Дело № 12-25/2018
Р Е Ш Е Н И Е
(по делу об административном правонарушении)
город Ярцево 29 марта 2018 года
Судья Ярцевского городского суда Смоленской области Коржакова О.И.,
при секретаре Аксеновой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы муниципального образования «<адрес>» Смоленской области Макарова В.С. на постановление мирового судьи судебного участка № в муниципальном образовании «<адрес>» Смоленской области от <нет данных>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № в муниципальном образовании «<адрес>» Смоленской области от <нет данных> по делу об административном правонарушении должностное лицо – Макаров В. С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Должностное лицо Макаров В.С. не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка № в муниципальном образовании «<адрес>» Смоленской области от <нет данных> обратился с жалобой, в обоснование которой указано, что судом не дана надлежащая оценка тем обстоятельствам, что непосредственным лицом, ответственным за техническое обслуживание объектов уличного освещения на территории <адрес> Смоленской области, в том числе на участке дороги от <адрес> до <адрес> в <адрес> Смоленской области, являлось ПАО «МРСК - Центра» - Смоленскэнерго» на основании муниципального контракт № о <нет данных> на оказание услуг по техническому обслуживанию объектов уличного освещения на территории <адрес> Смоленской области. Считает, что с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размер вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений от рассматриваемых действий должностного лица не наступило, поскольку никаких ДТП, ни каких-либо других инцидентов, связанных с причинением кому – либо вреда не наступило. Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № в МО «<адрес>» Смоленской области от <нет данных> в связи с малозначительностью и прекратить производство по делу.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Макаров В.С. не явился, обеспечив явку своего представителя.
Должностное лицо – старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Ярцевский» Акчурин И.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в отсутствие явившихся не явившихся лиц.
Представитель привлекаемого должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Пушенков А.В. в судебном заседании просил дело об административном правонарушении прекратить за малозначительностью, сославшись на доводы, изложенные в жалобе.
Заслушав представителя должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Пушенкова А.В., изучив доводы жалобы и проверив дело, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействия) юридических и должностных лиц, выразившихся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <нет данных> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от <нет данных> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддерживанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от <нет данных> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <нет данных> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.4 ч.1 ст.36.1 Устава МО Ярцевского городского поселения <адрес> Смоленской области к вопросам местного значения МО «<адрес>» Смоленской области, в том числе, относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, исполнение полномочий Администрации <адрес> возлагается на администрацию МО «<адрес>» Смоленской области (ч.2 ст.26 Устава МО Ярцевского городского поселения <адрес> Смоленской области).
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от <нет данных> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 6 Закона № 257-ФЗ, к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу п. 6 ст. 13 вышеуказанного закона относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <нет данных> № «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу пункт 4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за одним.
В соответствии с ч.1 ст.26 Устава МО «<адрес>» Смоленской области Глава муниципального образования «<адрес>» Смоленской области является высшим должностным лицом муниципального образования «<адрес>» Смоленской области и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, возглавляет администрацию МО «<адрес>» Смоленской области.
<адрес> Совета депутатов МО «<адрес>» Смоленской области от <нет данных> № Макаров В.С. избран на должность Главы МО «<адрес>» Смоленской области (л.д. 116).
Как усматривается из материалов делу, <нет данных> в <нет данных> минут при обследовании госинспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Ярцевский» участка улично – дорожной сети в <адрес> Смоленской области выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) на участке дороги от <адрес> до <адрес> в <адрес> Смоленской области, а именно отсутствие освещения (неработающих светильников) подряд один за другим, чем нарушены требования и нормы, установленные п.4.6.3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».
Поскольку Глава администрации МО «<адрес>» Смоленской области Макаров В.С. является лицом, в обязанности которого в соответствии с положениями ст.15 Закона №257-ФЗ, ст. 14, п. 4 ст. 6, ст. 34 Федерального закона от <нет данных> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» входит осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, государственным инспектором дорожного надзора отдела ОГИБДД МО МВД России «Ярцевский» в отношении указанного должностного лица <нет данных> был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ.
Обстоятельства нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении № от <нет данных>; рапортом от <нет данных>; актом обследования участка улично – дорожной сети <адрес> Смоленской области от <нет данных> с фототаблицей; определением о возбуждении дела об административном правонарушении № от <нет данных> и другими материалами.
Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства в совокупности, с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе связанные с тем, что являясь ответственным лицом за содержание указанного участка дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, должностное лицо не выполнило требования к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения, допустив тем самым нарушение требований ГОСТ Р 50597-93, п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя о том, что глава администрации МО «Ярцевский арйон» Смоленской области Макаров В.С. не является субъектом данного правонарушения, несостоятельны, поскольку из изложенного следует, что обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на Главу администрации МО «<адрес>» Смоленской области.
Наделение функциями по содержанию местных дорог подрядной организации, заключение с подрядчиком муниципального контракта не освобождает главу администрации МО «<адрес>» Смоленской области от выполнения возложенных на него полномочий по обеспечению надлежащего содержания дорог местного значения муниципального образования, не изменяет лицо, ответственное за состояние дорог.
Указание в жалобе на наличие оснований для освобождения должностного лица Администрации МО «<адрес>» Смоленской области Макарова В.С. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, не может быть принято во внимание.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <нет данных> № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, является общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, учитывая степень потенциальной общественной опасности совершенного должностным лицом правонарушения, оснований для освобождения Главы администрации МО «<адрес>» Смоленской области Макарова В.С. от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения не имеется.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение вступивших в законную силу судебных постановлений в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления мирового судьи при рассмотрении настоящей жалобы и проверке законности обжалуемого постановления не установлено.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей назначено должностному лицу Макарову В.С. в пределах санкции, предусмотренной санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении должностного лица Макарова В.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену постановления мирового судьи, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Принимая во внимание вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № в муниципальном образовании «<адрес>» Смоленской области от <нет данных>, которым должностное лицо Макаров В. С. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу должностного лица – Главы администрации МО «<адрес>» Смоленской области Макарова В.С. – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момент вынесения.
Судья Коржакова О.И.