Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3399/2021 ~ М-3445/2021 от 31.08.2021

Дело № 2-3399/2021

70RS0004-01-2021-004585-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2021 Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Куц Е.В.,

при секретаре Сидиковой Д.З.,

с участием представителя истца Зенькова А.И., представителя ответчика УМП «Спецавтохозяйство» Ващилиной Е.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ГУ МЧС России по Томской области Воробей Е.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора города Томска в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц к унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство г. Томска» о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с требованием законодательства,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г.Томска обратился с иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство г. Томска» о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны , расположенное по адресу: <адрес> соответствии с требованием законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Томска проведена проверка исполнения унитарным муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство г. Томска» (далее – УМП«Спецавтохозяйство г. Томска») законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище (паспорт убежища УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» отДД.ММ.ГГГГ).В радиусе сбора от указанного ЗС ГО имеется организация, отнесенная ко IIкатегории объектов гражданской обороны (УМП«Спецавтохозяйство г.Томска»).Согласно паспорту убежища его назначением является укрытие рабочей смены предприятия от радиационного загрязнения. Данное ЗС ГО находится в собственности Российской Федерации и передано УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» по договору ответственного хранения защитного сооружения гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Главным управлением МЧС России по Томской области и УМП «Спецавтохозяйство г.Томска». Вместе с тем по результатам проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ЗС ГО по адресу: <адрес> в настоящее время не может функционировать по предназначению, к приему укрываемых не готово. Не обеспечены сохранность ЗС ГО, поддержание в состоянии постоянной готовности к переводу его в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО.

В связи с изложенным, просит обязать УМП«Спецавтохозяйство г. Томска» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны , расположенное по адресу: <адрес>, стр.8, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от15.12.2002 № 583, а именно: создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (пункт 1.6);согласовать и заверить копии поэтажного плана и экспликации помещений ЗС ГО с органами технической инвентаризации, организацией-балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2); обеспечить сухость помещений ЗС ГО и температурный режим в соответствии с требованиями проектной документации (пункт 3.2.7); окрасить металлические двери и ставни, элементы инженерных систем внутри ЗС ГО (пункт 3.2.10);окрасить помещения и конструктивные элементы ЗС ГО (пункт 5.2.3); опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей (пункт 3.2.17); очистить и окрасить внутреннюю поверхность аварийных безнапорных емкостей запаса питьевой воды (пункты 3.2.21, 4.5.2); закрыть и опечатать санузлы, восстановить демонтированный смывной бачок (пункт 3.2.24); обеспечить установку и эксплуатацию фильтров-поглотителей без повреждений корпусов и без закрашенных маркировочных надписей (пункт 4.3.3);обозначить на воздуховодах направление движения воздуха (пункт 4.3.9); разместить на видном месте при всех входах знак обозначения ЗС ГО (пункт 6.2.1); указать на защитно-герметических дверях и ставнях ЗС ГО порядковые номера (пункт 6.2.2); обеспечить постоянную готовность помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО;обеспечить сохранность защитных свойств ЗС ГО в целом и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования (пункт 3.2.1); обеспечить содержание в исправном состоянии и готовность к использованию по назначению инженерно-технического оборудования ЗСГО (пункт 3.2.11);осуществить ремонт инженерно-технического оборудования в соответствии с паспортом убежища и инструкциями заводов-изготовителей (пункт 3.2.12); провести мероприятия по планово-предупредительному ремонту технических систем и строительных конструкций (пункты 5.1.1, 5.2.1, 5.2.2).

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Томской области в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению..

Третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 28-ФЗ гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу статьи 2 Федерального закона № 28-ФЗ одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от26.11.2007 № 804, предусмотрено, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Аналогичные положения содержатся в пункте 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, согласно которому организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют в числе основных мероприятий по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок).

Пунктом 2 Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В силу пункта 3 Порядка убежища создаются в том числе для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.

Пунктом 10 Порядка установлено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил их требования должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО).

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность:

защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой города Томска ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище (паспорт убежища УМП «Спецавтохозяйство г. Томска» отДД.ММ.ГГГГ). В радиусе сбора от указанного ЗС ГО имеется организация, отнесенная ко IIкатегории объектов гражданской обороны (УМП«Спецавтохозяйство г.Томска»).

Согласно паспорту убежища его назначением является укрытие рабочей смены предприятия от радиационного загрязнения.

Данное ЗС ГО находится в собственности Российской Федерации и передано УМП «Спецавтохозяйство г.Томска» по договору ответственного хранения защитного сооружения гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Главным управлением МЧС России по Томской области и УМП «Спецавтохозяйство г.Томска».

Согласно пункту 2.5 указанного договора в обязанности УМП«Спецавтохозяйство г. Томска» входит сохранение ЗС ГО, поддержание его в постоянной готовности к использованию по предназначению, обеспечение подготовки ЗС ГО к приему укрываемых в установленные сроки, несение бремени расходов по содержанию ЗС ГО, в том числе инженерных сетей и специального оборудования в готовности к использованию по назначению.

Вместе с тем по результатам проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований ЗС ГО по адресу: <адрес>, в настоящее время не может функционировать по предназначению, к приему укрываемых не готово. Не обеспечены сохранность ЗС ГО, поддержание в состоянии постоянной готовности к переводу его в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО.

В нарушение пункта 1.6 Правил для оснащения ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых.

Кроме того, в нарушение пункта 2.2 Правил к паспорту ЗС ГО не приложены копии поэтажного плана и экспликации помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией-балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно пункту 3.2.7 Правил помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации. В силу пункта 3.2.19 Правил в неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С.

Вместе с тем в результате проверки установлено, что на стенах убежища имеются потеки от грунтовых вод; в момент проверки весной в помещениях температура воздуха ниже +10 °С, стены и потолок покрыты инеем.

В соответствии с пунктом 3.2.10 Правил металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования. Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета.

Пунктом 5.2.3 Правил предусмотрена периодичность окраски помещений и конструктивных элементов ЗС ГО.

Согласно пункту 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗСГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

В нарушение указанных требований элементы инженерных систем, находящихся внутри ЗС ГО, не окрашены в разные цвета (в черный – трубы электропроводки и канализационные трубы; воздухозаборные трубы после фильтров-поглотителей окрашены в желтый цвет, который применяется только для участков до фильтров-поглотителей), имеют следы коррозии. Также на защитно-герметических дверях и ставнях, предусмотренных паспортом защитного сооружения, обнаружено отслоение слоя краски, коррозия стальных конструкций. Своевременная окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО не производится (краска на стенах отслаивается).

В нарушение пунктов 3.2.11, 4.3.3 Правил фильтры-поглотители ФП-300, предусмотренные паспортом убежища, имеют следы коррозии, окрашены в черный цвет, не предусмотренный заводом-изготовителем, маркировочные надписи закрашены.

На воздуховодах системы вентиляции ЗС ГО не обозначено направление движения воздуха (пункт 4.3.9 Правил).

В нарушение пунктов 3.2.10, 3.2.17 в ЗС ГО герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей не опечатаны, обнаружено отслоение слоя краски, коррозия стальных конструкций.

Вопреки пунктам 3.2.21, 4.5.2 Правил аварийные безнапорные емкости для питьевой воды не содержатся в чистоте, имеют следы коррозии металла, не окрашены; не проводятся работы по очистке и окрашиванию внутренней поверхности стальных емкостей запаса питьевой воды.

В нарушение пунктов 3.2.11, 3.2.24 Правил санузлы не закрыты и не опечатаны, смывной бачок демонтирован.

В соответствии с пунктом 3.2.12 Правил содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО.

Пунктами 5.1.1, 5.2.1 и 5.2.2 Правил предусмотрены виды и периодичность технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем, а также ремонта строительных конструкций и защитных устройств.

В нарушение указанных требований не осуществляются работы по восстановлению, текущему и плановому ремонту инженерно-технического оборудования в соответствии с паспортом убежища и инструкциями заводов-изготовителей (защитно-герметических дверей и ставней, системы вентиляции, системы водоснабжения, системы канализации, системы отопления, системы электроснабжения и их элементов). Не осуществляются техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем, ремонт строительных конструкций.

При входе в убежище не установлен знак обозначения убежища размером не менее 50х60 см., внутри которого указываются: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должности и фамилии ответственных лиц), что является нарушением пункта 6.2.1 Правил.

Вопреки требованиям пункта 6.2.2 Правил на защитно-герметических дверях и ставнях ЗС ГО не указаны порядковые номера, которые должны наноситься белой краской с наружной и внутренней стороны.

17.02.2020 прокуратурой города в отношении УМП«Спецавтохозяйство г. Томска» по данным фактам вносилось представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, вместе с тем до настоящего времени меры по его исполнению не приняты.

Таким образом, судом установлены факты ненадлежащего содержания и использования противорадиационного укрытия, которые влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и безопасность в условиях чрезвычайной ситуации ввиду непригодности ЗС ГО для принятия укрываемых.

Довод ответчика об отсутствии финансовой возможности для проведения ремонта защитного сооружения, судом не может быть принят во внимание, поскольку отсутствие необходимых финансово-материальных ресурсов для содержания и эксплуатации защитного сооружения согласно нормативным требованиям основанием для освобождения данной обязанности не является.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 206 ГПК РФПри принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Срок исполнения обязанности по приведению в надлежащее техническое состояние противорадиационного укрытия, учитывая специфику и объем необходимых работ, следует установить на срок 1 год.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Томска в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц к унитарному муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство г. Томска» о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с требованием законодательства, удовлетворить.

Обязать унитарное муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство г. Томска» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны , расположенное по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от15.12.2002 № 583, а именно:

- создать запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых (пункт 1.6);

- согласовать и заверить копии поэтажного плана и экспликации помещений ЗС ГО с органами технической инвентаризации, организацией-балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2);

- обеспечить сухость помещений ЗС ГО и температурный режим в соответствии с требованиями проектной документации (пункт 3.2.7);

- окрасить металлические двери и ставни, элементы инженерных систем внутри ЗС ГО (пункт 3.2.10);

- окрасить помещения и конструктивные элементы ЗС ГО (пункт 5.2.3);

- опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей (пункт 3.2.17);

- очистить и окрасить внутреннюю поверхность аварийных безнапорных емкостей запаса питьевой воды (пункты 3.2.21, 4.5.2);

- закрыть и опечатать санузлы, восстановить демонтированный смывной бачок (пункт 3.2.24);

- обеспечить установку и эксплуатацию фильтров-поглотителей без повреждений корпусов и без закрашенных маркировочных надписей (пункт 4.3.3);

- обозначить на воздуховодах направление движения воздуха (пункт 4.3.9);

- разместить на видном месте при всех входах знак обозначения ЗС ГО (пункт 6.2.1);

- указать на защитно-герметических дверях и ставнях ЗС ГО порядковые номера (пункт 6.2.2);

- обеспечить постоянную готовность помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО;

- обеспечить сохранность защитных свойств ЗС ГО в целом и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования (пункт 3.2.1);

- обеспечить содержание в исправном состоянии и готовность к использованию по назначению инженерно-технического оборудования ЗСГО (пункт 3.2.11);

- осуществить ремонт инженерно-технического оборудования в соответствии с паспортом убежища и инструкциями заводов-изготовителей (пункт 3.2.12);

- провести мероприятия по планово-предупредительному ремонту технических систем и строительных конструкций (пункты 5.1.1, 5.2.1, 5.2.2).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Томска.

Судья

2-3399/2021 ~ М-3445/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Томска
Ответчики
Спецавтохозяйство г.Томска УМП
Другие
Воробей Елена Сергеевна
Зеньков Алексей Игоревич
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Томской области
Ващелина Екатерина Александровна
Главное управление МЧС России по Томской области
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Куц Е.В.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
31.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2021Передача материалов судье
01.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Подготовка дела (собеседование)
15.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Подготовка дела (собеседование)
28.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022Дело оформлено
18.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее