Дело № 2-68/15
Решение
Именем Российской Федерации
город Шарыпово 05 мая 2015 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Прохоренко Т.Ю.,
с участием процессуального истца - помощника Шарыповского межрайонного прокурора ФИО7.,
представителя ответчика – главы администрации <адрес> Шарыповского района Красноярского края ФИО4,
представителя третьего лица – администрации <адрес> Красноярского края, ФИО5, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарыповского межрайонного прокурора к администрации <адрес> Шарыповского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности создать и определить номенклатуру и объемы запасов материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и создать запасы материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств согласно номенклатуре и объемам, а так же создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера,
Установил:
Шарыповский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации <адрес> Шарыповского района о возложении обязанности создать и определить номенклатуру и объемы запасов материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и создать запасы материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств согласно номенклатуре и объемам, а так же создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной Шарыповской межрайонной прокуратуры проверки соблюдения ответчиком требований Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68- ФЗ от 21 декабря 1994 года, установлено, что на территории <адрес> в нарушение требований указанного закона, место хранения материальных ресурсов на случай чрезвычайной ситуации не определено, резервы не созданы.
Принимая во внимание, что отсутствие запасов материальных ресурсов создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц в случае наступления чрезвычайной ситуации, прокурор просит суд, возложить на администрацию <адрес> Шарыповского района обязанность в <данные изъяты> срок со дня вступления решения суда в законную силу определить и создать номенклатуру и объемы запасов материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны и создать запасы материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств согласно номенклатуре и объемам, а так же создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера.
В ходе рассмотрения дела в судебном заседании помощник прокурора ФИО3 поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации <адрес> Шарыповского района ФИО4, в судебном заседании, исковые требования признал в полном объеме, пояснил, что администрацией предпринимаются все необходимые меры для устранения выявленных нарушений, в настоящее время направлено ходатайство в администрацию <адрес> о выделении субсидии на создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с тем, что в бюджете сельсовета отсутствуют денежные средства на создание таких резервов. Последствия признания иска разъяснены и понятны (л.д. 21).
Представитель третьего лица – администрации <адрес> ФИО5 (по доверенности) в судебном заседании пояснил, что создание запасов материально-технических ресурсов требует значительных материальных затрат, в связи с чем, полагал, что требования могут быть исполнены путем проведения в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отбора лиц, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных последствий.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из ч.ч. 1 и 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 68- ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», целями данного федерального закона являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
В соответствии с п.п. «д» п. 2 ст. 11 этого же Закона, органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании п. 3 «Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340, для ликвидации чрезвычайных ситуаций решением органов местного самоуправления создаются местные резервы материальных ресурсов.
В соответствии со ст. 6 Закона Красноярского края № 16-1558 от 02 ноября 2001 года «О резервах материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Красноярского края», принятого во исполнение требований федерального закона, места хранения местных запасов материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются органами местного самоуправления. Номенклатура и объемы резервов материально-технических ресурсов, поставляемых в краевой резерв, определяются высшим исполнительным органом государственной власти края исходя из норм и нормативов, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации.
В силу п. 21 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28- ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 года) «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года №379 утверждено Положение о накоплении, хранении в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Запасы материально-технических средств, включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
Запасы продовольственных средств, включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств, включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.
Запасы иных средств, включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 4 Положения номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности (п. 5).
Следовательно, органы местного самоуправления, должны заниматься вопросами обеспечением населения запасами продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, таким образом, в соответствии с действующим законодательством на администрацию <адрес> возложена обязанность соблюдения требований законодательства по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов на случай чрезвычайной ситуации.
Закупка резервов материальных ресурсов должна осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При этом, исходя из смысла указанных норм права, допускается вместо закупки и хранения отдельных видов материальных ресурсов или части таких ресурсов составление по результатам проведенного в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе предварительного отбора перечня поставщиков, которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров.
Как установлено судом, в ходе проведения проверки деятельности администрации <адрес> было установлено, что в нарушение вышеуказанных норм и требований закона администрацией сельсовета не разработана и не утверждена номенклатура, не определены объемы запасов материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в целях гражданской обороны, не созданы запасы материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств согласно номенклатуре и объемам, не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, что создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан на территории сельсовета (неопределенного круга лиц), в случае наступления чрезвычайной ситуации.
Как следует материалов дела (л.д. 7-9) в связи с выявленными нарушениями в адрес администрации <адрес> было внесено представление с требованиями об устранении выявленных нарушений закона. Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо на имя главы администрации <адрес> с просьбой, выделить субсидии на создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с отсутствием денежных средств на создание резервов в бюджете сельсовета.
Таким образом, несмотря на предусмотренную законом обязанность, администрацией <адрес> нарушены требования законодательства в области гражданской обороны, отсутствуют номенклатура и объемы запасов материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в целях гражданской обороны, не созданы запасы материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств согласно номенклатуре и объемам, не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, что создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан на территории сельсовета (неопределенного круга лиц), в случае наступления чрезвычайной ситуации.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что в судебном заседании представитель ответчика – глава сельсовета ФИО4, согласился, что ответчиком допущены нарушения законодательства в сфере требований ФЗ № 68- ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», при этом исковые требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, признал в полном объеме, при том условии, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Шарыповского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> Шарыповского района Красноярского края создать и определить номенклатуру и объемы запасов материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в целях гражданской обороны, создать запасы материально – технических, продовольственных, медицинских и иных средств согласно номенклатуре и объемам, создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, в <данные изъяты> срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 08 мая 2015 года.
Председательствующий: И.А. Корнев