Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-82/2017 ~ М-79/2017 от 20.04.2017

Дело № 2-82/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2017 года                                                                    с. Яковлевка

Яковлевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Акимчук В.А.,

при секретаре Черных О.В.,

с участием истца – представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в городе Арсеньев ФИО1,

представителей ответчика ООО «Водоканал-Сервис» - ФИО2, ФИО3,

представителя администрации Яковлевского муниципального района Приморского края ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в городе Арсеньев к ООО «Водоканал-Сервис» о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в городе Арсеньев обратился в суд с названным иском, в котором просил признать действия ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения на территории села Яковлевка, села Покровка и села Минеральное Яковлевского района Приморского края, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся: 1.1 в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения села Яковлевка, села Покровка Яковлевского района Приморского края требованиям санитарного законодательства; 1.2 в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 5 водных объектов – скважины № 676 «Пчелосовхоз», № 11010 «Заря», № 18-442 «ММС», села Покровка, села Минеральный Яковлевского района; 1.3 в не выполнении мероприятий на территории зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения в селе Минеральное, селе Покровка Яковлевского района Приморского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; 1.4 в невыполнении требований по производственному лабораторному контролю за качеством питьевой воды централизованного питьевого водоснабжения села Яковлевка, села Покровка, села Минеральное Яковлевского района Приморского края; 1.5 в предоставлении коммунальных услуг холодного водоснабжения не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическому показателю (кремний) в сентябре 2016 года населению села Яковлевка, получающему питьевую воду из водопровода скважины № 11010 колхоз «Заря», расположенной по улице Советская села Яковлевка, населению села Минеральное, населению села Покровка, использующих воду из водопроводной колонки по улице Лазо, 3; 1.6 в отсутствии для дезинфекции питьевой воды бактерицидных ламп в соответствии с проектом «Реконструкция системы водоснабжения села Яковлевка» на источниках централизованного водоснабжения в селе Яковлевка (скважина пчелосовхоза № 676 по улице Совхозная и скважина № 11010 колхоз «Заря» по улице Советская), в селе Минеральное и в селе Покровка. 2. Обязать ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения на территории села Яковлевка, села Покровка и села Минеральное Яковлевского района Приморского края, прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в срок до 1 февраля 2018 года, а именно: 2.1. Обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 5 водных объектов – скважины № 676 «Пчелосовхоз», № 11010 «Заря», № 18-442 «ММС», села Покровка, села Минеральное Яковлевского района; 2.2. Обеспечить получение санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения села Яковлевка, села Покровка; 2.3. Обеспечить мероприятия на территории зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в селе Покровка и в селе Минеральное Яковлевского района Приморского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; 2.4. Обеспечить выполнение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды согласно Рабочей Программы производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения ООО «Водоканал-Сервис»; 2.5. Для дезинфекции питьевой воды задействовать бактерицидные лампы в соответствии с проектом «Реконструкция системы водоснабжения села Яковлевка». 3. Обязать ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения на территории села Яковлевка, села Покровка и села Минеральное Яковлевского района Приморского края, прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в срок до 1 декабря 2019 года, а именно: 3.1. Обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению села Яковлевка, из водопровода скважины № 11010 колхоз «Заря», расположенной по улице Советская села Яковлевка, населению села Минеральное, населению села Покровка, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» по санитарно-химическим показателям (кремний). 4. Обязать ООО «Водоканал-Сервис» довести резолютивную часть решения суда о нарушении прав неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий до потребителей через средства массовой информации в срок не позднее 2 недель с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в городе Арсеньев ФИО1 заявленные исковые требования уточнила, указав, что на сегодняшний день ООО «Водоканал-Сервис» не осуществляет деятельность по организации водоснабжения населения села Минеральное и села Покровка, а осуществляет деятельность водоснабжения населения на территории села Яковлевка; часть нарушений, отраженных в первоначально поданном исковом заявлении, ООО «Водоканал-Сервис» устранены, в тоже время часть нарушений остаются не устраненными и ООО «Водоканал-Сервис» продолжает осуществлять деятельность водоснабжения населения на территории села Яковлевка с нарушениями требований законодательства. Выявленные ранее нарушения нарушают права неопределенного круга потребителей, которые могли воспользоваться услугами хозяйствующего субъекта до устранения выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства и могут быть признаны противоправными. На основании изложенного, просила суд: 1. признать действия ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившихся: в предоставлении коммунальных услуг холодного водоснабжения не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическому показателю (кремний) в сентябре 2016 года населению села Яковлевка, получающему питьевую воду из скважины №11010 колхоз «Заря», расположенной по улице Советская села Яковлевка, населению села Минеральное, населению села Покровка, использующих воду из водопроводной колонки по улице Лазо, 3; 1.1. признать действия ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, в период с 30 сентября 2015 года и по настоящее время, выразившихся в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения села Яковлевка Яковлевского района Приморского края требованиям санитарного законодательства; в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 3-х водных объектов – скважины № 676 «Пчелосовхоз», №11010 «Заря», № 18- 442 «ММС» Яковлевского района; в невыполнении требований по производственному лабораторному контролю за качеством питьевой воды централизованного питьевого водоснабжения села Яковлевка Яковлевского района Приморского края; в отсутствии для дезинфекции питьевой воды бактерицидных ламп в соответствии с проектом «Реконструкция системы водоснабжения села Яковлевка» на источниках централизованного водоснабжения в селе Яковлевка (скважина пчелосовхоза № 676 по улице Совхозная и скважина № 11010 колхоз «Заря» по улице Советская); 1.2. в период с 30 сентября 2015 года и до расторжения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения на территории села Покровка и села Минеральное Яковлевского района Приморского края, выразившиеся в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения села Покровка Яковлевского района Приморского края требованиям санитарного законодательства; в отсутствии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 2-х водных объектов – села Покровка, села Минеральное Яковлевского района; в не выполнении мероприятий на территории Зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения в селе Минеральное, селе Покровка Яковлевского района Приморского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; в невыполнении требований по производственному лабораторному контролю за качеством питьевой воды централизованного питьевого водоснабжения села Покровка, села Минеральное Яковлевского района Приморского края; 2. обязать ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения на территории села Яковлевка Яковлевского района Приморского края, прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в срок до 1 февраля 2018 года, а именно: 2.1. Обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 3-х водных объектов – скважины № 676 «Пчелосовхоз», № 11010, «Заря», № 18-442 «ММС»; 2.2. Обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения села Яковлевка; 2.3. Обеспечить выполнение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды согласно Рабочей Программы производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения ООО «Водоканал-Сервис»; 2.4. Для дезинфекции питьевой воды задействовать бактерицидные лампы в соответствии с проектом «Реконструкция системы водоснабжения села Яковлевка»; 3. обязать ООО «Водоканал-Сервис» довести резолютивную часть решения суда о нарушении прав неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий до потребителей через средства массовой информации в срок не позднее 2-х недель с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представители ООО «Водоканал-Сервис» ФИО2, ФИО3 с исковыми требованиями не согласились по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск и дополнениях к нему, из содержание которых следует, что исполнить предписание административного органа и устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не представляется возможным, поскольку отсутствует техническая и правоустанавливающая документация на переданные объекты водоснабжения. ООО «Водоканал-Сервис» с целью соблюдения требований действующего законодательства, а также исполнения выданных предписаний, в адрес администрации Яковлевского муниципального района Приморского края неоднократно направлялись письма с просьбой предоставить обществу копию технической и исполнительной документации на объекты водоснабжения Яковлевского сельского поселения, схемы водоснабжения и водоотведения. Однако до настоящего времени документация ООО «Водоканал-Сервис» не представлена. Аналогичная информация была запрошена ООО «Водоканал-Сервис» у администрации Яковлевского сельского поселения, однако, ответ либо документация в адрес ООО «Водоканал-Сервис» направлена не была. В данной связи при отсутствии необходимых документов исполнить как предписание, так решение суда невозможно. Просили в удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения отказать.

Представитель администрации Яковлевского муниципального района ФИО4 в судебном заседании указал, что в 2015 году из сельского поселения по акту приема-передачи были переданы объекты водоснабжения, при этом техническая и правоустанавливающая документация на объекты не передавалась. Имеется ли в наличии такая документация – пояснить не может, поскольку ранее такая документация должна была передаваться из администрации района в администрацию сельского поселения, и в последующем в связи с изменением законодательства – обратно должна была быть возвращена в администрацию района. Однако в настоящее время именно администрация как собственник данного муниципального имущества также несет ответственность, поскольку должна была в силу договора аренды муниципального имущества передать арендатору такую документацию, чего сделано не было.

Представитель администрации Яковлевского сельского поселения ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – администрации Яковлевского сельского поселения.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии со статьей 1 которого под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В силу статьи 11 указанного закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Так, в соответствии со статьей 18 закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10.

Из содержания пунктов 1.3, 1.5 указанных санитарных правил следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Кроме того, согласно требованиям статьи 32 вышеприведенного закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований регламентирован СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 года № 18.

Согласно пункту 1.5 указанных санитарных правил, юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 года № 24,

В соответствии с пунктами 4.2, 4.7 указанных санитарных правил производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

Из материалов дела следует, что ООО «Водоканал-сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица с 31 августа 2005 года. В качестве основного вида деятельности юридического лица указано сбор, очистка и распределение воды.

Для осуществления деятельности по организации водоснабжения в границах Яковлевского района между администрацией Яковлевского муниципального района и ООО «Водоканал-Сервис» были заключены договора аренды муниципального имущества № 28 от 18 августа 2015 года, № 27 от 18 августа 2015 года, № 7 от 17 августа 2016 года, № 8 от 17 августа 2016 года, № 7 от 24 августа 2017 года, по условиям которых ООО «Водоканал-сервис» приняло в аренду муниципальное имущество для осуществления производственной деятельности по обеспечению потребителей услугами водоснабжения и водоотведения (скважины, водопроводы, насосные станции, водонапорные башни и иное имущество согласно перечню в селе Яковлевка, селе Минеральное, селе Покровка).

В период с 3 сентября 2015 года по 30 сентября 2015 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Арсеньев в отношении ООО «Водоканал-Сервис» была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, допущенные ООО «Водоканал-Сервис» при осуществлении деятельности по организации водоснабжения населения Яковлевского муниципального района, а именно:

- санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии источников централизованного водоснабжения села Яковлевка, села Покровка, села Минеральное санитарные правилам отсутствуют;

- границы зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения села Яковлевка, села Покровка не организованы. Согласно санитарно-эпидемиологического заключения № 25.ПЦ.01.744.Т.000985.09.12 от 26 сентября 2012 года проект зон санитарной охраны источников водоснабжения села Яковлевка не соответствует требованиям пунктов 1.12, 1.15, 2.2.1.1, 2.4, 3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02. В селе Покровка павильон скважины не огорожен, территория не спланирована, трава не скошена. Проект зон санитарной охраны источника водоснабжения села Покровка отсутствует;

- рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения в селе Яковлевка ООО «Водоканал-Сервис» на 2012- 2017 годы не соответствует требованиям пунктов 4.3, 4.4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01;

- санитарно-химические исследования воды (обобщенные, органолептические показатели, неорганические вещества, радиологические показатели) в селе Яковлевка (источники, разводящая сеть) в 2015 году не проводились. Не соблюдается периодичность отбора проб и проведения исследований качества воды перед поступлением в разводящую сеть по микробиологическим показателям. Производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в селе Покровка, селе Минеральное не проводится;

- исследованные образцы воды в источниках централизованного водоснабжения скважина пчелосовхоза № 676, село Яковлевка, улица Совхозная по физико-химическому показателю кремний, по обобщенному показателю окисляемость перманганатная, скважина колхоз «Заря», село Яковлевка, улица Советская, 172 по физико-химическому показателю кремний, скважина села Минеральное по физико-химическому показателю кремний, скважина села Покровка по физико-химическому показателю кремний, по обобщенному показателю окисляемость перманганатная – не соответствуют требованиям ГОСТ 2761-84;

- исследованные образцы воды в разводящей сети централизованного водоснабжения села Яковлевка по улице Советская, 16, улице Советская, 118 «а», колонка по физико-химическому показателю кремний по улице Октябрьская, 28, колонка по физико-химическому показателю келезо общее; села Покровка по улице Лазо, 3, улице Арсеньева, 3, колонка по физико-химическому показателю кремний, села Минеральное по улице Вокзальная, 7 «а», кв. 1 по физико-химическому показателю кремний – не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01;

- исследованные образцы воды централизованного водоснабжения села Яковлевка в газводящей сети: колонка по улице Октябрьская, 28 по микробиологическому показателю общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ), колонка – по улице Советская, 16, по микробиологическому показателю общие колиформные бактерии (ТБК), колонка – по улице Советская, 118 «а», по микробиологическому показателю общие колиформные бактерии (ОКБ), термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ) - не оответствуют требованиям СанПиН I 1.4.1074-01.

По результатам указанной проверки на основании постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Арсеньев о назначении административного наказания № 290-ТО от 28 сентября 2015 года за вышеперечисленные нарушения ООО «Водоканал-Сервис» было привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 рублей.

Кроме того, юридическому лицу было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства № 125 от 23 сентября 2015 года, сроком исполнения до 1 декабря 2015 года, в части – до 1 сентября 2016 года.

В период с 8 декабря 2015 года по 25 декабря 2015 года в отношении ООО «Водоканал-Сервис» с целью контроля выполнения ранее выданного предписания в части выполнения пунктов 1 и 4 со сроком исполнения до 1 декабря 2015 года, была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было установлено невыполнение в указанной части предписания.

За неисполнение предписания государственного органа в отношении ООО «Водоканал-Сервис» был составлен протокол об административном правонарушении №390/01-Т0 от 25 декабря 2015 года по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого постановлением мирового суды от 11 февраля 2016 года юридическое лицо – ООО «Водоканал-Сервис» признано виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Также юридическому лицу было выдано предписание № 185 от 25 декабря 2015 года со сроком исполнения до 1 сентября 2016 года.

С целью проверки выполнения вышеуказанных предписаний территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Арсеньев с 14 сентября 2016 года по 11 октября 2016 года в отношении ООО «Водоканал-Сервис» была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлено частичное выполнение подлежащих контролю в рамках проверки пунктов предписаний № 125 от 23 сентября 2015 года и № 185 от 25 декабря 2015 года.

При этом установлено невыполнение либо частичное выполнение следующих пунктов предписаний:

- по предписанию № 125 от 23 сентября 2015 года:

- пункт 2 – обеспечить выполнение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды согласно рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения ООО «Водоканал-Сервис» - не выполнен;

- пункт 3 – обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 5 водных объектов – не выполнен;

- пункт 5 – иметь в наличии санитарно-эпидемиологическое заключение не проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения села Яковлевка и села Покровка – не выполнен;

- пункт 6 – обеспечить мероприятия на территории зон санитарной охраны в соответствии с СанПин 2.1.4.1110-02 – не выполнен частично;

- пункт 7 – для дезинфекции питьевой воды задействовать бактерицидные лампы в соответствии с проектом «Реконструкция системы водоснабжения села Яковлевка» - не выполнен;

- по предписанию № 185 от 25 декабря 2015 года:

-пункт 2 – обеспечить качество питьевой воды в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 – не выполнен частично.

Таким образом, установлено, что на протяжении длительного времени – с сентября 2015 года и по настоящее время – ООО «Водоканал-Сервис» осуществляет деятельность по организации водоснабжения в границах Яковлевского муниципального района, а именно села Яковлевка, села Покровка, села Минеральное, не выполняя установленные требования действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предписаний должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Представленными материалами подтверждено, что ООО «Водоканал-Сервис» не созданы необходимые условия для осуществления функций питьевого водоснабжения населению Яковлевского муниципального района с соблюдением требований санитарного законодательства.

Между тем, подача населению Яковлевского муниципального района Приморского края питьевой воды, не соответствующей требованиям законодательства к ее качеству, а также оказание населению услуг холодного водоснабжения при нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства, соблюдение которого влияет на качестве и безопасность предоставляемых услуг, неблагоприятно сказывается на здоровье населения и является нарушением прав потребителей на получение качественных и безопасных коммунальных услуг по питьевому водоснабжению.

В соответствии с пунктом 5.1 СП 1.1.1058-01. 1.1. «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 года № 18, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе: приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг; прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, не соответствующую санитарным правилам и представляющую опасность для человека, и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «Водоканал-Сервис» на протяжении нескольких лет не предпринимало мер, направленных на устранение выявленных нарушений, чем допускало нарушение прав потребителей на санитарно-эпидемиологическое благополучие. В течение указанного период ООО «Водоканал-Сервис» не принимались меры, направленные на обеспечение качества питьевой воды и организацию водоснабжения населения Яковлевского муниципального района доброкачественной питьевой водой.

Вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ ООО «Водоканал-сервис» не представлено доказательств невозможности соблюдения требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась, а также доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

При этом, довод представителя ООО «Водоканал-Сервис» о том, что исполнить предписание административного органа и устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не представляется возможным, поскольку отсутствует техническая и правоустанавливающая документация на переданные объекты водоснабжения, не является основанием для освобождения ООО «Водоканал-Сервис» от исполнения возложенных обязанностей в сфере санитарно-эпидемиологических правил.

Действительно, из анализа представленных договоров аренды муниципального имущества № 28 от 18 августа 2015 года, № 27 от 18 августа 2015 года, № 7 от 17 августа 2016 года, № 8 от 17 августа 2016 года, № 7 от 24 августа 2017 года, следует, что арендодатель (администрация Яковлевского муниципального района Приморского края) обязуется передать арендатору (ООО «Водоканал-Сервис») вместе со сдаваемым в аренду имуществом имеющиеся его принадлежности и относящуюся к нему техническую и правоустанавливающую документацию, необходимую для эксплуатации арендуемого имущества (пункт 2.1).

При этом, в силу пункта 3.2 указанных Договоров арендатор (ООО «Водоканал-Сервис») вправе производить планировки и перепланировки имущества, а также переоборудования, вызываемые потребностями арендатора, исключительно при наличии письменного разрешения арендодателя.

Таким образом, установлено, что условиями договора предусмотрен определенный порядок производства работ, в том числе, ремонтных, в отношении объектов водоснабжения, который предусматривает обязательное наличие письменного разрешения арендодателя на производство таких работ.

Между тем, вопросы исполнения или неисполнения сторонами договора обозначенных в нем условий не является предметом рассмотрения настоящего спора и не влияет на объем прав и обязанностей ООО «Водоканал-Сервис», закрепленных Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при осуществлении производственной деятельности по обеспечению потребителей услугами водоснабжения и водоотведения.

Заслуживающим внимания признается тот факт, что вышеуказанные договоры действовали в обозначенный в них период, сторонами не расторгались, в установленном законом порядке недействительными не признавались.

Споры между администрацией Яковлевского муниципального района и ООО «Водоканал-Сервис» по соблюдению условий договора в части передачи технической и правоустанавливающей документации, необходимой для эксплуатации арендуемого имущества, подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке путем предъявления самостоятельного искового требования.

Довод ответчика об отсутствии средств на указанные цели также не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения спора и действующее законодательство не связывает выполнение юридическими лицами требований санитарно-эпидемиологического законодательства с их финансовыми возможностями.

Положениями статьи 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьями 2 и 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части признания противоправными действий ООО «Водоканал-Сервис» по организации водоснабжения и водоотведения на территории Яковлевского муниципального района в период с сентября 2016 года по настоящее время.

При этом, принимая во внимание, что в соответствии с договором аренды муниципального имущества № 7 от 24 августа 2017 года, ООО «Водоканал-Сервис» для организации работы по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов водоснабжения и водоотведения при осуществлении производственной деятельности по обеспечению потребителей услугами водоснабжения и водоотведения приняло в аренду имущество, расположенное только в селе Яковлевка Яковлевского муниципального района Приморского края, суд считает возможным возложить на ООО «Водоканал-Сервис» обязанность прекратить противоправные действия именно в отношении потребителей села Яковлевка Яковлевского муниципального района Приморского края.

В тоже время, оценивая объем нарушений, которые необходимо устранить, время, необходимое для организации получения санитарно-эпидемиологических заключений, учитывая, что в рамках существующего договора аренды муниципального имущества для производства части работ необходимо получение согласие арендодателя, суд приходит к выводу, что срок до 1 февраля 2018 года с учетом предусмотренных статьей 321 ГПК РФ сроков обжалования решения суд первой инстанции – является недостаточным, в связи с чем полагает возможным установить срок исполнения недостатков на период действия договора аренды муниципального имущества № 7 от 24 августа 2017 года – до 23 августа 2018 года.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу пункта 13 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются, в том числе, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) – по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым взыскать с ООО «Водоканал-Сервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей по требованию неимущественного характера.

Руководствуясь статьями 198-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в городе Арсеньев к ООО «Водоканал-Сервис» о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий – удовлетворить.

Признать действия ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившихся:

- в предоставлении коммунальных услуг холодного водоснабжения не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическому показателю (кремний) в сентябре 2016 года населению села Яковлевка, получающему питьевую воду из скважины № 11010 колхоз «Заря», расположенной по улице Советская села Яковлевка, населению села Минеральное, населению села Покровка, использующих воду из водопроводной колонки по улице Лазо, 3.

Признать действия ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, в период с 30 сентября 2015 года и по настоящее время, выразившихся:

- в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения села Яковлевка Яковлевского района Приморского края требованиям санитарного законодательства;

- в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 3-х водных объектов – скважины № 676 «Пчелосовхоз», №11010 «Заря», № 18- 442 «ММС» Яковлевского района;

- в невыполнении требований по производственному лабораторному контролю за качеством питьевой воды централизованного питьевого водоснабжения села Яковлевка Яковлевского района Приморского края;

- в отсутствии для дезинфекции питьевой воды бактерицидных ламп в соответствии с проектом «Реконструкция системы водоснабжения села Яковлевка» на источниках централизованного водоснабжения в селе Яковлевка (скважина пчелосовхоза № 676 по улице Совхозная и скважина № 11010 колхоз «Заря» по улице Советская);

Признать действия ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, в период с 30 сентября 2015 года и до расторжения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения на территории села Покровка и села Минеральное Яковлевского района Приморского края, выразившиеся:

- в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения села Покровка Яковлевского района Приморского края требованиям санитарного законодательства;

- в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 2-х водных объектов – села Покровка, села Минеральное Яковлевского района;

- в не выполнении мероприятий на территории Зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения в селе Минеральное, селе Покровка Яковлевского района Приморского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;

- в невыполнении требований по производственному лабораторному контролю за качеством питьевой воды централизованного питьевого водоснабжения села Покровка, села Минеральное Яковлевского района Приморского края.

Обязать ООО «Водоканал-Сервис», осуществляющего деятельность по организации водоснабжения на территории села Яковлевка Яковлевского района Приморского края, прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей в срок до 23 августа 2018 года, а именно:

- обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования 3-х водных объектов – скважины № 676 «Пчелосовхоз», № 11010, «Заря», № 18-442 «ММС»;

- обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения села Яковлевка;

- обеспечить выполнение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды согласно Рабочей Программы производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения ООО «Водоканал-Сервис»;

- для дезинфекции питьевой воды задействовать бактерицидные лампы в соответствии с проектом «Реконструкция системы водоснабжения села Яковлевка».

Обязать ООО «Водоканал-Сервис» довести резолютивную часть решения суда о нарушении прав неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий до потребителей через средства массовой информации в срок не позднее 2-х недель с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Водоканал-Сервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 22 декабря 2017 года.

Председательствующий                                                          В.А. Акимчук

2-82/2017 ~ М-79/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю
Ответчики
ООО "Водоканал-Сервис"
Другие
Администрация Яковлевского сельского поселения
Администрация Яковлевского муниципального района
Суд
Яковлевский районный суд Приморского края
Судья
Акимчук В.А.
Дело на сайте суда
yakovlevsky--prm.sudrf.ru
20.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2017Передача материалов судье
24.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2017Подготовка дела (собеседование)
18.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.06.2017Предварительное судебное заседание
29.06.2017Судебное заседание
20.11.2017Производство по делу возобновлено
12.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2018Дело оформлено
18.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее