Дело № 12-12/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по протесту прокурора на постановление по делу
об административном правонарушении
гор.Полярный 11 января 2017 года
Судья Полярного районного суда Мурманской области Дулов Е.Ю.,
с участием:
заместителя Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Седовой Н.В.,
рассмотрев протест Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах на постановление административной комиссии МО ЗАТО Александровск Мурманской области от 14.11.2016 о привлечении Железняк С.Л. к административной ответственности по п.1 ст.2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
13.10.2016 года ведущим специалистом отдела муниципального контроля и имущественных отношений УМС администрации ЗАТО Александровск Переверзевой А.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Железняк С.Л. по ст.2 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" № 401-01-ЗМО от 06.06.2003г.
Постановлением административной комиссии МО ЗАТО Александровск Мурманской области № 231/16 от 14.11.2016 Железняк С.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.2 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" № 401-01-ЗМО от 06.06.2003г. и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Согласно постановлению, административная комиссия МО ЗАТО Александровск Мурманской области установила, что 14.09.2016 около 11.11 час. в ходе осмотра территории г. Снежногорска было выявлено, что на газоне, в районе домов 11,13 по ул. Октябрьской в г. Снежногорске, припаркован автомобиль «Хундай Елантра», государственный регистрационный знак №..., принадлежащий Железняк С.Л., тем самым нарушены п.3.13.11 и 18.3 Правил благоустройства территории ЗАТО Александровск.
23.11.2016 Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах обратился в суд с протестом на указанное постановление, в котором просит постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование своих доводов прокурор, проанализировав действующее законодательства Российской Федерации указал, что органом местного самоуправления ЗАТО Александровск Мурманской области, в нарушение требований законодательства о местном самоуправлении, установлен запрет на размещение транспортных средств на определенных территориях, при этом установление указанных запретов отнесено к предметам ведения Российской Федерации, в связи с чем привлечение граждан к административной ответственности за нарушение установленных органом местного самоуправления запретов является незаконным и не образует событие административного правонарушения.
В судебном заседании заместитель прокурора Седова В.Н. поддержала протест в полном объеме.
Железняк С.Л. в суд не явился, извещен надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
Представитель административной комиссии ЗАТО Александровск в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении протеста прокурора в его отсутствие.
Представитель административной комиссии ЗАТО Александровск представил письменный отзыв на протест прокурора, в котором указал, что считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению, так как на момент принятия административной комиссией ЗАТО Александровск постановления о привлечении Железняк С.Л. к административной ответственности п.п.3.13.11 и 18.3 Правил благоустройства территории ЗАТО Александровск имели юридическую силу и только Решением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 22.11.2016 № 82 п.п.3.13.11, 3.13.13 и 18.3 указанных Правил признаны утратившие силу.
Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, считаю постановление подлежащим отмене по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст.2 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" № 401-01-ЗМО от 06.06.2003г. установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации. Санкцией статьи предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Примечанием к ст.2 указанного Закона предусмотрено, что для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Пунктом 3.13.11. Правил благоустройства территории ЗАТО Александровск, утвержденных Решением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 10.12.2012 №86 (в редакции Решения Совета от 28.01.2016 № 3), установлен запрет на стоянку автотранспортных средств в парках, скверах, на прочих озелененных территориях, в зонах отдыха, на бульварах, газонах, детских, хозяйственных, спортивных, контейнерных площадках и иных, не предусмотренных для этого местах.
Пунктом 18.3. указанных Правил запрещена парковка (стоянка) автотранспорта на газонах или участках зеленых насаждений, спортивных и детских игровых площадках, тротуарах, на местах, затрудняющих подъезд к газорегуляторным установкам и пунктам, трансформаторным подстанциям, площадкам для складирования твердых бытовых отходов.
Решением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 22.11.2016 № 82 п.п.3.13.11, 3.13.13 и 18.3 указанный Правил признаны утратившие силу.
При рассмотрении протеста установлено следующее.
14.09.2016 около 11.11 час. в ходе осмотра территории г. Снежногорска сотрудником отдела муниципального контроля и имущественных отношений УМС администрации ЗАТО Александровск было выявлено, что на газоне, в районе домов 11,13 по ул. Октябрьской в г. Снежногорске, припаркован автомобиль «Хундай Елантра», государственный регистрационный знак №..., принадлежащий Железняк С.Л., тем самым нарушены п.3.13.11 и 18.3 Правил благоустройства территории ЗАТО Александровск.
13.10.2016 ведущим специалистом отдела муниципального контроля и имущественных отношений УМС администрации ЗАТО Александровск Переверзевой А.А. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Железняк С.Л. по ст.2 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" № 401-01-ЗМО от 06.06.2003г.
Постановлением административной комиссии МО ЗАТО Александровск Мурманской области № 231/16 от 14.11.2016 Железняк С.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.2 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" № 401-01-ЗМО от 06.06.2003г. и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении и не оспариваются сторонами.
В соответствии с абз.18 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 указанного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Глава 3 Правил благоустройства территории ЗАТО Александровск определяет требования к содержанию и уборке территории ЗАТО Александровск, а Глава 18 определяет требования к хозяйственным площадкам, площадкам для выгула животных, парковкам (стоянкам) автотранспорта.
Пунктом 3.13.11. указанных Правил установлен запрет на стоянку автотранспортных средств в парках, скверах, на прочих озелененных территориях, в зонах отдыха, на бульварах, газонах, детских, хозяйственных, спортивных, контейнерных площадках и иных, не предусмотренных для этого местах.
Пунктом 18.3. Правил запрещена парковка (стоянка) автотранспорта на газонах или участках зеленых насаждений, спортивных и детских игровых площадках, тротуарах, на местах, затрудняющих подъезд к газорегуляторным установкам и пунктам, трансформаторным подстанциям, площадкам для складирования твердых бытовых отходов.
Транспортное средство является источником повышенной опасности, в связи с чем вопросы управления, технической эксплуатации и другие вопросы, связанные с его использованием, урегулированы на федеральном уровне.
Так, в силу п.1 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.
Пунктом 4 ст.22 данного Закона предусмотрено, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 утверждены такие Правила дорожного движения, согласно пункту 1.1 которых иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Порядок размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, ответственность за нарушение которых установлена ст.12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, запрет на проезд и стоянку автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 (пункт 6.3), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (пункт 3.9.2), Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).
В соответствии с указанными нормами федерального законодательства охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). При этом ответственность за несоблюдение установленных федеральным законодательством правил, стандартов, требований, а также за действия, влекущие уничтожение либо повреждение объектов зеленого фонда, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочия субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрена ст.1.3.1 КоАП РФ. В силу п.3 ч.1 ст.1.3 КоАП РФ ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Федеральный законодатель, раскрывая в ч.1 ст.2.1 КоАП РФ понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования, его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.
В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия). Иначе может иметь место противоречивая правоприменительная практика в разных муниципальных образованиях одного субъекта Российской Федерации, что приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания.
При этом, п.24.3. указанных Правил благоустройства предусмотрено, что за их нарушение наступает административная ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Мурманской области.
Из материалов дела следует, что Железняк С.Л. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.2 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" № 401-01-ЗМО от 06.06.2003г. за нарушение п.3.13.11 и 18.3 Правил благоустройства территории ЗАТО Александровск, а именно за стоянку автомобиля на газоне около многоквартирного дома.
Таким образом, нарушение запретов в отношении автотранспорта, установленных п.п.3.13.11 и 18.3 Правил благоустройства территории ЗАТО Александровск, позволяет привлекать к административной ответственности субъектов административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.2 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" № 401-01-ЗМО от 06.06.2003г., тогда как административная ответственность за нарушение правил остановки и стоянки автотранспортных средств предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральное законодательство не исключает возможности воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации и актах местного самоуправления положений федерального законодательства (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"), как не исключает и возможности наличия в региональных законах ссылок (отсылок) на положения федеральных нормативных правовых актов. Однако такие ссылки не должны приводить к привлечению к административной ответственности за нарушение данного запрета.
В связи с изложенным, так как Железняк С.Л. был привлечен к административной ответственности по Закону Мурманской области "Об административных правонарушениях" № 401-01-ЗМО от 06.06.2003г. на основании противоречащих федеральному законодательству п.п. 3.13.11 и 18.3 Правил благоустройства территории ЗАТО Александровск, то в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, в связи с чем постановление административной комиссии МО ЗАТО Александровск Мурманской области № 231/16 от 14.11.2016 о привлечении Железняк С.Л. к административной ответственности по п.1 ст.2 Закона Мурманской области "Об административных правонарушениях" № 401-01-ЗМО от 06.06.2003г. подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 231/16 ░░ 14.11.2016 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░" № 401-01-░░░ ░░ 06.06.2003░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.1 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 10-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.