, штрафных помещений, а также объектов производственной зоны ФКУТ, обеспечиваются личные приемы осужденных, изучается вся необходимая служебная документация. В случае выявлений нарушений, применяются меры прокурорского реагирования в соответствии с требованиями Федерального закона №2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации». В ходе проведенных личных приемов осужденный Аксенов Р.Н. с заявлениями и жалобами к сотрудникам прокуратуры не обращался, однако неоднократно опрашивался по поступившим в прокуратуру обращениям. Доводы о нарушении прав Аксенова Р.Н., не нашли своего объективного подтверждения. Все нарушения действующего законодательства в деятельности администрации ФКУ Т выявлены прокуратурой в порядке надзора. Случаев непринятия заявлений и жалоб, игнорирования обращений Аксенова Р.Н. со стороны сотрудников прокуратуры, в ходе обходов и проверок исправительного учреждения, не допускалось.

Доводы Аксенова Р.Н. о ненадлежащем проведении проверок деятельности администрации ФКУ Т и игнорировании его обращений сотрудниками прокуратуры, неоднократно являлись предметом рассмотрения. По результатам прокурорских проверок, его сведения объективного подтверждения не нашли.

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» вмешательство в осуществление прокурорского надзора недопустимо.

При осуществлении проверок прокурор самостоятельно решает и определяет порядок проведения проверочных мероприятий и их необходимость, в том числе опрос граждан.

План проверок и посещений сотрудниками по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области не предусмотрен приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 или иными ведомственными нормативно-правовыми актами.

Требование к регулярности осуществляемых проверок исправительного учреждения, не реже 1 раза в месяц, сотрудниками прокуратуры, не нарушалось. Учет входа и выхода сотрудников прокуратуры на режимную территорию ФКУ Т ведется в журналах учета прибытия (убытия) посетителей ФКУ Т, а также осуществляется видео и фотофиксация.

Указано, что 17.08.2022, 19.08.2022 осуществлял проверку состояния законности в ФКУ Т заместитель прокурора Гончаров В.А., 29.09.2022 прокурор Лебедев А.Г., совместно с помощником прокурора Песчаным М.В., 30.11.2022 помощник прокурора Луконкин Р.И., 27.12.2022 помощник прокурора Песчаный М.В. Кроме того, 01.07.2022, 07.10.2022, 21.10.2022, 28.10.2022, 11.11.2022, 18.11.2022 проверку наличия обращений осужденных направленных в органы прокуратуры осуществлял помощник прокурора г. Балашова Ефанов Г.В.

За период отбывания наказания Аксенов Р.Н. неоднократно обращался с письменными обращениями в органы прокуратуры по различным вопросам.

Все обращения осужденного Аксенова Р.Н. поступившие в Саратовскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, были рассмотрены, согласно требованиям Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45, Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

По результатам рассмотрения, в установленные законом сроки, в адрес Аксенова Р.Н., направлены мотивированные ответы, что подтверждается журналом учета исходящей корреспонденции прокуратуры №17-72, надзорным производством по обращениям № 139 ж-2017, а также реестром входящей и исходящей корреспонденции исправительного учреждения.

Факт посещения ФКУТ УФСИН России по Саратовской области сотрудниками Саратовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области также подтверждается представленными копиями журнала ФКУТ УФСИН России по Саратовской области учета прибытия и убытия посетителей №730-2016.

Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, вопреки доводам административного истца, заявленных Аксеновым Р.Н. нарушений со стороны административных ответчиков не установлено.

В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Аксенова Р.Н. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного иска Аксенова ФИО19 к Саратовской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, Саратовскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Лебедеву А.Г., прокуратуре Саратовской области, ФКУ Тюрьма УФСИН России по Саратовской области, УФСИН России по Саратовской области о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                                      Ю.Р. Санатуллова

Мотивированное решение изготовлено 10.04.2023

2а-655/2023 ~ М-199/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Аксенов Р.Н.
Ответчики
Саратовская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ области
УФСИН России по Саратовской области
Прокуратура Саратовской области
Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Лебедев А.Г.
ФКУ Т УФСИН России по Саратовской области
Другие
ФСИН России
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Санатуллова Ю. Р.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
31.01.2023Регистрация административного искового заявления
31.01.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.03.2023Предварительное судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее