Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3142/2013 ~ М-2799/2013 от 25.06.2013

дело № 2-3142/13

Решение

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 14 октября 2013 г.

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе председательствующего судьи О.А. Капустина

при секретаре Е.А. Сененковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сержантова В.Н. о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области,

установил:

Сержантов В.Н. по уточненным требованиям (л.д.50-52) обратился в суд с указанным заявлением, сославшись на следующее. В производстве Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области находится исполнительное производство о возложении на Администрацию <адрес> обязанности по приведению искусственных дорожных неровностей в количестве трех штук, расположенных в межквартальном проезде около жилого <адрес> в <адрес>, в соответствие с требованиями ГОСТ. Ссылаясь на нарушение своих прав как взыскателя по данному исполнительному производству, Сержантов В.Н. просит признать незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя в части установления должнику нового срока исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ; в части несвоевременного рассмотрения ходатайства взыскателя указанного в обращении от ДД.ММ.ГГГГ; в части невынесения и ненаправления взыскателю в установленный законом срок процессуального документа – постановления об удовлетворении (отказе в удовлетворении) ходатайства взыскателя указанного в обращении от ДД.ММ.ГГГГ; в части ненаправления в адрес взыскателя копии постановления о взыскании исполнительского сбора. Также заявлено требование о возложении на судебного пристава-исполнителя обязанности по устранению допущенных нарушений.

В судебное заседание Сержантов В.Н. не явился, извещен надлежащим образом. Неявка заявителя в силу части 2 статьи 257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению заявления.

Представители заинтересованных лиц УФССП России по Смоленской области и Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Симутенкова Д.Н. и Минкин П.В. соответственно в судебном заседании в соответствии с представленными суду письменными возражениями сочли заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием) (часть 1 статьи 441 ГПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В силу положений статей 2 и 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачей и принципом исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.

По делу установлено, что на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области находилось исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности по приведению искусственных дорожных неровностей в количестве трех штук, расположенных в межквартальном проезде около жилого <адрес> в <адрес>, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения».

Вступившим в законную силу определением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г. Смоленска предоставлена отсрочка исполнения судебного решения, которым на должника возложена указанная обязанность, сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации г. Смоленска взыскан исполнительный сбор в размере <данные изъяты> руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – ДД.ММ.ГГГГ

Из дела также видно, что ДД.ММ.ГГГГ взыскатель через интернет-приемную обращался в УФССП по Смоленской области с заявлением о вынесении в отношении должника постановления о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением требований исполнительного документа и установлении нового срока исполнения. Ответ на обращение заявитель просил направить посредством электронной почты.

Ответ на данное обращение с указанием на вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора, направлен судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела в адрес взыскателя ДД.ММ.ГГГГ

Приведенные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами и сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

В обоснование заявления Сержантовым В.Н. приведены ссылки на то, что его обращение, направленное в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено с нарушением требований статьи 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Заявитель считает, что его обращение подлежало рассмотрению в трехдневный срок, с вынесением по поставленному вопросу постановления судебного пристава-исполнителя.

Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

В силу пункта 12 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе, среди прочего, рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Согласно статье 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (введена в действие с 09 мая 2013 г. Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 49-ФЗ), должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно пункту 5.11.9 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 10 декабря 2010 г. № 682, сроки исполнения документов, поступивших от индивидуальных и коллективных адресатов, исчисляются в календарных днях с даты их поступления, отмеченной в регистрационном штампе Службы, и не должны превышать 30 дней.

В силу пункта 6.1 указанной Инструкции в Службе рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан (далее - обращения) по вопросам компетенции Службы, поступающие в письменной форме, форме устного обращения к должностному лицу Службы во время личного приема граждан или посредством электросвязи (телеграммы, факсограммы, электронные сообщения, а также обращения в форме электронных документов).

Ответы на обращения, подготовленные структурными подразделениями центрального аппарата Службы, оформляются на бланках Службы, подписываются уполномоченными должностными лицами в установленном порядке (пункт 6.8 указанной Инструкции).

Из дела видно, что на момент обращения Сержантова В.Н. с заявлением о вынесении в отношении должника постановления о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением требований исполнительного документа и установлении нового срока исполнения, действовала отсрочка исполнения судебного решения.

По смыслу пункта 12 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» рассмотрение заявлений и ходатайств сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, представляет собой исполнительное действие, которое вправе совершать судебный пристав-исполнитель.

В этой связи ответ на обращение Сержантова В.Н. в форме информационного письма был направлен судебным приставом-исполнителем спустя шесть дней после истечения срока действия отсрочки исполнения решения суда, а также в срок, установленный статьей HYPERLINK consultantplus://offline/ref=2A5F6E570A6E0A27C38CA85643F5D979609B73CB49A4C284DB0B6CD40E2E2ED54ED8BF899719150D25jAL 12 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и пунктом 5.11.9 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом Федеральной службы судебных приставов России от 10 декабря 2010 г. № 682.

Сам по себе факт направления ответа на поставленный заявителем вопрос в виде информационного письма, а не в виде постановления судебного пристава-исполнителя в данном случае права заявителя не нарушил, поскольку последним, предусмотренное частью 1 статьи 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве», право было реализовано. Какие-либо доказательства, с очевидностью свидетельствующие о том, что получение ответа на обращение в виде информационного письма, а не в виде постановления явилось безусловной и непосредственной причиной нарушения прав взыскателя в исполнительном производстве не приведены.

При этом действия (бездействием) судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства заявитель не лишен обжаловать в установленном законом порядке.

Суд отмечает, что в соответствии с положениями статьей 441, 254 ГПК РФ признание действий судебного пристава-исполнителя незаконными возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствие закону оспариваемых действий (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя указанными действиями.

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дел об оспаривании действий (бездействия) органов власти и их должностных лиц, в частности, относится законность и обоснованность совершенного действия (бездействия) (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 указанного Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

Оценивая довод заявителя о том, что установленная судебным приставом-исполнителем продолжительность нового срока для исполнения требований исполнительного документа (до ДД.ММ.ГГГГ) не соответствует требованиям части 1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

По смыслу части 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» двухмесячный срок, установленный для совершения исполнительных действий, не является пресекательным при наличии уважительных причин, затрудняющих исполнение исполнительного документа в двухмесячный срок.

Между тем продолжительность устанавливаемого должнику нового срока для исполнения после взыскания исполнительского сбора закон не ограничивает какими-либо пределами. В этой связи суд считает, что данный срок установлен судебным приставом-исполнителем с учетом специфики предмета исполнения, а его продолжительность отвечает критерию разумности.

Требование о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в ненаправлении в адрес взыскателя копии постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворению также не подлежит, поскольку обязанность направления копии данного постановления взыскателю Федеральным законом «Об исполнительном производстве» на судебного пристава-исполнителя не возложена. В этой связи ссылки на заявителя на общий смысл положений статей 24 и 64 названного Федерального закона являются несостоятельными.

Таким образом, оспариваемыми действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя права и законные интересы взыскателя в исполнительном производстве нарушены не были, что свидетельствует об отсутствии совокупности двух условий для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица (часть 4 статьи 258 ГПК РФ).

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления суд не находит.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Сержантову В.Н. в удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2013 г.

Председательствующий судья О.А. Капустин

2-3142/2013 ~ М-2799/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сержантов Виталий Николаевич
Другие
Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области
Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Капустин О.А.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
25.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2013Передача материалов судье
28.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.08.2013Предварительное судебное заседание
24.09.2013Предварительное судебное заседание
03.10.2013Судебное заседание
14.10.2013Судебное заседание
18.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее