№ 2-1-191/2019
Мотивированное решение изготовлено 22.03.2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2019 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием представителя истца - помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Берг О.Н., истцов Рябухиной О.В., Рябухина А.Л., Рябухиной Н.Л., представителя ответчика Глазова А.В., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленного в интересах Рябухиной О. В., Рябухина А. Л., Рябухиной Н. Л., ФИО5, Мигалко М. И., ФИО6 к Органу местного самоуправления «Администрация ГО Красноуфимск» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проведенной проверки, установлено, что по адресу <адрес> проживает семья Рябухиной О.В. в составе шести человек: Рябухина О. В. <дата> г.р.; Рябухин А. Л. <дата> г.р.; Рябухина Н. Л. <дата> г.р.; ФИО5 <дата> г.р.; Мигалко М. И. <дата> г.р.; ФИО6, <дата> г.р.
Постановлением главы городского округа Красноуфимск от <дата> №1-109/2014 жилой дом по адресу <адрес>, №1-109/2014, признан непригодным для постоянного проживания людей, аварийным и подлежащим сносу.
Кроме того, постановлением администрации ГО Красноуфимск от <дата> №1-109/2014 семья Рябухиной О.В. в составе пяти человек признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако жилое помещение истцам до сих пор не предоставлено, что нарушает их жилищные права.
Прокурор, основывая свои требования на положениях п. 2, 4 ст. 15, 50, 51, 57, 85, 87, 89 ЖК РФ, Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», просит обязать администрацию городского округа Красноуфимск предоставить вне очереди Рябухиной О. В. <дата> г.р.; Рябухину А. Л. <дата> г.р.; Рябухиной Н. Л. <дата> г.р.; ФИО5 <дата> г.р.; Мигалко М. И. <дата> г.р.; ФИО6, <дата> г.р. благоустроенное жилое помещение на территории муниципального образования городской округ Красноуфимск, общей площадью соответствующей норме предоставления площади жилого
помещения по городскому округу Красноуфимск, утвержденной Постановлением Главы городского округа Красноуфимск от <дата> №1-109/2014.
В судебном заседании прокурор Берг О.Н. поддержал заявленные им требования, обосновав их доводами, изложенными в иске.
Истцы Рябухина О.В., Рябухин А.Л. и Рябухина Н.Л. поддержали иск, заявленный в их интересах, при этом истец Рябухина О.В. пояснила, что в квартире проживать невозможно, опасно для жизни, поэтому все члены ее семьи проживают на съемных квартирах. С момента принятия их семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, их материальное положение не улучшилось. Семья, по - прежнему, является малоимущей, поэтому администрация должна предоставить им жилье.
Представитель ответчика Глазов А.В. в судебном заседании требования истца не признал и пояснил, что он не оспаривает тот факт, что дом, в котором находится жилое помещение истца, является аварийным и непригодным для проживания и тот факт, что семья истца принята на учет нуждающихся в жилом помещении. Администрация проверила обстоятельства нуждаемости семьи истца в жилье и пришла к выводу о том, что она является малоимущей и в настоящее время, с учета нуждающихся в жилом помещении не снята. При этом, представитель ответчика полагает, что истцы вправе претендовать вне очереди только на жилое помещение, равнозначное по площади аварийному жилому помещению, поскольку внеочередное предоставление жилья взамен аварийного, имеет своей целью безопасность граждан. Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично, при этом руководствуется следующим.
В силу ч.1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вместе с тем, для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение.
В соответствии с требованиями п.3 ч.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истцы Рябухина О.В., Рябухин А.Л., Рябухина Н.Л., ФИО5 являются собственниками <адрес> в <адрес> общей площадью 39,1 кв.м. в ? доле каждый на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от <дата>.
Кроме собственников, в квартире зарегистрированы истцы Мигалко И.М. и ФИО6- члены семьи истца Рябухина А.Л.
Согласно заключения межведомственной комиссии от <дата>. жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Главы ГО Красноуфимск от <дата>. №1-109/2014 указанный дом включен в перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и непригодными для проживания, расположенных на территории ГО Красноуфимск.
<дата>. семья истцов в составе 5 человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий постановлением ОМС «Администрация ГО Красноуфимск» №1-109/2014, включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет по основаниям ст.49 пп. 3 ч.1 ст.51, ст.52 Жилищного кодекса РФ и сохраняет данный статус до настоящего времени.
Данные обстоятельства признаны представителями ответчика в судебном заседании, что в силу ч.2 ст.68 Гражданского процессуального кодекса РФ освобождает истцов от доказывания данного обстоятельства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Обязанность предоставления гражданам жилых помещений, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в силу ст. 31 Устава муниципального образования городской округ Красноуфимск возложена на администрацию городского округа.
Кроме того, в силу разъяснений, изложенных в разделе III "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Разрешая спор, суд исходит из того, что поскольку занимаемое истцами жилое помещение является непригодным для проживания, постольку у органа местного самоуправления в силу вышеуказанных положений закона возникла обязанность предоставить истцам, являющимся малоимущими и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение по договору социального найма.
Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено семье истцов, суд принимает во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в определении от 03.11.2009 N 1368-О-О, в соответствии с которой внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" поскольку другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах ссылки истцов на положения ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, исходя из нормы предоставления на одного человека, не основаны на законе, поскольку речь о каком-либо улучшении жилищных условия лиц, проживающих в аварийном жилом помещении, кроме улучшения качественных характеристик жилья, не идет.
Общая площадь жилого помещения, принадлежащего истцам, составляет 39,1 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Согласно договора приватизации, жилое помещение истцов является двухкомнатной квартирой. Исходя из этого Администрация городского округа Красноуфимск обязана предоставить истцам жилое помещение в г. Красноуфимске, состоящее не менее, чем из двух комнат, общей площадью, не менее 39,1 кв. м.
При этом истцы, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, вправе состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если основания состоять на таком учете у них имеются.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца об установлении срока отселения ее семьи из жилого дома, непригодного для проживания.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований для определения срока, в течение которого обязанность по предоставлению жилья в связи с непригодностью для проживания занимаемого им жилого помещения должна быть исполнена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Орган местного самоуправления «Администрация городского округа Красноуфимск» предоставить Рябухиной О. В. <дата> г.р.; Рябухину А. Л. <дата> г.р.; Рябухиной Н. Л. <дата> г.р.; ФИО5 <дата> г.р.; Мигалко М. И. <дата> г.р.; ФИО6, <дата> г.р. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ( 39,1 кв.м.) и количеству комнат ( 2) занимаемому жилому помещению по <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в пределах <адрес>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Галкина