Решение по делу № 2-533/2018 ~ М-7/2018 от 09.01.2018

Гр.дело №2-533/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2018 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Смирновой Ю.А., при секретаре судебного заседания Бимбаевой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия, Администрации МО «город Улан-Удэ», АО «Улан-Удэнский авиационный завод» об обязании принять меры по организации деятельности и ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ просил обязать Администрацию МО «город Улан-Удэ» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков: Территория реки Воровка в п.Таежный, в кадастровом квартале ... на примерной площади 1,5 га, общим объемом около 450 куб.м.

В обоснование иска указывал, что в ходе проверки на территории Октябрьского района г.Улан-Удэ выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных на землях, право собственности на которые не разграничено. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, поскольку захламление земель твердыми коммунальными отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.

При рассмотрении дела исковые требования неоднократно уточнялись, в окончательном варианте прокурор просил: 1.Обязать Правительство Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков: Территория реки Воровка в п. Таежный, в кадастровом квартале ... на примерной площади 1 га, общим объемом около 350 куб. м. 2.Обязать администрацию муниципального образования
городского округа «Улан-Удэ» принять, участие в организации
деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков: Территория реки Воровка в п. Таежный, в кадастровом квартале .... на примерной площади 1 га, общим объемом около 350 куб. м. 3.Обязать АО «Улан-Удэнский авиационный завод»
в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на земельных участках № ..., расположенном вдоль реки Воровка в п.Таежный. В заявлении об уточнении исковых требований приведены две системы координат земельных участков.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Республики Бурятия, АО «Улан-Удэнский авиационный завод», в качестве третьего лица - Министерство природных ресурсов РБ.

В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Сметанина И.Г. заявленные требования поддержала. Дополнительно пояснила, что нахождение части несанкционированной свалки на земельном участке, принадлежащем АО «Улан-Удэнский авиационный завод» подтверждено, в частности, представленной Управлением Росреестра по РБ справкой, в которой указаны координаты с учетом сведений о границах земельного участка и координатах, содержащихся в материалах ранее учтенных земельных участков.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО "город Улан-Удэ" по доверенности Нимаева А.Ц. с исковыми требованиями не согласилась и суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами. Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок должны быть включены в региональную программу в области обращения с отходами, которая должна быть разработана субъектом РФ. Кроме того, пояснила, что Постановлением Правительства РБ от 15.03.2018 №123 внесены изменения в Постановление Правительства РБ от 10.09.2009 №337, а именно, абзац, предусматривающий возможность предоставления субсидии на проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов и рекультивации земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов IV- V классов опасности на территориях городских округов, поселений, был исключен. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Республики Бурятия по доверенности Романова О.С., представители Министерства природных ресурсов РБ по доверенностям Пантаев А.И. и Актинова И.В. с исковыми требованиями не согласились и суду пояснили, что Правительство РБ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку очистка территорий городского округа от отходов тесно связана с благо­устройством территории городского округа, которая относится к вопросам местного значения городского округа в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанная свалка результат длительного невыполнения Администрацией г. Улан-Удэ возложенных на нее обязанностей. Просили в удовлетворении иска к Правительству РБ отказать.

Представитель АО «Улан-Удэнский авиационный завод» Иванова М.Е., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований к АО «Улан-Удэнский авиационный завод». При этом, отрицала принадлежность заводу земельных участков, на которых расположены свалки. Ссылалась на нахождение в собственности АО «У-УАЗ» иного земельного участка с кадастровым номером ... предоставленного решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ от 31.12.2008, право собственности на который зарегистрировано, что подтверждается соответствующим свидетельство о регистрации от 16.03.2009.

Представители Республиканской службы по охране, контролю и надзору в сфере природопользования в суд не явились, извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 6, ст. 8 указанного Закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

В соответствии с ч.1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно п. 4 ст. 24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Тем самым, анализ вышеприведенных норм федерального законодательства и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 12, 25 ст. 5 Устава ГО «Город Улан-Удэ», утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 г. № 624-63, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Охрана земель согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления городских округов вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Октябрьского района г.Улан-Удэ с привлечением специалистов Республиканской службы по охране, контролю и надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории района.

В ходе проверки выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенные на земельных участка на территория реки Воровка в п.Таежный, в кадастровом квартале ..., на примерной площади 1,5 га, общим объемом около 450 куб.м.

Далее, судом установлено, что часть свалок находится на землях, право собственности на которые не разграничено: территория реки Воровка в п. Таежный, в кадастровом квартале ... на примерной площади 1 га, общим объемом около 350 куб. м. Часть свалки расположена на земельных участках ..., принадлежащих АО «Улан-Удэнский авиационный завод».

При этом, судом отвергаются доводы представителя АО «Улан-Удэнский авиационный завод» Иванова М.Е., отрицавшей принадлежность заводу земельных участков, на которых расположены свалки.

Так, материалами дела, в частности Государственным актом №1215 от 18.11.1997, подтверждено, что на основании постановления Горисполкома г.Улан-Удэ №325 от 18.11.1992 Улан-Удэнскому авиационному производственному объединению предоставлены в постоянное пользование земельные участки общей площадью 289,84 га в Октябрьском районе в юго-Восточной части.

В судебном заседании судом опрошена в качестве специалиста ведущий юрисконсульт юридического отдела филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ Дамбаева Л.В., которая пояснила, что сведения о едином землепользовании с кадастровым номером ... находящемся в юго-восточной части Октябрьского района г.Улан-Удэ внесены в ЕРГН 28.11.2005. Основанием послужил дополнительный перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала .... Основанием для внесения в данный перечень послужил Государственный акт №1225 от 18.11.1997, в котором указано, что он выдан ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод». Тем самым право собственности возникло у завода с 18.11.1197. Предоставленный участок является единым землепользованием, в состав которого входят условные и обособленные земельные участки, которые и образуют его состав. Также, пояснила, что к акту приложен каталог координат.

Тем самым, с учетом представленной заместителем руководителя Управления Росреестра справки, содержащей результаты геодезической съемки, сопоставленной со сведениями ЕГРН и указанием координат местонахождения свалки, а также, содержащей сведения о расположении ее на территории обособленных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером ..., право государственной собственности на которое зарегистрировано за АО «Улан-Удэнский авиационный завод», принимая во внимание пояснения специалиста филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ Дамбаевой Л.В., суд приходит к выводу, что часть свалки в указанных прокурором координатах расположена на земельных участках, принадлежащих АО «Улан-Удэнский авиационный завод».

При этом, доводы представителя ответчика Ивановой М.Е. о нахождении в собственности АО «У-УАЗ» иного земельного участка с кадастровым номером ..., предоставленного решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ от 31.12.2008, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не исключает возможность владения иными земельными участками.

В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также, ликвидировать последствия захламления земель.

Тем самым, заявленные прокурором исковые требования к АО «Улан-Удэнский авиационный завод» суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Также, часть свалки в указанных прокурором координатах расположена на земельных участках, право собственности на которые не разграничено, ввиду чего, функции собственника указанных земельных участков осуществляют органы местного самоуправления МО ГО «Город Улан-Удэ». Указанное не оспаривается участниками процесса.

Также участниками процесса не оспаривается наличие данных свалок, как на момент проверки, так и на момент рассмотрения дела в суде.

Кроме того, доводы стороны ответчика о том, что Правительством РБ приняты исчерпывающие меры по организации деятельности по обращению с твердыми бытовыми отходами, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются.

Так, деятельность регионального оператора регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления". В частности, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.24.7). Следовательно, у регионального оператора возникает обязанность по оказанию услуг только собственникам твердых коммунальных отходов, а не ликвидации ранее образованных несанкционированных свалок.

Ввиду изложенного, доводы ответчиков судом не принимаются.

Прокурор обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, поскольку захламление земель твердыми коммунальными отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.

Тем самым, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств– в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков: Территория реки Воровка в п. Таежный, в кадастровом квартале ... на примерной площади 1 га, общим объемом около 350 куб. м. (точки-границы участка: ...

Обязать администрацию муниципального образования
городского округа «Улан-Удэ» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять, участие в организации
деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков: Территория реки Воровка в п. Таежный, в кадастровом квартале ... на примерной площади 1 га, общим объемом около 350 куб. м. (точки-границы участка: ...

Обязать АО «Улан-Удэнский авиационный завод» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на земельных участках ..., расположенном вдоль реки Воровка в п.Таежный
(от точки ...

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.04.2018.

Судья Ю.А. Смирнова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-533/2018 ~ М-7/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района г.Улан-Удэ
Ответчики
Администрация МО "город Улан-Удэ"
Правительство Республики Бурятия
ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод"
Другие
Министерство природных ресурсов Республики бурятия
Республиканская служба по охране контролю и надзору в сфере природопользования
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Смирнова Юлия Александровна
Дело на странице суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
09.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2018Передача материалов судье
10.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2018Подготовка дела (собеседование)
30.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2018Судебное заседание
06.03.2018Судебное заседание
27.03.2018Судебное заседание
12.04.2018Судебное заседание
19.04.2018Судебное заседание
23.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2018Дело оформлено
07.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее