РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2023 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Меньшиковой О.В.,
при секретаре Апахиной Е.В.,
с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Бугайцевой И.В., представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области – Силакова И.В. по доверенности, административного ответчика Киржиманова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 63RS0030-01-2023-005677-94 (производство № 2а-4118/2023) по административному исковому заявлению ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Киржиманова А.А. на срок 10 лет со следующим ограничениями: запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 2-х раз в месяц в ОВД по месту жительства, запретить выезд за установленные судом пределы территории, ссылаясь на то, что в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание Киржиманов А.А., осужденный 18.04.2011 г. Ленинский районным судом г. Самары по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Отбывает наказание за преступление против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста. Конец срока отбывания наказания наступает 23.02.2024 г.
Административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области поддержал заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора, вместе с тем пояснил, что с учетом характеристики личности полагает, что все предложенные ограничения будут способствовать предупреждению совершения КиржимановымА.А. преступлений и других правонарушений, и оказанию на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов.
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти БугайцеваИ.В. поддержала заявление начальника ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Киржиманова А.А. и предложенных ограничений.
В судебном заседании административный ответчик Киржиманов А.А. административные исковые требования не признал, просил не устанавливать ограничение в виде запрета на выезд за установленные судом пределы территории, а также снизить количество явок для регистрации до одной, не согласился со сроком надзора в 10 лет, посчитав его завышенным. Просил при вынесении решения учесть его возраст, состояние здоровья (тяжелое заболевание легких), необходимость получения соответствующего амбулаторного, стационарного лечения. Полагает, что установление запрета на выезд за пределы определённой территории лишит его возможности прохождения санаторно-курортного лечения по направлению врачей. После освобождения намерен проживать по адресу: ....145, в квартире своей сестры и ее семьи, которые согласились принять его.
Суд, выслушав участников процесса, ответчика в режиме видеоконференц-связи, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
18.04.2011 г. Киржиманов А.А. осужден Ленинским районным судом г.Самары по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (Закон) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 4 названного Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ).
Согласно приговору от 18.04.2011 г. Ленинского районного суда г. Самары преступление, за совершение которого Киржиманов А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы, относится к преступлению против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста.
Согласно ст. 86 УК РФ в редакции времени совершения преступления, срок погашения судимости для преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ составляет 10 лет.
Из материалов дела следует, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный Киржиманов А.А. зарекомендовал себя следующим образом, в ФКУ ИК-16 прибыл 10.06.2016 г. из ИК-13 с. Спиридоновка. По прибытию в ФКУ ИК-16 был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Обязанности, установленные УИК Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, выполняет, хотя ранее допускал нарушения. На проводимую с ним работу воспитательного характера реагирует удовлетворительно, старается делать для себя должные выводы. Состоит на профилактическом учете как «склонный к суициду и членовредительству» с 30.12.2016 года, как «склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность» с 06.07.2017 года, как «склонный к доставке запрещенных предметов в ИУ» с 02.08.2018 года, как «требующий особого контроля» с 28.11.2019 года. За все время отбывания наказания привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания 16 раз. Из них 13 раз был объявлен выговор и 3 раза был водворен в ШИЗО. Пятнадцать взысканий сняты поощрениями и погашены временным фактором, 1 взыскание является действующим. Получил 20 поощрений от администрации ИУ. С 12.04.2018 года состоит на облегченных условиях отбывания наказания. Принимает участие в общественной жизни ИУ. В общении с администрацией вежлив, корректен. В быту аккуратен, внешне опрятен, спальное место содержит в установленном порядке. Нормы санитарной и личной гигиены соблюдает. Взаимоотношения поддерживает с осужденными положительной направленности. В ФКУ ИК-16 не трудоустроен, к труду относится удовлетворительно. Является инвали.... группы. Прошел обучение в ПУ... по профессии «Столяр строительный», к учебе относится удовлетворительно. К получению высшего образования стремления не проявляет. Вину в совершенном преступлении не признал. Исковых обязательств по приговору суда не имеет. Связь с родственниками поддерживает путем переписки и телефонных переговоров.
После освобождения следует к месту жительства по адресу: ....
Учитывая, наличие у административного ответчика неснятой и непогашенной судимости за совершение преступления за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в отношении него следует установить административный надзор до погашения судимости на срок 10 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
С учетом характеристики Киржиманова А.А., суд приходит к выводу, что для контроля за поведением осужденного после освобождения последнему, необходимо установить следующие ограничения: обязанность явок в ОВД для регистрации 2 раза в месяц, что позволит более тщательно осуществлять контроль за поведением осужденного.
Принимая во внимание, что Киржиманов А.А. ранее судим за умышленные преступления, однако должных выводов для себя не сделал, вновь совершив преступление. Указанные обстоятельства свидетельствуют о склонности административного ответчика к совершению преступлений и, соответственно, о возможности совершения им новых преступлений при отсутствии контроля за его поведением, в связи с чем, необходимо установить в отношении осужденного административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов, что позволит осуществлять за ним контроль с целью профилактики совершения им новых преступлений и правонарушений, вместе с тем будет способствовать его социальной адаптации. При установлении данного ограничения суд также учитывает, что преступление совершенное осужденным совершено им в ночное время.
Также суд считает необходимым установить в отношении КиржимановаА.А. ограничение в виде запрета на выезд за установленные судом пределы территории Самарской области, поскольку, преступление, за которое осужденный отбывает наказание, относится к преступлению против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, в связи с чем, данное ограничение является обязательным.
Оснований для возложения на осужденного иных ограничений не имеется.
Установление административного надзора и возложение в связи с этим на Киржиманова А.А. указанных ограничений, по убеждению суда, будет способствовать предупреждению совершения Киржиманова А.А. преступлений и других правонарушений, и оказанию на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, вместе с тем будут способствовать социальной адаптации осужденного после освобождения.
Примененные административные ограничения соответствуют данным о личности Киржиманова А.А. не являются чрезмерными, и отвечают целям административного надзора, также будут носить профилактический характер.
В соответствии со ч.3 ст.5 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», срок административного надзора исчисляется в отношении: лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Также суд разъясняет положения ст.12 Указанного закона, в соответствии с которой Орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве, заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг.
Суд считает необходимым разъяснить, что административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом РФ от 06.04.2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительная колония № 16 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить.
Установить в отношении ФИО2 административный надзор сроком на 10 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой;
- обязать явкой 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запретить выезд за установленные судом пределы территории: .....
Срок административного надзора необходимо исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Разъяснить ФИО2, что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный судом срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.12.2023 г.
Судья О.В. Меньшикова