Дело № 12-537/2019

Р Е Ш Е Н И Е

12 ноября 2019 года                             г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Таранов А.В., при секретаре Осадчук Е.О. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ОАО «ПЕРВЫЙ ХЛЕБОЗАВОД» Ошитковой А.П. на постановление начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области Шукшиной М.С. от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ОАО «Первый хлебозавод» (далее – Общество) Ошиткова А.П. (далее – должностное лицо) признана виновной в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами масел и специальных жидкостей, образовавшихся при деятельности Общества в течение 2018 года, то есть в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе Ошиткова А.П. просит отменить данное постановление, обосновывая требование тем, что Обществом с ГП КО «<данные изъяты>» был заключен договор №/о от ДД.ММ.ГГГГ на обезвреживание отходов III класса опасности, а именно отработанных масел. ГП КО «<данные изъяты>» имеет лицензию № (№, выданную управлением Росприроднадзора по Калининградской области ДД.ММ.ГГГГ на деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов III-IV классов опасности, в том числе по сбору и обезвреживанию отработанных масел, и вывод о том, что отходы отработанных масел не подлежат обезвреживанию, а подлежат только переработке, не соответствует положениями Технического регламента ТР №, которым такой запрет не установлен. Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ допускается обезвреживание отходов, что также соответствует Национальному стандарту ГОСТ Р 57703-2017 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отработанных нефтепродуктов». Положения Технического регламента ТР № не обязывают сдавать на переработку все образующиеся в организации отходы отработанных масел; по смыслу Технического регламента, к отработанной продукции, на которую распространяется требование об обязательной переработке, относится только отходы, подлежащие переработке, и сам хозяйствующий субъект принимает решение о возможности переработки отходов. Обезвреживание Обществом отработанных масел путем заключения договора с организацией, имеющей лицензию на обезвреживание данного вида отходов, не требований закона не нарушает. Кроме того, законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» обязанность по обеспечению утилизации отходов возлагается на производителей или импортеров товаров, а Общество не является ни производителем, ни импортером масел.

Ошиткова А.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании защитник Смирнов С.В. жалобу поддержал, изложив доводы, аналогичные описанным в жалобе.

Заслушав защитника и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Первый хлебозавод» подало в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области отчетность по форме №-ТП (отходы), из которой следует, что у Общества в 2018 году образовалось 1,265 т. отходов «Отходы минеральных масел моторных», 0,010 т. отходов «Отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены», 0,005 т. отходов «Отходы минеральных масел индустриальных», 0,025 т. отходов «Отходы минеральных масел трансмиссионных», 0,041 т. отходов «Отходы минеральных масел компрессорных», и все указанное количество отходов было передано сторонним организациям для обезвреживания.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области Шукшиной М.С. в отношении должностного лица Ошитковой А.П. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и ДД.ММ.ГГГГ было вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела постановление.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

В силу частей 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Положениями частей 1-2 статьи 82 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора Российской Федерации; если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 был принят Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (далее – ТР ТС 030/2012).

Пунктом 1.1. ТР ТС 030/2012 установлено, что данный технический регламент устанавливает требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее - продукция), к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее - отработанная продукция), к продуктам, полученным в результате переработки отработанной продукции, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей), а также в целях ресурсосбережения. Данный регламент распространяется в том числе на отработанную продукцию – отработанные смазочные материале, масла и специальные жидкости, поименованные в данном пункт ТР ТС 030/2012, в том числе смазочные масла органического происхождения: моторные, гидравлические, индустриальные, трансмиссионные, компрессорные.

Таким образом, положения ТР ТС 030/2012 распространяются на образовавшиеся при деятельности общества в 2012 году отходы минеральных масел, поименованные в отчетности №2-ТП.

В соответствии с пунктом 3.8.1 ТР ТС 030/2012 отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).

Согласно пункту 3.8.3 ТР ТС 030/2012, при обращении отработанной продукции запрещается:

сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования;

вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением;

смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды;

смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения;

применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.

Пунктом 3.8.4. ТР ТС 030/2012 установлено, что деятельность по сбору и утилизации отработанной продукции осуществляется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Из изложенных положений ТР ТС 030/2012 следует, что указанным нормативным правовым актом установлен единственно допустимый вариант обращения хозяйствующего субъекта, при деятельности которого образуется отработанная продукция с указанной отработанной продукцией    - сдача на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Возможность обезвреживания данной отработанной продукции допускается, но лишь только в том случае, если организация, осуществляющая переработку (утилизацию) отработанной продукции, придет к выводу, что переработка данной продукции невозможна (что корреспондирует с положениями ГОСТ Р 57703-2017).

Наличие у ГП КО «ЕСОО» лицензии на обезвреживание отработанных масел не указывает на то, что Общество вправе по собственному усмотрению допускать обращение с отработанной продукцией путем передачи на обезвреживание, поскольку, как было указано выше, единственно возможным обращением с таким отходами является передача их на переработку (либо организация самостоятельной переработки).

Суд отвергает довод Ошитковой А.П. и защитника о том, что отсутствие в ТР ТС 030/2012 запрета на обезвреживание отработанных масел и в совокупности с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Национального стандарта ГОСТ Р 57703-2017, указывает на правомерность действий Общества по передаче отходов на обезвреживание, поскольку из системного толкования данных правовых актов следует, что обезвреживание таких отходов допускается, но после установления специализированной организацией невозможности их переработки.

Ссылка на то, что Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» обязанность по обеспечению утилизации отходов возлагается на производителей или импортеров товаров, а Общество не является ни производителем, ни импортером масел, является несостоятельной, поскольку Обществу не вменяется не обеспечение утилизации отходов масла. Понятие обеспечение утилизации продукции является более широким, и не является тождественным передаче отходов на утилизацию. На Общество возложена обязанность лишь передать отходы на утилизацию, но не обеспечивать ее проведение.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной статье установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, вывод должностного лица о том, что Ошитковой А.П., как генеральным директором ОАО «Первый хлебозавод» совершено правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, является обоснованным.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией данной статьи.

При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ № № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░. 8.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                     ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

12-537/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Ошиткова Алла Павловна
Другие
Смирнов Сергей Валерьевич
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Таранов А.В.
Дело на сайте суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
19.07.2019Материалы переданы в производство судье
24.07.2019Истребованы материалы
15.10.2019Поступили истребованные материалы
12.11.2019Судебное заседание
30.01.2020Вступило в законную силу
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее