Дело № 2-163/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 18 апреля 2018 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лямзиной Т.М.,
при секретаре Плясуновой О.С.,
с участием истца Нургалиева Р.М.,
ответчика – представителя ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Пермскому краю» Шаламова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Нургалиева <данные изъяты> к врачебной комиссии ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты РФ о возложении обязанности внести дополнительные записи в справку МСЭ «Военная травма» и «Травма на производстве»,
УСТАНОВИЛ:
Нургалиев Р.М. обратился в суд с исковым заявлением к врачебной комиссии ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» о внесении дополнительных записей в справку об инвалидности. В обоснование своих требований указал, что в 2002 году ему была назначена 3 группа инвалидности по общему заболеванию. На основании свидетельства о болезни № воинской части и акта, связанного с несчастным случаем на производстве в агроснабе <адрес> ЦМПО, он просил внести в справку МСЭ-2006 записи «Военная травма», «Травма на производстве», в чем ему было отказано, в виду того, что неправильно был оформлен посыльный лист ВК <адрес>ной больницы.
В 2003 году Нургалиеву Р.М. при прохождении очередного ВТЭК была назначена 2 группа инвалидности по общему заболеванию. ДД.ММ.ГГГГ при прохождении медико – социальной экспертизы, Нургалиев Р.М. просил направить его на судебно-медицинскую экспертизу, в чем ему было отказано, так как в решении ВК № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» по данным амбулаторных карт с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что обращений Нургалиевым Р.М. по поводу травм в быту, несчастных случаев на производстве в области правого локтевого и лучезапястного суставов не зафиксировано.
В судебном заседании Нургалиев Р.М. на требованиях настаивал, просил, чтобы в справку МСЭ внесли дополнительные записи в части причины инвалидности: «военная травма» и «травма на производстве», поддержав доводы, содержащиеся в заявлении. Внесение данных записей необходимо ему для получения второй пенсии.
Представитель ответчика ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела, уведомлен надлежащим образом. В предоставленном отзыве на исковое заявление с исковыми требованиями не согласились, пояснили, что выдача справки МСЭ и внесение в нее дополнительных записей не входит в полномочия ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ», считают, что не являются надлежащими ответчиками, просили дело рассмотреть в отсутствии представителя.
Представитель представителя ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Пермскому краю» Шаламов М.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что в 2002 году Нургалиев Р.М. признан инвалидом второй группы с причиной «общее заболевание» сроком на один год по сердечно-сосудистой патологии. С 2006 года истцу установлена вторая группа инвалидности с причиной «общее заболевание» без срока переосвидетельствования. В 2015 г. Нургалиев Р.М. самостоятельно обратился в бюро № ф-л ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России со справкой врачебной комиссии № ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу для изменения причины инвалидности. Специалистами Бюро в результате анализа всех представленных документов и очного осмотра истца, оснований для изменения причины инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, не было выявлено. В порядке обжалования решения Нургалиев Р.М. ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован в экспертном составе №, решение бюро подтверждено, оснований для изменения причины инвалидности не выявлено.
Истец ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления с направлением на МСЭ ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ освидетельствован в бюро № ф-л «ФКУ «ГБ МСЭ» по <адрес> с целью изменения причины инвалидности и определения утраты профессиональной трудоспособности, решение не вынесено, направлен на консультацию в экспертный состав № «ФКУ «ГБ МСЭ» по <адрес>. Специалистами данного состава установлено, что оснований для изменения причины инвалидности в связи с несчастным случаем на производстве не имеется. ДД.ММ.ГГГГ истцу специалистами бюро № вынесено решение об отказе в изменении причины инвалидности, ДД.ММ.ГГГГ в бюро МСЭ № определено 10% утраты профессиональной трудоспособности по последствиям производственной травмы. При освидетельствовании Нургалиева Р.М. как в 2015 году, так и в 2018 году все диагнозы были учтены, однако, причинно-следственной связи между общим заболеванием, которое установлено у истца в настоящее время и последствиями военной травмы и производственной травмы не имеется. Таким образом, Нургалиеву Р.М. оснований для установления группы инвалидности по вышеуказанным заболеваниям и изменения причины инвалидности не имелось. В удовлетворении исковых требований просил отказать.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Материалами дела установлено, что Нургалиеву Р.М., согласно справке МСЭ -2006 № от ДД.ММ.ГГГГ установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию (л.д. 47-48).
Нургалиев Р.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился самостоятельно в бюро № ф-л ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России (далее-Бюро) со справкой врачебной комиссии № ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу для изменения причины инвалидности. На освидетельствование Нургалиев Р.М. представил свидетельство о болезни №/Х от ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссии 301 окружного военного госпиталя с диагнозом: «Травматический послеоперационный неврит правого лучевого нерва с умеренным нарушением функции кисти - заболевание получено в период прохождения военной службы». Специалистами Бюро оснований для изменения причины инвалидности не выявлено. Данное решение Нургалиев Р.М. обжаловал, ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, решение Бюро подтверждено, оснований для изменения причины инвалидности не имеется
ДД.ММ.ГГГГ Нургалиев Р.М. на основании заявления с направлением на МСЭ ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ вновь освидетельствован в бюро № ф-л ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» с целью изменения причины инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Оснований для изменения причины инвалидности не выявлено.
В порядке обжалования данного решения Нургалиев Р.М. был освидетельствован ДД.ММ.ГГГГ в экспертном составе № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», решение Бюро подтверждено.
Данные обстоятельства подтверждаются личным делом Нургалиева Р.М., представленным ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» (л.д. 51-82), сторонами не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ Нургалиев Р.М. на основании заявления с направлением на МСЭ ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ освидетельствован в бюро № ф-л «ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России с целью изменения причины инвалидности и определения процента утраты профессиональной трудоспособности.
На освидетельствование Нургалиев Р.М. представил решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлен юридический факт несчастного случая на производстве, происшедшего с Нургалиевым Р.М. ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. 12-14)
Нургалиеву Р.М. ДД.ММ.ГГГГ в Бюро МСЭ № определено 10% утраты профессиональной трудоспособности по последствиям производственной травмы, о чем ему выдана справка МСЭ-2009 № (л.д. 30-31).
Нургалиев Р.М. ДД.ММ.ГГГГ был освидетельствован в экспертном составе № «ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» в порядке консультации по вопросу изменения причины инвалидности, согласно медицинских документов оснований для изменения причины инвалидности не выявлено. Данные обстоятельства также установлены материалами дела (л.д. 83-127), не оспариваются сторонами.
Статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации (п. 36 Правил). Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 46 Правил).
Согласно п.п. 38 и 39 Правил, переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, предусмотренном разделами I - IV настоящих Правил. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок-инвалид". Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности.
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно вышеуказанных норм установление инвалидности, причины инвалидности, изменение причин инвалидности не относится к компетенции суда.
В случае не согласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экспертизы об отказе изменения причин инвалидности, он вправе обжаловать данное решение в установленном законом порядке.
На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" Нургалиеву Р.М. была установлена 2 группа инвалидности, причина инвалидности – общее заболевание, так же Нургалиеву определено 10% утраты профессиональной трудоспособности по последствиям производственной травмы 27.09.1983 в соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 г. №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и п. 28 в) Постановления Минтруда РФ от 18.07.2001 № 56 «Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Поскольку в настоящее время решения Бюро № 32 ф-л ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России не оспорены, данное требование не заявлялось и при рассмотрении настоящего иска, являются действующими, истцу установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию, учитывая, что признание гражданина инвалидом и установление причин инвалидности принадлежит исключительно федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, суд считает требования Нургалиева Р.М. не подлежащими удовлетворению.
Наличие у истца травм и заболеваний не является безусловным основанием для изменения причин инвалидности, состояние здоровья оценивается учреждением медико-социальной экспертизы с учетом строго определенных критериев и правил.
Кроме того, ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочиями установления факта инвалидности, группы, причины, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, определение стойкой утраты трудоспособности в соответствии с законодательством, данное учреждение не наделено, в связи с чем, в исковых требованиях к ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» следует отказать.
При этом суд считает необходимым разъяснить, что при указанных обстоятельствах, избранный истцом способ защиты и восстановления нарушенного права является ненадлежащим, поскольку обязание ответчика в судебном порядке изменить причину инвалидности действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с изложенным, суд отказывает в удовлетворении указанного искового требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Нургалиева <данные изъяты> к врачебной комиссии ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты РФ о возложении обязанности внести дополнительные записи в справку МСЭ «Военная травма» и «Травма на производстве» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2018 г.
Председательствующий: Т.М. Лямзина
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-163 /2018
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>