В окончательной форме изготовлено 24.08.2015 года
Дело № 2-703/2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 19 августа 2015 года
Камышловский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Л.А. Афанасьевой
при секретаре Бронских А.В.
с участием: истцов ФИО3, ФИО4, представителя истцов ФИО8, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика ФИО9, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя третьего лица ФИО12, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Муниципальному образованию Камышловский муниципальный район о признании постановления главы муниципального образования Камышловский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязании заключить договоры аренды,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в Камышловский городской суд Свердловской области с иском к вышеуказанному ответчику, указав следующее: ФИО3, ФИО4, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ обратились в Комитет по управлению имуществом Камышловского муниципального района с заявлением о предоставлении им в аренду сроком на 11 месяцев земельных участков для строительства индивидуальных гаражей, место расположения земельных участков: <адрес>, в месте уже сложившейся застройки гаражей для жителей многоквартирного дома, расположенного по <адрес>. Администрация при приеме заявлений направила заявителей в Администрацию Обуховского поселения для согласования места размещения земельных участков с главой Обуховского поселения. После согласования места размещения земельных участков истцы обратились к кадастровому инженеру для межевания земельных участков. Схемы расположения земельных участков на кадастровом плане были утверждены постановлениями главы МО Камышловский муниципальный район от 18.03.2015 года, № 275, 281, 282 (земельным участкам присвоены ориентировочные адреса), в соответствии с действующим законодательством земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера (1329, 1328, 1327), и адреса (<адрес>). При этом были соблюдены положения ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В дальнейшем заявителям были выданы постановления Главы МО Камышловский муниципальный район о предоставлении земельных участков в аренду от ДД.ММ.ГГГГ № 412, 411, 410. Однако, комитет по управлению имуществом так и не выдал гражданам договоры аренды. 22.06. 2015 года Постановлением Главы МО Камышловский муниципальный район № все ранее изданные правовые акты - постановления - в отношении ФИО5, ФИО4, ФИО3 были отменены, в качестве основания для отмены указано на ошибочное применение градостроительной зоны, разрешенного вида использования земельного участка, установленных Правилами землепользования и застройки Обуховского поселения и нарушением процедуры согласования. Полагая свои права нарушенными в связи с принятием последнего постановления главы МО Камышловский муниципальный район, просят признать незаконным постановление главы муниципального образования Камышловский муниципальный район от 22.06.2015 года № 486 «Об отмене отдельных муниципальных актов», обязать Администрацию муниципального образования Камышловский муниципальный район заключить с истцами договоры аренды на земельные участки.
В судебном заседании представитель истцов ФИО8, действующая на основании доверенности, с учетом уточнений, исковые требования поддержала только к ответчику Администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район, от исковых требований к Администрации МО «Обуховское сельское поселение» отказалась, поскольку данным ответчиком права истцов не нарушены, доводы искового заявления поддержала, дополнив, что согласно Правил землепользования и застройкиОбуховского сельского поселения, спорные земельные участки располагаются в зоне Ж-9(2) - зона хозяйственных дворов, с размещением погребов, сараев и овощных ям,условно разрешенные виды использования: гараж индивидуальный. В данной зоне и местности расположены только объекты гаражной застройки, никаких хозяйственных построек в этой местности не располагается, следовательно, Обуховским поселением при согласовании места расположения земельных участков не были нарушены нормыПравил землепользования и застройки, поскольку условным разрешенным видом использования в данной зоне разрешено строительство индивидуальных гаражей. Разрешенный вид использования земельных участков в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», вступившим в законную силу 24.12.2014 года, вид использования - обслуживание автотранспорта, введен вместо разрешенного использования - под индивидуальный гараж. Процедура предоставления земельных участков в аренду не была нарушена ни на одной стадии, истцы действовали в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи с чем оснований для отмены принятых решений в отношении земельных участков не имелось. Непринятие администрацией муниципального образования решения по заявлению о выборе земельного участка является незаконным бездействием. Просит иск удовлетворить, признать незаконным постановление главы муниципального образования Камышловский муниципальный район от 22.06.2015 года № 486 «Об отмене отдельных муниципальных актов», обязать Администрацию муниципального образования Камышловский муниципальный район заключить с истцами договоры аренды на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные по адресу: <адрес>
Истцы ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании исковые требования и доводы своего представителя поддержали к ответчику МО Камышловский муниципальный район, требований к Администрации МО «Обуховское сельское поселение» не заявляют, поскольку со стороны Администрации поселения их права не нарушены, просят иск удовлетворить.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила.
Суд, с согласия сторон, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Представитель ответчика Администрации МО Камышловский муниципальный район ФИО9, действующий по доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что с учетом установленных обстоятельств, факт предоставления истцам спорных земельных участков на землях, предназначенных для гаражной застройки, не оспаривает. Но после вынесения решений о согласовании земельных участков и предоставлении земельных участков в аренду в администрацию муниципального района поступила жалоба ФИО10 - собственника гаража, расположенного на смежном земельном участке, который указал, что в свое время ему было отказано в предоставлении спорных земельных участков под строительство жилого дома. В ходе проверки доводов жалобы установлено, что при подготовке схем земельных участков кадастровым инженером ФИО11 не указаны древесные лесные насаждения, расположенные на спорных земельных участках. Кадастровый инженер пояснил, что сведения об объектах недвижимого имущества на момент подготовки схем расположения земельных участков в государственном кадастре недвижимости отсутствовали. Специалисты Администрации Камышловского муниципального района выезжали на место расположения земельных участков и путем визуального осмотра установили, что на них произрастают насаждения - деревья и кустарник, что исключает возможность предоставления земельных участков в аренду, поскольку может возникнуть ситуация, аналогичная ситуации при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на землях, занятых лесными насаждениями. В 2013-2015 годах Камышловским межрайонным прокурором инициировалось ряд судебных разбирательств по вопросам предоставления земельных участков для ИЖС в Обуховском сельском поселении, по результатам рассмотрения исков были приняты решения о том, что предоставление земельных участков с находящимися на них лесными насаждениями нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. МО «Обуховское сельское поселение» процедура оформления земельных участков с лесными насаждениями до настоящего времени не завершена. Только после процедуры оформления земельных участков, занятых лесными насаждениями, сельское поселение вправе решать вопросы, связанные с распоряжением земельными участками. В связи с установленными обстоятельствами, имея решения судов в отношении аналогичных земельных участков, и желая предотвратить незаконную рубку деревьев, расположенных на спорных земельных участках, а также инициирование подобных исков со стороны прокурора, Администрацией Камышловского муниципального района было принято решение об отмене ранее вынесенных решений в отношении спорных земельных участков. Постановления об утверждении схемы расположения земельных участков и предварительного согласования места размещения гаража, а также постановления о предоставлении земельных участков в аренду истцам отменены. Считает действия Администрации Камышловского муниципального района по отмене ранее принятых решений в отношении спорных земельных участков обоснованными и законными. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации МО «Обуховское сельское поселение» ФИО12 действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования признала, суду пояснила, что все документы территориального планирования утверждены МО «Обуховское сельское поселение», которое с ДД.ММ.ГГГГ стало распоряжаться земельными участками, расположенными на их территории. До ДД.ММ.ГГГГ распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Обуховского сельского поселения, осуществлял Камышловский муниципальный район, он же проводил процедуру согласования земельных участков, предоставляемых гражданам, в том числе, по договору аренды. Чтобы не быть исключенным из процедуры предоставления земельных участков, Обуховское сельское поселение проводит согласование на местности, проверяет зоны застройки в соответствии с генеральным планом территории. Генеральным планом территории и Планом застройки установлено, что в зоне Ж-9 (2) разрешено строительство гаражей. Обуховское сельское поселение согласовало схему расположения земельных участков, отведенных истцам для строительства гаражей, в зоне Ж-9 (2) - зоне, предназначенной для гаражной застройки. Действительно, на данных земельных участках имеется два отдельно стоящих дерева, но для их существования угрозы не имеется, это не влечет изменение зоны гаражной застройки на зону, занятую лесными насаждениями, поскольку земельные участки в данном месте заняты гаражными боксами, которые существуют в течение длительного времени - более 20-и лет. Предоставление земельных участков - это муниципальная услуга, распорядительные акты были приняты в соответствии с действующим законом, и их отмена является незаконной, нарушающей права граждан. Процедура предоставления земельных участков проведена в соответствии с действующим законодательством, ни на одной стадии не допущено нарушений, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 64 ЗК РФ Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1. ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с требованиями ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015 года), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.ст. 30-32 ЗК РФ (в ред. до 01.03.2015 года), предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления (орган государственной власти) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Если указанное заявление подается в орган государственной власти, уполномоченный предоставлять земельный участок (например, на территории административных центров в соответствии с законами субъектов Российской Федерации), то последний обращается к органу местного самоуправления по месту нахождения земельного участка о проведении выбора земельного участка.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном предоставлении земельных участков для строительства. В случае если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления (орган государственной власти) принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Копия решения выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства на земельном участке или иного его улучшения после информирования о возможном изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или с иным его улучшением. В случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса и принявшие такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в Комитет по управлению имуществом Камышловского муниципального района с заявлением о предоставлении им в аренду сроком на 11 месяцев земельных участков для строительства индивидуальных гаражей, место расположения земельных участков: <адрес>, в месте уже сложившейся застройки гаражей для жителей многоквартирного дома, расположенного по <адрес>.
Место размещения земельных участков согласовано с главой Обуховского сельского поселения. По заказу истцов кадастровым инженером проведены кадастровые работы по межеванию земельных участков, составлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, которые были утверждены Постановлениями главы МО ФИО2 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 275, 281, 282 (земельным участкам присвоены ориентировочные адреса) - л.д. 7, 10, 15, 16, 23, 24
Земельные участки поставлены на кадастровый учет, присвоены кадастровые номера (№:), и адреса (<адрес> - л.д. 11, 19, 27.
В соответствии с постановления Главы Муниципального образования ФИО2 муниципального района о предоставлении земельных участков в аренду от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО3, ФИО4, ФИО5 в аренду сроком на 11 месяцев предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные по адресу: <адрес>
Таким образом, при согласовании схемы земельных участков и места размещения строительства гаражей сторонами договора аренды соблюдены положения ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и нормы Земельного кодекса Российской Федерации, действующие на момент обращения заявителей за предоставлением земельных участков в аренду.
Постановлением Главы МО Камышловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ все ранее выданные правовые акты - постановления в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5 отменены в связи с ошибочным применением градостроительной зоны, разрешенного вида использования земельного участка, установленных Правилами землепользования и застройки Обуховского поселения и нарушением процедуры согласования - л.д. 9.
В качестве основания для отмены ранее принятых в отношении спорных земельных участков решений, представитель ответчика помимо изложенных в постановлении, указал также на нахождение на спорных земельных участках лесных насаждений, а также необходимость предотвращения их незаконной рубки.
Доводы стороны ответчика опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Как следует из кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенных соответственно по адресам: <адрес>, разрешенное использование земельных участков указано как обслуживание автотранспорта (л.д. 11, 19, 27).
Разрешенный вид использования земельных участков в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» - обслуживание автотранспорта, данный вид использования введен действующим законодательством вместо разрешенного использования - под индивидуальный гараж.
В соответствии с данным классификатором, и Правилами землепользования и застройкиОбуховского сельского поселения, спорные земельные участки располагаются в зоне Ж-9(2) - зона хозяйственных дворов, зона предназначена для строительства хозяйственных построек типа сарай, хлев и т.п., а так же для строительства погребов (овощных ям) индивидуального пользования, в том числе капитальных. Виды разрешенного использования территории: основные: одно и двух этажные постройки, условно разрешенные виды использования: гараж индивидуальный - л.д. 56-57.
Указанные обстоятельства подтверждаются также схемой территориального зонирования <адрес>, сведениями из публичной кадастровой карты, и представленными в судебное заседание фотографиями спорных земельных участков - л.д. 51, 58-60. В данной зоне расположены только объекты гаражной застройки, не имеется хозяйственных построек, следовательно, Обуховским поселением при согласовании места расположения земельных участков не были нарушены нормы Правил землепользования и застройки, с учетом того, что условным разрешенным видом использования в данной зоне разрешено строительство индивидуальных гаражей.
Судом установлено, что процедура предоставления земельных участков в аренду проведена в соответствии с требованиями земельного законодательства, нарушений в порядке согласования, утверждении схем расположения земельных участков и согласования места расположения строительства гаража сторонами не допущено. Доводы ответчика о возможном нарушении процедуры предоставления земельных участков с имеющимися лесными насаждениями необоснованны, выводы о нарушении лесного законодательства незаконной рубкой лесных насаждений носят предположительный характер, объективно не подтверждены.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене ранее принятых решений в отношении предоставления гражданам земельных участков в аренду, является незаконным, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований об отмене вышеуказанного постановления, и наличии законных оснований для заключения с истцами договоров аренды спорных земельных участков.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО5 удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы муниципального образования Камышловский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене отдельных муниципальных актов».
Обязать Администрацию муниципального образования Камышловский муниципальный район заключить с ФИО3, ФИО4, ФИО5 договоры аренды на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенными по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский городской суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья Л.А. Афанасьева