УИД24RS0019-01-2021-000035-19
Дело № 2-21/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2021 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой О.В.,
при секретаре Таболич К.Р.,
с участием:
истца Гелюх Т.И., прокурора г. Игарки Кононова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гелюх Татьяны Ивановны к управлению культуры и молодежной политики администрации Туруханского района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Гелюх Т.И. обратилась в суд с исковым заявлением к управлению культуры и молодежной политики администрации Туруханского района, с учетом дополнения и уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что она с 2018 г. работала в МКУДО «ДШИ г. Игарки» в должности и.о. директора. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, истечение срока трудового договора. Увольнение считает незаконным, так как приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-о/д управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района она была назначена и.о. директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки». При этом по трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному на неопределенный срок, работала заведующей филиала «ДШИ г. Игарки» МКУДО «Туруханская ДМШ», который на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был закрыт. В связи с закрытием филиала она уволена переводом в МКУДО «ДШИ г. Игарки» на должность и.о. директора с заключением срочного трудового договора на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что с 2018 г. после смены учредителя МКУДО «ДШИ г. Игарки» ее работа в должностях административно-управленческого персонала носила длительный характер, что свидетельствует о постоянных трудовых отношениях между работником и работодателем, у нее сложились трудовые отношения по должности «директор» МКУДО «ДШИ г. Игарки» с администрацией Туруханского района как органа, выполняющего полномочия учредителя, не на основании срочного трудового договора, а в силу фактического допуска к работе на основании ч. 2 с. 67 Трудового кодекса Российской Федерации. При оформлении трудового договора при переводе ее из филиала «ДШИ г. Игарки» МКУДО «Туруханская ДШИ» в МКУДО «ДШИ г. Игарки» допущены нарушения Трудового кодекса Российской Федерации: она принята на должность, которой нет в штатном расписании, отсутствовали достаточные основания для заключения трудового договора на определенный срок. Незаконными действиями работодателя ей причинен моральный вред, который выразился в переживаниях, стрессе, депрессии, бессоннице. Просит установить факт наличия трудовых отношений по должности «директор» муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» между Гелюх Татьяной Ивановой и управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района с ДД.ММ.ГГГГ, признать срочный трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным на неопределенный срок, восстановить на работе в МКУДО «Детская школа искусств города Игарки» в должности директора, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула со дня, следующего за днем увольнения, по день восстановления на работе, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50.000 руб. (т.д. 1 л.т. 4-7; т.д. 2 л.т. 153; т.д. 3 л.т. 51).
Истец Гелюх Т.И. в судебном заседании исковые требования подтвердила, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района в судебное заседание не явился. Управление культуры и молодежной политики администрации Туруханского района о месте и времени рассмотрения дела извещено, о причинах неявки своего представителя суд не уведомило, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представило.
Из представленного отзыва и письменных пояснений представителя ответчика – руководителя управления культуры и молодежной политики ФИО5 следует, что ответчик исковые требования Гелюх Т.И. не признает, мотивируя тем, что трудовых отношений на основании приказа № о назначении Гелюх Т.И. исполняющей обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки», который действительно был издан управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района, не возникло, трудовой договор на основании указанного приказа заключен не был, обязанности по должности исполняющего директора истец не выполнял, заработная плата по должности истцу не выплачивалась. Приказ № утвержден управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района в связи с созданием нового учреждения – МКУДО «ДШИ г. Игарки» с целью регистрации юридического лица в налоговом органе. В 2018 г. Гелюх Т.И. было предложено стать руководителем вновь создаваемого муниципального учреждения и проводить все организационные мероприятия, необходимые для начала функционирования учреждения (принятие решений по расстановке кадров, организации бюджетного финансирования и др.). После регистрации юридического лица Гелюх Т.И. не подписывала какие-либо документы, устанавливающие трудовые отношения в должности исполняющего обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки», фактически не приступила к работе в МКУДО «ДШИ г. Игарки». Приказ № не являлся для истца основанием начала трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ, в нем не был оговорен срок начала трудовой деятельности по указанной должности. Со ссылкой на ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации указывает, что трудовой договор с директором, приказ о вступлении его в должность не могут быть оформлены ранее даны государственной регистрации юридического лица, поскольку до этого момента юридическое лицо не обладает правоспособностью. Приказ № не является безусловным поводом для работника, работодателя для заключения в дальнейшем трудовых отношений, в связи с чем Гелюх Т.И. была вправе не заключать трудовой договор и не приступать к исполнению обязанностей директора. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Гелюх Т.И. назначена ответственным за пожарную безопасность на территории и в здании МКУДО «ДШИ г. Игарки», был утвержден ошибочно и в отсутствие трудовых отношений с управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района никаких правовых последствий и обязанностей для Гелюх Т.И. не нес. Приказами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района истцу были выданы поручения о подготовке аукционной документации на выполнение работ по ремонту помещений МКУДО «ДШИ г. Игарки» и подготовке, предоставлению проектов локальных нормативных актов МКУДО «ДШИ г. Игарки» соответственно, данные поручения истцом исполнены. При этом со ссылками на статьи 19, 67 Трудового кодекса Российской Федерации указывает, что ни работодатель, ни его уполномоченный орган не выдавал истцу письменных или устных поручений о том, чтобы истец приступил к работе в должности исполняющего обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки» с ДД.ММ.ГГГГ Какие-либо трудовые отношения между сторонами отсутствовали до ДД.ММ.ГГГГ, так как вновь созданное учреждение - муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» начало функционировать только с ДД.ММ.ГГГГ Со ссылками на статьи 58, 59, 274, 275 Трудового кодекса российской Федерации, п. 8.2.2 Устава муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», указывает, что с директором школы заключается срочный трудовой договор сроком на 5 лет, поэтому с истцом был заключен срочный трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на исполнение обязанностей директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», который истец подписал без оговорок, что свидетельствует о согласовании сторонами условий трудовых отношений. Не отрицает, что должность исполняющего обязанности директора в штатном расписании МКУДО «ДШИ г. Игарки» отсутствует, однако исполнение истцом обязанностей руководителя подтверждается его непосредственной деятельностью во время работы в МКУДО «ДШИ г. Игарки», в связи с чем отсутствие в штатном расписании должности исполняющего обязанности директора не исключает возможности установления факта трудовых отношений между сторонами. Поскольку Трудовой кодекс Российской Федерации прямо не закрепляет обязанность работодателей утверждать штатные расписания, то принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя. Полагает, что управлением культуры в соответствии с имеющимися полномочиями в отношении процедуры освобождения от должности директора школы был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении срочного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с истцом на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, ответчиком заявлено о применении срока исковой давности по требованиям истца об установлении факта наличия трудовых отношений с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, так как, по мнению ответчика, истцом пропущен установленный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с требованиями об установлении факта наличия трудовых отношений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который истек ДД.ММ.ГГГГ (т.д. 1 л.т. 59-67, т.д. 2 л.т. 43-48, 192-193, 206-207).
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации Туруханского района, привлеченной к участию в деле определением от 24.02.2021 г. Игарского городского суда Красноярского края (т.д. 1 л.т. 158), извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представили.
Представитель третьего лица Жосан М.С., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (т.д. 2 л.т. 167), в судебном заседании 18.03.2021 г., считала требования истца удовлетворению не подлежащими по основаниям, изложенным в возражениях и дополнениях к возражениям, представленных суду в ходе производства по гражданскому делу. Дополнительно пояснила, что истец с ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заведующей филиалом «ДШИ г. Игарки» Туруханской ДМШ, что для истца являлось основным местом работы. В администрацию Туруханского района заявление истца о согласии на проведение аттестации на замещение должности директора образовательной организации не поступало, истец не прошел аттестацию на замещение должности директора, поэтому был назначен исполняющим обязанности по указанной должности.
Согласно представленным возражениям и дополнениям к возражениям на исковое заявление администрации Туруханского района третье лицо считает исковые требования Гелюх Т.И. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что согласно п. 1.6 Устава муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», п. 5.4.4 Положения руководитель управления по согласованию с главой Туруханского района назначает на должность и освобождает от должности в соответствии с трудовым законодательством и муниципальными правовыми актами работников управления и руководителей подведомственных учреждений. Функции и полномочия учредителя МКУДО «ДШИ г. Игарки» переданы управлению культуры и молодежной политики администрации Туруханского района, в связи с чем заключение трудового договора с Гелюх Т.И. осуществлялось ответчиком в рамках переданных полномочий. В соответствии со статьями 275, 278 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 8.2.2 Устава школы администрацией Туруханского района было принято решение о прекращении трудового договора с исполняющим обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки» Гелюх Т.И. на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Туруханского района. Считает, что информация в выписке из ЕГРЮЛ содержит лишь указание на лицо, которое вправе от имени юридического лица действовать без доверенности, и не является документом, подтверждающим фактическое исполнение должностных обязанностей руководителя организации. Деятельность МКУДО «ДШИ г. Игарки» фактически начата с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отсутствием в период 2018, 2019 годы штатных расписаний, табелей учета использования рабочего времени, приказов о приеме работников на работу и т.п. При назначении истца на должность исполняющего обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки» истец состоял с ДД.ММ.ГГГГ в трудовых отношениях в должности заведующего филиалом «ДШИ г. Игарки» МКУДО «Туруханская ДМШ», основное место работы, поэтому невозможно дать оценку фактического исполнения истцом должностных обязанностей руководителя образовательной организации, поскольку Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлен запрет на исполнение должностных обязанностей руководителей образовательных организаций на условиях совместительства. Со ссылкой на ст. 51 названного Федерального закона указывает, что кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки прохождения которой устанавливаются учредителем. В администрацию не поступало заявление истца о согласии на проведение аттестации кандидата на должность руководителя муниципального образовательного учреждения Туруханского района - директора МКУДО «ДШИ г. Игарки». При несогласии истца с предложенными условиями трудового договора он вправе был его не заключать (т.д. 1 л.т. 219-222, 223, 224; т.д. 2 л.т. 37-40, 41).
В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В этой связи, полагая, что представители ответчика управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района и третьего лица администрации Туруханского района определили порядок защиты процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав пояснения истца, заключение прокурора г. Игарки, полагавшего заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 58 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 Кодекса. В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 59 Кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
В силу абз. 7 ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться: с руководителями организации, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре в обязательном порядке указывается дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» срочный трудовой договор, заключенный без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения, может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон (часть вторая статьи 59 Трудового кодекса российской Федерации), т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (ст. 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются, и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
В соответствии со ст. 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гелюх Т.И. занимала должность заведующей филиала «ДШИ г. Игарки» МКУДО «Туруханская детская музыкальная школа», куда была принята в порядке перевода из МКУДО «Детская школа искусств города Игарки» с перспективой дальнейшего перевода во вновь создаваемое учреждение – МКУДО «Детская школа искусств города Игарки», что подтверждается приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу» и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с работником. По условиям заключенного трудового договора работа в должности заведующего филиала «ДШИ г. Игарки» МКУДО «Туруханская детская музыкальная школа» являлась для истца основной, трудовой договор заключенным на неопределенный срок (т.д. 1 л.т. 11, 91-95, 96).
Согласно приглашения на работу от ДД.ММ.ГГГГ исх. № заместителя главы Туруханского района - руководителя управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района ФИО5 Гелюх Т.И. предложена работа по должности исполняющей обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки». В приглашении поименованы основные обязанности, указан размер вознаграждения за труд (размер оклада, размер стимулирующих выплат, компенсационные выплаты за работу в районах Крайнего Севера), график работы, предоставление ежегодного отпуска в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. В приглашении также указано, что остальные условия будут указаны в трудовом договоре.
При решении вопроса о переводе в другое учреждение на должность исполняющей обязанности директора письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Гелюх Т.И. сообщила, что приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ она уже назначена исполняющей обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» и фактически исполняет обязанности, наименование должности должно соответствовать штатному расписанию и выразила согласие на работу в МКУДО «ДШИ г. Игарки» в порядке перевода из филиала «ДШИ г. Игарки» с занятием штатной должности директора, с окладом, соответствующим установленной группе по оплате труда руководителя, с заключением трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № заместитель главы Туруханского района – руководитель управления культуры и молодежной политики ФИО5 в ответ на обращение Гелюх Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о невозможности заключения трудовых договоров с работниками МКУДО «ДШИ г. Игарки» в соответствии со штатным расписанием в связи с отсутствием утвержденного штатного расписания учреждения и назначенного в установленном порядке руководителя учреждения; сроки проведения аттестации руководителей образовательных организаций Туруханского района в области искусств, их заместителей определены на февраль-март 2020 года. По изложенным основания Гелюх Т.И. предлагается до прохождения обязательной аттестации руководителей образовательных организаций исполнять обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки».
ДД.ММ.ГГГГ Гелюх Т.И. дала письменное согласие, изложив его на приглашении от 31.10.2019 г. № 1214 с просьбой о направлении трудового договора, Положения об оплате труда руководителей и заместителей, должностной инструкции по предлагаемой должности (т.д. 2 л.т. 50, 51-52, 6, 7).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы Туруханского района - руководителя управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района Гелюх Т.И. принята на работу в МКУДО «ДМШ г. Игарки» на должность исполняющей обязанности директора в порядке перевода из МКУДО «Туруханская ДМШ» на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С истцом заключен срочный трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ как с директором муниципального учреждения. В дальнейшем между сторонами трудового договора заключались дополнительные соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ в части оплаты труда руководителя (т.д. 1 л.т. 12, 99-104).
ДД.ММ.ГГГГ истец получил и ознакомлен с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении трудового договора (т.д. 2 л.т. 202).
