Дело № 2-978/2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года город Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Зацепилиной Е.В.,
при секретаре Глотовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний суда гражданское дело по иску Швыревой Юлии Владимировны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о возврате излишне оплаченных страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Швырева Юлия Владимировна (далее - Швырева Ю.В., истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области (далее - ГУ - ОПФР по Орловской области, ответчик) о возврате излишне оплаченных страховых взносов, указав, что являлась индивидуальным предпринимателем в период с 16.04.2004 по 25.01.2018. За 2014, 2015 годы истцом были уплачены страховые взносы без учета расходов, переплата составила 95142,98 руб. Заявление истца от 06.07.2018 о перерасчете начислений по страховым взносам ответчик не удовлетворил. 05.02.2019 истец обратилась к ответчику с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов, решением ответчика от 12.02.2019 отказано в возврате денежных средств в сумме 95142,98 руб. Ввиду несоответствия действий ответчика требованиям закона, истец просила обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области взыскать излишне уплаченные страховые взносы в размере 95142,98 руб.
В судебном заседании истец Швырева Ю.В. и ее представитель в порядке ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Гришина Ю.В. заявленный иск поддержали по основаниям, указанным выше, размер заявленного иска уточнили, просили обязать ответчика вынести решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 87624,17 руб.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - ОПФР по Орловской области Зайцева С.А. просила оказать в удовлетворении заявленного иска, поскольку страховые взносы за 2014-2015 годы были фактически оплачены, поэтому оснований для их возврата не имеется.
В судебном заседании представитель третьего лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее – ИФНС России по г.Орлу) Манохина Д.А. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда, указав, что при принятии ГУ - ОПФР по Орловской области решения о возврате излишне уплаченных взносов и предъявлении его в ИФНС России по г. Орлу оно будет исполнено.
На рассмотрение дела третье лицо - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) не явилось, заместитель начальника просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие Управления и его представителя.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в период с 16.04.2004г. по 25.01.2018г. Швырева Ю.В. являлась индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 25.02.2019 года.
Судом установлено, что сумма доходов ИП Швыревой Ю.В. за 2014 год составила 6322863 руб., сумма расходов – 5270981 руб., сумма уплаченных страховых взносов – 61588,63 руб.
Излишне уплаченная сумма страховых взносов за 2014 год составит 54069,81 руб.
Сумма доходов ИП Швыревой Ю.В. за 2015 год составила 3655435 руб., сумма расходов – 3573035 руб., сумма уплаченных страховых взносов – 33554,36 руб.
Излишне уплаченная сумма страховых взносов за 2015 год составит 33554,36 руб., поскольку величина дохода истца не превышает 300000 руб.
Таким образом, общая сумма излишне уплаченных страховых взносов составит 87624,17 руб.
05.02.2019 Швырева Ю.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, исчисленных с сумм доходов от предпринимательской деятельности без учета произведенных расходов.
Решением от 12.02.2019 ответчик отказал истцу в возврате уплаченных страховых взносов ввиду того, что у плательщика отсутствует переплата.
Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой являются плательщиками страховых взносов (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Часть 1.1 указанной статьи устанавливает, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч.1.2 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 №336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 составлял 5 554 руб., с 01.01.2015 – 5 965 руб.
В силу п.п.1, 2 ч.2 ст.12 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента, за исключением случаев, предусмотренных п.2.1 настоящей части.
Из изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.
В силу ч.ч.1,2 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ указано, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика 6 страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Часть 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ устанавливает обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч.11 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П взаимосвязанные положения п.1 ч.8 ст.14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст.227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в 7 соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П вступило в силу 02.12.2016 (день официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru) и действует непосредственно.
В соответствии с п.2 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 НК РФ.
В силу п.3 ст.210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1 ст.224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218-221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Статьей 221 НК РФ предусмотрено, что при исчислении налоговой базы в соответствии с п.3 ст.210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют, в частности, налогоплательщики, указанные в п.1 ст.227 НК РФ - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, за 2014 год общая сумма дохода истца составила 6322863 руб., сумма произведенных расходов – 5270981 руб., сумма полученных доходов – 1051882 руб.
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, за 2015 год усматривается, что общая сумма дохода индивидуального предпринимателя составила 3655435 руб., сумма произведенных расходов – 3573035 руб., сумма полученных доходов – 82400 руб.
Сумма страховых взносов исчислена и уплачена с доходов без учета произведенных заявителем расходов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановление от 30.11.2016 №27-П.
В частности, базой для исчисления налога за 2014 году будет являться сумма в размере 1051882 руб. (1051882 руб. – 300000 руб.) х 1% = 7518,82 руб.
Поскольку ИП Швыревой Ю.В. оплачено 61588,63 руб., переплата за 2014 год составит 54069,81 руб. (61588,63 руб. – 7518,82 руб.)
Базой для исчисления налога за 2015 году будет являться сумма в размере 82400 руб., что не превышает 300000 руб.
Поскольку ИП Швыревой Ю.В. оплачено 33554,36 руб., указанная сумма подлежит возврату истцу в полном размере.
Определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов за 2014, 2015 годы в завышенном размере и излишней их уплате в сумме 87624,17 руб.
Математический расчет суммы страховых взносов в размере 87624,17 руб. ответчиком и третьим лицом не оспаривался.
Суд полагает, что в рамках настоящего дела ответчик не доказал правомерность своих действий по невозврату излишне уплаченных страховых взносов, поскольку законодательно установленных ограничений для возврата излишне взысканных сумм в рассматриваемом случае не имеется.
В п.3 ч.1 ст.28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ определено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно п.5 ч.3 ст.29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Части 2, 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусматривают, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со ст.26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на 9 обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ).
Согласно ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Из изложенного следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между территориальными органами ПФ и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, в законе не предусмотрена возможность споров между ПФ и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Таким образом, поскольку спорные страховые взносы уплачены за 2014, 2015 годы, то ГУ – ОПФР по Орловской области обязано принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов и передать его в ИФНС России по г. Орлу, которая обязана его исполнить.
Ввиду изложенного, суд считает необходимым обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2014-2015 годы в размере 87624,17 руб. в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016г. № 250- ФЗ и направить его в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец при подаче искового заявления в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину в сумме 2829 руб. необходимо взыскать с ответчика в доход муниципального образования «Город Орел».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Швыревой Юлии Владимировны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области о возврате излишне оплаченных страховых взносов – удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за 2014-2015 годы в размере 87624 (Восемьдесят семь тысяч шестьсот двадцать четыре) рубля 17 копеек по заявлению Швыревой Юлии Владимировны в порядке, установленном ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016г. № 250- ФЗ и направить его в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Орлу.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области в доход муниципального образования «Город Орёл» государственную пошлину в сумме 2829 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 16 апреля 2019 года.
Судья Е.В. Зацепилина