2-8232/2019
24RS0048-01-2019-004189-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Михайловой О.В.,
при секретаре Гуляевой Ю.В.,
а также с участием помощника прокурора Советского района г. Красноярска Колосковой И.В.,
представителя ответчика МБДОУ №294 Артамоновой С.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района в интересах Тагаевой ФИО8 к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №294» о взыскании задолженности по заработной плате,
установил:
Прокурор Советского района г. Красноярска в интересах истца Тагаевой Д.Н. обратился в суд с иском к ответчику муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №294» о взыскании задолженности по заработной плате за период с января по июль 2018 года в размере 4842,27 рублей, мотивировав свои требования тем, что истец состояла в спорный период с ответчиком в трудовых отношениях. В указанный период ответчиком заработная плата была начислена в размере ниже минимального размера оплаты труда, что противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении №38-П от 07.12.2017 года и нарушает ее права работника.
Помощник прокурора Советского района г. Красноярска Колоскова И.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Тагаева Д.Н.. извещенная о времени и месте рассмотрения дела. в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика МБДОУ №294 Артамонова С.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что оплата труда работников образовательных учреждений города Красноярска осуществляется на основании постановления администрации города Красноярска от 27.01.2010 года №14 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Красноярска», которое разработано в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», статьей 4 которого установлен размер заработной платы, применяемый в целях расчета региональной выплаты до МРОТ. Начисление и выплата истцу заработной платы произведена с соблюдением требований данного законодательства.
Третье лицо Главное управление образования администрации города Красноярска, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О причинах неявки представителя суд не известило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Статьей 1 Федерального закона № 82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 года минимальный размер оплаты труда по Российской Федерации составил с 01.01.2018 года - 9489 рублей, с 01.05.2018 года – 11 163 рубля.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 01 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Красноярского края, определен в размере 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ N 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30.12.2010 N 686-п (ред. от 26.02.2015) "Об утверждении Порядка и условий предоставления и расходования субсидий бюджетами муниципальных образований Красноярского края на частичное финансирование (возмещение) расходов на краевые выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей" установлено, что краевые выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей производятся ежемесячно на основании приказов руководителя муниципального образовательного учреждения пропорционально отработанному времени в расчетном периоде из расчета: 2155,2 рубля. На выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей начисляются районный коэффициент к заработной плате, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выплата младшим воспитателям и помощникам воспитателей осуществляются сверх месячной заработной платы (с учетом компенсационных выплат, в том числе доплаты до размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда, региональной выплаты), и стимулирующих выплат.
Как установлено судом:
Тагаева Д.Н. на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности младшего воспитателя. Условиями трудового договора ей установлена сорокачасовая рабочая неделя. Также условиями трудового договора истцу установлена оплата труда: должностной оклад согласно штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ 3355 рублей, районный коэффициент 30%, северная надбавка 30%, надбавка за вредность 12%. Предусмотрена возможность выплаты стимулирующих выплат.
Правилами внутреннего трудового распорядка в учреждении установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) (п.7.2)
Согласно табелей учета рабочего времени, расчетных листков на имя Тагаевой Д.Н.:
- в январе 2018 года ею отработано 17 рабочих дней из 17 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям – 14464,32 рублей;
- в феврале 2018 года ею отработано 19 рабочих дней из 19 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям – 19202,49 рублей;
- в марте 2018 года ею отработано 2 рабочих дня из 20 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям – 1446,43 рублей;
- в апреле 2018 года ею отработано 10 рабочих дней из 21 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям - 6887,78 рублей;
- в мае 2018 года ею отработано 10 рабочих дней из 20 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада, всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям– 7305,66 рубля;
- в июне 2018 года истец отработанного времени не имела;
- в июле 2018 года ею отработано 17 рабочих дней из 22 по производственному календарю и начислено заработной платы исходя из оклада и всех надбавок, в том числе краевой выплаты младшим воспитателям - 11290,56 рублей.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с учетом начисления на него компенсационных выплат (районного коэффициента и северной надбавки). А также начисления сверх него установленной истцу краевой выплаты с начислением на нее также районного коэффициента и северной надбавки, в связи с чем размер оплаты труда истца по должности младший воспитатель с 01.01.2018 года не мог составлять менее чем 18630,72 рублей (9489+2155,20) + 60%, а с 01.05.2018 года по должности младшего воспитателя менее чем 21309,12 рублей (11 163 + 2155,20) +60% при отработке нормы рабочего времени.
Принимая во внимание, что работодателем истцу в период с января по июль 2018 года, выплачена заработная плата в размере ниже установленной нормами трудового права гарантии, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате за указанный период с января по июль 2018 года в размере 15091,51 рублей исходя из следующего расчета:
За январь – 4166.40 рублей (18630,72 – 14464,32);_
За февраль 2018 года – задолженность отсутствует (18630,72 – 19202,49)
За март 2018 года – 416,64 рублей ((18630,72/20х2–1446,43)
За апрель 2018 года – 1983,99 рублей (18630,72/21х10 – 6887,78)
За май 2018 года – 3348,90 рублей (21309,12/20х10 -7305,66);
За июль 2018 года – 5175,58 рублей (21309,12/22х17 -11290,56).
Произведенный прокурором расчет задолженности на сумму 4842,27 рублей суд не может принять во внимание, поскольку он выполнен без учета положений Постановления Правительства Красноярского края от 30.12.2010 N 686-п (ред. от 26.02.2015) "Об утверждении Порядка и условий предоставления и расходования субсидий бюджетами муниципальных образований Красноярского края на частичное финансирование (возмещение) расходов на краевые выплаты младшим воспитателям и помощникам воспитателей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей" о начислении краевой выплаты младшим воспитателям сверх МРОТ с начислением на нее районного и северного коэффициентов. В связи с изложенным, с учетом предмета и основания иска, суд полагает возможным выйти за пределы заявленных прокурором требований.
Доводы ответчика о том, что при выплате истцу в спорные периоды заработной платы они руководствовались ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», в соответствии с которой работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляет: с 01.01.2018 года 11016 рублей, с 01.09.2018 года 17861 рубль, суд не может принять во внимание, поскольку согласно ст. 5 ТК РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изменениями) если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ).
Согласно изложенного в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. N 38-П конституционно-правого смысла положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Поскольку положения ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» в редакции, действующей в спорные периоды начисления и выплаты истцу ответчиком заработной платы, в части установления размера заработной платы для целей расчета региональной выплаты до МРОТ, не соответствовали требованиям статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ, учитывая, что установленная данным Законом заработная плата ниже установленной нормами ТК РФ гарантии, суд полагает необходимым при исчислении истцу заработной платы руководствоваться нормами ч.3 ст. 133 ТК РФ.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Учитывая изложенное, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере: 15091,51х4% =603,66 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Советского района в интересах Тагаевой ФИО9 к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №294» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №294» в пользу Тагаевой ФИО10 задолженность по заработной плате за период с января по июль 2018 года в сумме 15091 рубль 51 копейку.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №294» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 603 рубля 66 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в срок месяц со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Михайлова