Распоряжением от 28.12.2020 г. № 969-р администрацией Туруханского района принято решение о прекращении трудового договора с исполняющим обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа искусств города Игарки» Гелюх Т.И., управлению культуры и молодежной политики администрации Туруханского района (Гончаров К.М.) прекратить действие трудового договора с исполняющим обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа искусств города Игарки» Гелюх Т.И. ДД.ММ.ГГГГ Основанием к изданию распоряжения послужила служебная записка заместителя главы Туруханского района – руководителя управления культуры и молодежной политики ФИО5 (т.д. 2 л.т. 223).
Из служебной записки, послужившей основанием к изданию 28.12.2020 г. распоряжения № 969-р администрацией Туруханского района, видно, что заместитель главы Туруханского района – руководитель управления культуры и молодежной политики ФИО5 просит согласовать прекращение трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с исполняющей обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа искусств города Игарки» Гелюх Т.И. по п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом служебная записка датирована ДД.ММ.ГГГГ (т.д. 3 л.т. 48 (оборотная сторона)).
ДД.ММ.ГГГГ Гелюх Т.И. уволена с должности исполняющей обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки» в связи с истечением срока трудового договора, п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, о чем издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ (т.<адрес>.т. 81).
Также судом установлено, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района Гелюх Т.И. назначена исполняющей обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа искусств города Игарки». Приказ введен в действие со дня его подписания, основанием к изданию приказа послужило постановление от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Туруханского района «О создании муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», п. 5.4.5 Положения «Об управлении культуры и молодежной политики администрации Туруханского района» (т.д. 1 л.т. 97).
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Красноярскому краю 06.02.2018 г. Лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, указана Гелюх Татьяна Ивановна - исполняющая обязанности директора, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРЮРЛ по состоянию на 25.06.2018 г. (т.д. 1 л.т. 50-52).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы Туруханского района – руководителя управления культуры и молодежной политики Гелюх Т.И., исполняющая обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», с ДД.ММ.ГГГГ назначена ответственной за пожарную безопасность на территории и в здании учреждения с возложением обязанности постоянно следить за пожарной безопасностью закрепленных объектов, ежедневно проверять противопожарное состояние перед закрытием (т.д. 2 л.т. 3).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гелюх Т.И. с ведома и по поручению работодателя выполняла работу руководителя, исполняя обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», по организации деятельности школы в пределах компетенции, относящейся к деятельности школы в соответствии с Уставом учреждения (пункты 7.4.1 – 7.4.3): готовила документы для лицензирования учреждения и его последующей работы, занималась работой по подбору кадров учреждения, обеспечения деятельности школы, выступая при этом как руководитель юридического лица (т.д. 1 л.т. 167-218; т.д. 2 л.т. 17-20, 22, 23, 26, 214; т.д. 3 л.т. 20-45).
В 2018 году ею были получены заключения о соответствии здания, оборудования, иного имущества муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки»: ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - санитарно-эпидемиологическим требованиям; ДД.ММ.ГГГГ - обязательным требованиям пожарной безопасности (т.д. 2 л.т. 24-25, 28, 221-228).
ДД.ММ.ГГГГ получен акт проверки, проведенной Министерством образования Красноярского края, о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям. При проведении проверки присутствовала исполняющая обязанности директора Гелюх Т.И. (т.д. 3 л.т. 30-32, 33-35).
Во исполнение приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О разработке локальных нормативных актов» руководителя управления истец подготовил и ДД.ММ.ГГГГ направил на рассмотрение и согласование проекты 40 локальных актов учреждения. Из представленных проектов ДД.ММ.ГГГГ руководителем управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района было отказано в согласовании только Положения об оплате труда муниципального учреждения (т.д. 2 л.т. 197, 199, 200).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района Гелюх Т.И. исполняющая обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки» обязана до ДД.ММ.ГГГГ подготовить аукционную документацию на выполнение работ по ремонту помещений муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки». Приказ истцом исполнен: проекты аукционной документации направлены руководителю управления (т.д. 2 л.т. 195, 196).
Кроме того, Гелюх Т.И., как исполняющая обязанности руководителя учреждения, ДД.ММ.ГГГГ была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения. Предусмотренного ч. 2 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 32 в г. Игарке (т.д. 3 л.т. 12-18).
Согласно ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения с руководителями организации. При этом в трудовом договоре обязательно должны быть указаны обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
Как установлено судом, срочный трудовой договор №, заключенный с истцом ДД.ММ.ГГГГ на исполнение обязанностей директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не содержит указание на обстоятельства, причины, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора. При заключении указанного трудового договора условие о его срочности с истцом не согласовывалось, что следует из переписки истца и представителя ответчика по вопросу приглашения на работу в МКУДО «ДШИ г. Игарки» в порядке перевода и увольнении по указанному основанию из филиала ДШИ г. Игарки МКУДО «Туруханская ДМШ». Подписание срочного трудового договора истцом не свидетельствует о добровольном согласии работника, поскольку, будучи предупрежденной об увольнении из филиала, прежнего места работы, и отказа от подписания предложенного работодателем срочного трудового договора, при отсутствии договоренности о срочном характере работы, препятствовали бы дальнейшей работе истца в учреждении.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком требований ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также суд приходит к выводу, что ответчиком нарушен установленный п. 5.4.5 Положения об управлении культуры и молодежной политики администрации Туруханского района и п. 7.3.4 Устава муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» порядок увольнения руководителя.
Из представленных суду доказательств следует, что работодатель, не согласовав с учредителем – администрацией Туруханского района прекращение действия срочного трудового договора с истцом, издал приказ о прекращении трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ
Так, служебную записку о согласовании прекращения трудового договора с истцом руководитель ответчика направил учредителю ДД.ММ.ГГГГ, учредителем прекращение трудового договора с истцом согласовано ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р). После согласования увольнения истца с учредителем, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, работодатель не предупредил работника об увольнении в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.
Нарушение установленного Положением об управлении культуры и молодежной политики администрации Туруханского района и Уставом муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» порядка увольнения руководителя подтверждается и представленным истцом актом экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ФБУ Красноярская ЛСЭ Минюста России, согласно которого в копии служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ, адресованной главе Туруханского района ФИО6, читаемая рукописная цифровая запись «ДД.ММ.ГГГГ.», изображение которой расположено в правом верхнем углу, подвергалась изменению путем выполнения одних штрихов цифр поверх других штрихов: первоначально в месте расположения цифры «12» читаемой рукописной цифровой записи «ДД.ММ.ГГГГ.» была выполнена, вероятно, цифра «0» поверх которой была выполнена цифра «12» (т.д. 3 л.т. 80-85).
При исследовании в судебном заседании оригинала указанной служебной записки (т.д. 3 л.т. 77) установлено наличие исправлений в читаемой рукописной записи «т. Гончаров. Подг. Проект. Распор-я. Подпись. ДД.ММ.ГГГГ.», расположенной в правом верхнем углу, в цифровой записи «ДД.ММ.ГГГГ.»: в месте расположения цифры «12» читаемой рукописной цифровой записи «ДД.ММ.ГГГГ.». Копия служебной записки, направленная истцом на исследование, полностью совпадает с ее оригиналом.
Указанные обстоятельства, в совокупности с иными исследованными судом доказательствами, не позволяют суду с достоверностью прийти к выводу о том, что согласование прекращения трудового договора с истцом получено у учредителя именно ДД.ММ.ГГГГ, то есть до уведомления истца о расторжении с ним срочного трудового договора.
Таким образом, суд приходит к выводу, что между истцом Гелюх Т.И. и ответчиком – управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района с ДД.ММ.ГГГГ сложились трудовые отношения по должности директор муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», обязанности которого выполнял истец до ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района, который не отменен, недействительным не признан.
Достаточных оснований, с учетом сложившихся и продолжаемых на момент заключения срочного трудового договора отношений в силу приказа № № от 26.01.20218 г., для заключения срочного трудового договора с истцом на исполнение обязанностей по должности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не имел.
Срочный трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ с директором муниципального учреждения, заключенный между истцом и ответчиком не содержит указание на обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом. Ответчиком не представлено доказательств добровольного заключения указанного срочного трудового договора.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что трудовые отношения между истцом Гелюх Т.И. и ответчиком управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. не возникли, трудовой договор на основании указанного приказа заключен не был, обязанности по должности исполняющего директора истец не выполнял, заработная плата по должности истцу не выплачивалась, работодатель и его уполномоченный орган не выдавали истцу письменных или устных поручений о том, чтобы истец приступил к работе в должности исполняющего обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки» с ДД.ММ.ГГГГ, в приказе № не был оговорен срока начала трудовой деятельности по указанной должности являются необоснованными.
В силу ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
На основании п. 5.4.10 Положения об управлении культуры и молодежной политики администрации Туруханского района руководитель в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, подлежащие обязательному исполнению всеми работниками управления и подведомственных учреждений, организует и проверяет их исполнение.
Как следует из Устава муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», утвержденного постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-п, учредителем школы является муниципальное образование Туруханский район, от имени которого полномочия учредителя осуществляет администрация Туруханского района. Полномочия учредителя в отношении школы от имени администрации Туруханского района осуществляет управление культуры и молодежной политики администрации Туруханского района (координирующий орган) (п. 1.5, 1.6).
В силу п. 7.3.4 Устава школы управление культуры и молодежной политики администрации Туруханского района по согласованию с учредителем назначает на должность и освобождает от должности в соответствии с действующим законодательством директора школы.
Поскольку приказ от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении Гелюх Т.И. исполняющей обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа искусств города Игарки» издан руководителем управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района, наделенным правом приема и увольнения работников как управления, так и подведомственных ему учреждений, Гелюх Т.И. выполняла указания (письменные и устные) руководителя управления культуры, следовательно, была допущена к работе с ведома и по поручению работодателя.
Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района введен в действие со дня его подписания, в связи с чем датой начала исполнения обязанностей директора учреждения является ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, представитель ответчика в отзыве на исковое заявление не отрицает, что исполнение истцом обязанностей руководителя подтверждается его непосредственной деятельностью во время работы в МКУДО «ДШИ г. Игарки», в связи с чем отсутствие в штатном расписании должности исполняющего обязанности директора не исключает возможности установления факта трудовых отношений между сторонами.
Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что приказ № был утвержден управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района исключительно в связи с созданием нового учреждения – МКУДО «ДШИ г. Игарки», в связи с чем в 2018 г. Гелюх Т.И. было предложено стать руководителем вновь создаваемого муниципального учреждения и проводить все организационные мероприятия, необходимые для начала функционирования учреждения (принятие решений по расстановке кадров, организации бюджетного финансирования и др.), о том, что трудовой договор с директором, приказ о вступлении его в должность не могут быть оформлены ранее даны государственной регистрации юридического лица, поскольку до этого момента юридическое лицо не обладает правоспособностью, не основаны на действующем законодательстве.
Согласно ч. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
Таким образом, полномочия руководителя организации возникают и прекращаются в момент принятия решения учредителем соответственно о назначении на должность или прекращении полномочий конкретного должностного лица. При этом закон не обусловливает возникновение и прекращение полномочий руководителя учреждения производством регистрационных действий и внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, приказ от ДД.ММ.ГГГГ № не содержит указания о назначении Геюх Т.И. исполняющим обязанности руководителя муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа искусств города Игарки» на период производства регистрационных действий и внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно установленного ч. 1.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка представления документов заявителями, в числе прочих физических лиц, при государственной регистрации юридического лица могут быть лица, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации (подпункт "д" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 8.3.2 Устава школы директор школы представляет интересы школы в государственных, муниципальных и иных предприятиях, учреждениях, организациях, действует без доверенности от имени школы.
Отсутствие приказа о назначении руководителя учреждения либо исполняющего обязанности руководителя, который в силу занимаемой должности в соответствии с Уставом учреждения вправе без доверенности действовать от имени учреждения, влекло за собой невозможность регистрации школы в качестве юридического лица и, как следствие, невозможность осуществления школой уставной деятельности.
Довод представителя ответчика о том, что Трудовым кодексом Российской Федерации прямо не закреплена обязанность работодателей утверждать штатные расписания, принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя, основаны на неверном понимании действующего трудового законодательства.
Согласно пунктов 5.4.7, 5.4.8 Положения об управлении культуры и молодежной политики администрации Туруханского района руководитель управления разрабатывает и утверждает по согласованию с учредителем структуру и штатное расписание управления и подведомственных учреждений в пределах фонда оплаты труда и предельной штатной численности, разрабатывает и утверждает сметы учреждения и подведомственных учреждений.
В силу п. 7.3.2 Устава школы управление культуры и молодежной политики администрации Туруханского района, действующее от имени учредителя – администрации Туруханского района, утверждает бюджетную смету школы и вносит в нее изменения.
Таким образом, согласно Положению об управлении культуры и молодежной политики администрации Туруханского района, Устава муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа искусств города Игарки» руководитель управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района обязан был разработать и утвердить штатное расписание учреждения, согласовав с учредителем штатное расписание, которое отражает структуру и штат учреждения, содержит сведения о наименовании должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации; окладах, доплатах, надбавках; о месячном фонде заработной платы, служит основой для формирования фонда оплаты труд и является первичным учетным документом по учету кадров, в соответствии с ним составляется бюджетная смета, производится расчет заработной платы работников.
Доводы представителя ответчика о том, что после регистрации юридического лица Гелюх Т.И. не подписывала какие-либо документы, устанавливающие трудовые отношения по должности исполняющего обязанности директора МКУДО «ДШИ г. Игарки», то есть фактически не приступила к работе в МКУДО «ДШИ г. Игарки» в 2018 году, не могут быть прияты во внимание при разрешении трудового спора.
Статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации к основаниям возникновения трудовых отношений между работником и работодателем относит фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Указанная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников.
По общему правилу, установленному действующим трудовым законодательством, обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений возложена на работодателя. Следовательно, работник не может нести ответственность и неблагоприятные последствия за ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей. Вся ответственность за соблюдение порядка заключения трудового договора возлагается на руководителя учреждения. Работник не отвечает за то, что трудовой договор с ним не оформлен в письменной форме или оформлен ненадлежащим образом.
Доводы представителя ответчика о том, что ошибочно утвержденный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Гелюх Т.И. назначена ответственной за пожарную безопасность на территории и в здании МКУДО «ДШИ г. Игарки», в отсутствие трудовых отношений с управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района никаких правовых последствий и обязанностей для Гелюх Т.И. не нес, ничем не обоснованы.
Доводы представителя ответчика о том, что трудовым законодательством, п. 8.2.2 Устава муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» с директором школы заключается срочный трудовой договор сроком до 5 лет, в связи с чем с истцом был заключен срочный трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на исполнение обязанностей директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», который истец подписал без оговорок, что свидетельствует о согласовании сторонами условий трудовых отношений, не могут быть приняты во внимание.
На основании ч. 1 ст. 275 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда в соответствии с ч. 2 ст. 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.
Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в числе обязательных условий в договоре указывается дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок (период) его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.
Пунктом 8.2.2 Устава муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» установлено, что с директором школы заключается срочный трудовой договор сроком до 5 лет.
Пунктом 7.3.4 Устава координирующий орган – управление культуры по согласованию с учредителем – администрацией Туруханского района назначает на должность и освобождает от должности директора школы в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из представленной сторонами переписки по вопросу принятия истца в порядке перевода на работу на исполнение обязанностей директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» вопрос о заключении трудового договора на определенный срок, срочного трудового договора, в данном случае на срок 1 год, сторонами не разрешался и не согласовывался. В трудовом договоре № от ДД.ММ.ГГГГ не указаны обстоятельства либо причины, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.
Доводы представителя третьего лица Жосан М.В., что истец не мог быть принят на работу в муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» на должность директора, поскольку не прошел обязательную аттестацию, что установлено ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также то, что истец с ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с другим учреждением также не могут служить основанием для признания правомерным заключения с истцом срочного трудового договора и выполнения работы по должности исполняющего обязанности директора.
Согласно ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителями этих образовательных организаций.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п администрации Туруханского района утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, претендующих на должность руководителя муниципального образовательного учреждения Туруханского района и периодической аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Туруханского района, согласно которому аттестации подлежат кандидаты на должность руководителя и руководители.
Учитывая, что истец был приглашен на работу на замещение соответствующей должности в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями, занимал должность директора филиала, следовательно, не являлся кандидатом на должность руководителя, подлежал аттестации как руководитель образовательной организации и не мог быть принят исполняющим обязанности на должность директора в связи с не прохождением аттестации. Данный вывод следует также из ответа руководителя управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому сроки проведения аттестации руководителей образовательных организаций Туруханского района в области искусства определены на февраль-март 2020 года.
То обстоятельство, что истец с ДД.ММ.ГГГГ занимал должность директора филиала МКУДО «Детская школа искусств города Игарки», не может опровергать факта допуска истца к работе в должности исполняющего обязанности директора в учреждении ответчика с ДД.ММ.ГГГГ
Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом предусмотренного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части требований об установлении факта наличия трудовых отношений по должности «директор» муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» между Гелюх Татьяной Ивановой и управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района с ДД.ММ.ГГГГ В обоснование ходатайства указано, что о нарушении своих прав истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, именно с указанной даты начал течь установленный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд, который истек ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно части 1 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Истцом Гелюх Т.И. заявлено требование об установлении факта наличия трудовых отношений по должности «директор» муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» между Гелюх Татьяной Ивановой и управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района с ДД.ММ.ГГГГ На день обращения истца с данным требованием, указанные отношения не являлись трудовыми, в связи с чем только после установления их таковыми в судебном порядке, у ответчика возникнет право требовать распространения норм трудового законодательства на имевшие место трудовые правоотношения.
По указанным основания заявление ответчика о применении срока обращения в суд, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, не основано на действующем законодательстве.
Ссылки представителей ответчика и третьего лица на судебную практику не могут быть приняты во внимание, так как обстоятельства, установленные в других делах, при рассмотрении которых применялись положения ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, положения трудового законодательства об основаниях заключения срочного трудового договора не имеют преюдициального значения при разрешении настоящего гражданского дела, поскольку не связаны с предметом заявленного требования. Кроме того, ссылки на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку прецедент не является источником права в судебной системе Российской Федерации.
По условиям срочного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и ответчиком, указанный договор заключается с директором муниципального учреждения, определяет права и обязанности директора, оплату труда и ответственность директора. В штатном расписании муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», утвержденном ответчиком, на 2020 год имеется должность директора (т.д. 1 л.т. 86-89, 99-104).
В судебном заседании установлено, что должность директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дату заключения срочного трудового договора, являлась вакантной, требования истца о восстановлении ее в должности директора являются правомерными, поскольку зачисление на должность «исполняющего обязанности директора» нарушает интересы работника, нормы трудового права, так как назначение работника исполняющим обязанности по вакантной ставке не допускается. Это определено в п. 2 разъяснений Госкомтруда СССР № 30 и ВЦСПС № 39 от 29.12.1965 г., которые с изменениями от 11.03.2003 г. действуют и в настоящее время в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Гелюх Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности по должности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки», между сторонами возникли трудовые отношения (истец выполняла работу по указанной должности лично в интересах, под управлением и контролем работодателя, работодатель обеспечивал условия труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права), срочный трудовой договор заключен с истцом в отсутствие правовых оснований и в отсутствие добровольного согласия истца, то есть вынуждено, применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок и не может признать увольнение Гелюх Т.И. с должности исполняющей обязанности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» в связи с истечением срока трудового договора, п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, законным, поэтому ее требования об установлении факта трудовых отношений по должности директор муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» с управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района с ДД.ММ.ГГГГ, признании срочного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ по должности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» заключенным на неопределенный срок и восстановлении в должности директора указанного учреждения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор (ч. 1). Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы (ч. 2).
Из справки, выданной управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района, следует, что среднедневной заработок истца составляет 3.251 руб. 27 коп. из расчета заработной платы за 10 месяцев (февраль-сентябрь 2020 года, ноябрь-декабрь 2020 года), размер которой составляет 575.474 руб. 44 коп., количество отработанных дней – 177 (575.474 руб. 44 коп. : 177) (т.д. 2 л.т. 204).
Расчет среднедневного заработка истец не оспаривал, с ним согласен.
Количество дней вынужденного прогула составляет 59 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: январь 5 рабочих дней (нетрудоспособность 10 рабочих дней); февраль 19 рабочих дней; март 22 рабочих дня; апрель 13 рабочих дней (по ДД.ММ.ГГГГ)).
Размер заработной платы за время вынужденного прогула, подлежащего взысканию с управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района в пользу Гелюх Т.И. составляет 191.824 руб. 93 коп. (3.251 руб. 27 коп. х 59 дней).
В соответствии с ч. 9 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом (ч. 9).
Согласно ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Истцом заявлено требование о компенсации морального вреда в размере 50.000 рублей.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истца и длительность такого нарушения, значимость нарушенного права, степень вины ответчика, не представившего доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению возложенной на него обязанностей по надлежащему оформлению трудовых отношений, степень причиненных истцу нравственных страданий, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд, считает необходимы определить размер морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца в размере 35.000 рублей.
В силу пункта 10 статьи 91 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации цена иска определяется по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истцом заявлено несколько самостоятельных требований, одно из которых (взыскание среднего заработка за время вынужденного прогула) является требованием имущественного характера, подлежащего оценке, остальные требования (установление факта трудовых отношений, признание срочного трудового договора по должности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе и компенсации морального вреда) являются требованиями неимущественного характера, не подлежащего оценке.
Таким образом, с ответчика – управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в соответствующий бюджет, государственная пошлина, рассчитанная в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 6.236 руб. 50 коп. ((191.824 руб. 93 коп. – 100.000 руб.) х 2 % + 3.200 руб. = 5.036 руб. 50 коп. + 1.200 (300 руб. х 4)).
На основании ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Гелюх Татьяны Ивановны к управлению культуры и молодежной политики администрации Туруханского района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить.
Установить факт трудовых отношений по должности директор муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» между Гелюх Татьяной Ивановной и управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать срочный трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Гелюх Татьяной Ивановой и управлением культуры и молодежной политики администрации Туруханского района по должности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» заключенным на неопределенный срок.
Восстановить Гелюх Татьяну Ивановну в должности директора муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств города Игарки» с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района в пользу Гелюх Татьяны Ивановны средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 191.824 (сто девяносто одна тысяча восемьсот двадцать четыре) руб. 93 коп.
Взыскать с управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района в пользу Гелюх Татьяны Ивановны компенсацию морального вреда в сумме 35.000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Взыскать с управления культуры и молодежной политики администрации Туруханского района в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 6.236 (шесть тысяч двести тридцать шесть) руб. 50 коп.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.
Председательствующий О.В. Безрукова
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2021 г.