Дело № 2-297/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2012г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Л.А.
с участием прокурора Заболотных В.Н.,
представителя ответчика ФИО2,
при секретаре Чугайновой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Администрации МО «<адрес> муниципальный район» о признании незаконным бездействия по вводу в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в здании МАОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес>» и возложении обязанностей по устранению недостатков,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском к Администрации МО «<адрес> муниципальный район» о признании незаконным бездействия по вводу в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в здании МАОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес>» и возложении обязанностей по устранению недостатков. В обоснование заявленных требований пояснил, что в соответствии п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организаций и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится, в том числе разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
Районная долгосрочная целевая Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, утверждена Постановлением Администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N 437, решение задач которой запланировано путем реализации нормативно-правовых, организационных, экономических и технологических мероприятий путем внедрения эффективных технологий транспортировки и потребления энергетических ресурсов, современных систем их учета и иных мероприятий повышения энергетической эффективности (п. 4.2 Программы).
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 указанной статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Муниципальное образование «<адрес> муниципальный район в собственности имеет объект недвижимости - здание школы вместимостью № места, расположенное по адресу <адрес> (Постановление главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №). Указанное здание введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ (Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию №).
Здание школы вместимостью № места, расположенное по адресу <адрес> на праве оперативного управления закреплено за муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «<адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес>» (Постановление администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «<адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес>» с ООО «<адрес> заключен Договор на поставку тепловой энергии № предметом которого является предоставление ООО «<адрес>» тепловой энергии для теплоснабжения здания школы, расположенного по адресу <адрес>.
В соответствии с разделом 4 Договора измерение и регистрация параметров теплоносителя, учет и расчет объемов потребления тепловой энергии производится в соответствии с указаниями «Правил учета тепловой энергии и теплоносителей».
Указанным разделом Договора установлены условия расчета количества потребляемой тепловой энергии: по показаниям учета приборов, допущенных в эксплуатацию (п. 4.4 Договора) и по договорной тепловой нагрузке (п. 4.8 Договора).
<адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в ходе которой от МАОУ «<адрес> СОШ» запрошена информация о вводе установленного прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию с приобщением копии подтверждающих документов. В ходе проверки установлено, что имеющийся прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию.
В соответствии с п. 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.
Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Из изложенного следует, что администрацией <адрес> муниципального района, являющейся собственником здания школы, расположенного по адресу <адрес>, до настоящего времени не исполнены обязательные требования, установленные ч.ч. 3, 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 -ФЗ.
Неисполнение вышеуказанного законодательства создает угрозу нарушения прав муниципального образования на эффективное расходование средств бюджета муниципального образования, создает угрозу нарушения прав сотрудников МАОУ «<адрес> СОШ» на увеличения фонда оплаты труда (ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
На основании изложенного просит:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» в части не введения прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, в здании, муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес>», расположенного по адресу <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> муниципальный район» осуществить мероприятия по введению в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в здании, муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес>», расположенного по адресу <адрес>.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика обоснованность требований не признал, пояснил, что ввод имеющегося в школе прибора учета тепловой энергии осуществляется посредством заключения акта составленного потребителем и поставщиком энергии. Данные обстоятельства регулируются договором между указанными лицами. Администрация МО «<адрес> муниципальный район» участником данного договора не является и не может принимать мер к вводу прибора учета в эксплуатацию. Кроме того, имеющийся договор с поставщиком энергии закончился, т.к. был заключен на определенный срок. Новый поставщик не определен и договор не заключен. При вводе в эксплуатацию здания школы мероприятия по оснащению прибором учета тепловой энергии были выполнены.
Оценив пояснения сторон и исследовав представленные документы, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из копии постановления главы местного самоуправления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание школы по <адрес> (ныне <адрес> <адрес> принято в муниципальную собственность и передано в оперативное управление <адрес> средней общеобразовательной школе.
Из копии разрешения на ввод в эксплуатацию № следует, что указанное здание введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
По смыслу указанной нормы обязанность собственника по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию является одноразовой, поскольку в ней закреплены переходные положения, направленные на обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применении приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы. Данная обязанность связана законодателем с необходимостью завершения мероприятий по оснащению зданий и пр. приборами учета и обусловлена указанием на конкретный срок завершения этих мероприятий. Соответственно ввод приборов учета в эксплуатацию посредством подписание акта о его приемке в эксплуатацию является итоговой стадией завершения мероприятий по обеспечению здания прибором учета.
Из акта сезонного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на указанный момент здание <адрес> СОШ по <адрес> было оснащено прибором учета тепловой энергии, который на основании указанного акта был принят в эксплуатацию. Соответственно мероприятия, указанные в ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ, были завершены.
Доводы прокурора об обязанности собственника здания подписывать акт о приемке в эксплуатацию приборов учета всякий раз при смене поставщика энергии, суд считает необоснованными.
Согласно ч.1, 2 ст. 539 ГК РФ «По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии».
В соответствии с п. 7.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя», утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936 «Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт».
Согласно п. 7.5 Правил… «Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.
Решение о допуске или отказе в допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию при возникновении разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией принимает Госэнергонадзор».
Администрация МО «<адрес> муниципальный район» потребителем тепловой энергии, поставляемой для обеспечения функционирования <адрес> СОШ, не является и ее участие, как собственника недвижимого имущества, переданного в оперативное управление потребителя тепловой энергии, в мероприятиях по введению в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, Правилами не предусмотрено.
Согласно ч.1 ст. 48 ГК РФ «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
С учетом указанных положений закона и нормативных правовых актов обязанность по оформлению допуска в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии поставляемой <адрес> СОШ со стороны потребителя, лежит на самой <адрес> СОШ.
От замены ответчика по делу прокурор отказался.
Согласно ст. 41 ГПК РФ «Суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела производятся с самого начала.
2. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора <адрес> к Администрации МО «<адрес> муниципальный район» о возложении обязанности по осуществлению мероприятий по введению в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии в здании, муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа <адрес>», расположенного по адресу <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в Пермский краевой суд, через Чердынский районный суд.
Судья Л.А. Пьянков