копия
Дело № 2-294/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Можайск Московской области 29 мая 2020 года
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Миронова А.С., при секретаре Коротковой К.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика – ООО «МосОблЕИРЦ», ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Можайское ЖКХ», ООО «МосОблЕИРЦ», ООО «Полигон», АО «ФПЛК», о взыскании переплаты за услуги по отоплению и компенсации морального вреда, -
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, просив взыскать в его пользу с ООО «Можайское ЖКХ» <данные изъяты>. – в счёт переплаты за отопление квартиры по адресу: М.О., <адрес> поле, <адрес>, собственником которой он является, за период с ноября 2018 г. по май 2020 г., и <данные изъяты> – в счёт компенсации морального вреда, ссылаясь на необоснованное завышение ответчиком размера потреблённых услуг за указанный период и, как следствие, завышение платы, взысканной с истца за эти услуги на указанную выше сумму.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объёме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ООО «МосОблЕИРЦ», ФИО3, с иском заявителя не согласился, указав, что стоимость услуг по центральному отоплению <адрес> поле в <адрес>е <адрес> была рассчитана его доверителем в соответствии с данными о количестве потреблённых услуг за каждый месяц, предоставленными управляющей и ресурсоснабжающей организациями, которыми в декабре 2018 г. – январе 2019 г. являлось МУП ММР «Полигон», а с февраля 2019 г. по настоящее время – АО «ФПЛК».
Представитель ответчика – ООО «Можайское ЖКХ», ФИО4, в суд не явился, но отзыве на иск просил отказать в удовлетворении требований истца по отношению к его доверителю, ссылаясь на то, что руководимая им организация никогда не являлась управляющей или ресурсоснабжающей организацией по отношению к жилому дому № в <адрес> поле <адрес>а <адрес>, в связи с чем, не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика – АО «ФПЛК», ФИО5 с требованиями заявителя не согласилась, указав, что её доверителем начисления за пользование услугами отопления по указанному жилому дому за период с ДД.ММ.ГГГГ по окончание отопительного сезона в мае 2020 г. производило строго на основании показаний прибора учёта, установленного в жилом доме. При этом, плата за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислена ООО «МосОблЕИРЦ» по сведениям, предоставленным МУП ЖКХ с/п Бородинское. За 14 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилось доначисление платы, так данный период не был учтён в ноябре-декабре 2018 года. С января 2019 г. ООО «МосОблЕИРЦ» расчёт платы за отопление производило по сведениям, предоставляемым АО «ФПЛК».
Ответчик – МУП ММР «Полигон», извещавшийся надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, об уважительных причинах его неявки не сообщил, об отложении дела не просил, возражений на иск не представил.
Заслушав явившиеся стороны и исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании из пояснений представителя истца и материалов дела установлено, что истец является собственником квартиры площадью 71 м2, по адресу: М.О., <адрес> поле, <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЖКХ с/п Бородинское» осуществляло полномочия по управлению многоквартирным домом № на <адрес> в <адрес> поле <адрес>а <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ оно прекратило свою деятельность путём присоединения к МУП Можайского муниципального р-на МО «Полигон», являющегося правопреемником МУП «ЖКХ с/п Бородинское».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Можайское ЖКХ» и Администрацией Можайского городского округа на основании результатов от крытого конкурса заключён договор управления многоквартирными жилыми домами, в соответствии с которым указанное общество взяло на себя обязательства по управлению многоквартирными жилыми домами на территории Можайского городского округа, в том числе, <адрес> в <адрес> поле <адрес>а <адрес>, а именно: по заданию собственников (нанимателей, арендаторов) жилых помещений в многоквартирных жилых домах в течении согласованного Договором срока за плату обязалось предоставлять услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, услуги по обеспечению вывоза твёрдых бытовых отходов, осуществлять управление многоквартирными жилыми домами, предоставлять иные услуги.
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<адрес> единый информационно-расчётный центр» осуществляет полномочия по организации расчётов за жилищно-коммунальные услуги, в том числе, на территории Можайского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ жители <адрес> в <адрес> поле <адрес>а <адрес> обращались к Можайскому горпрокурору с коллективным заявлением, с просьбой разобраться в правильности начисляемой им платы за коммунальные услуги и, в частности, за услуги отопления, которое было направлено для рассмотрения в ГУ <адрес> «Государственная жилищная инспекция <адрес>» (ГУ МО «ГЖИ МО»).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МО «ГЖИ МО» сообщило ФИО1 о праве обратиться за разрешением названного вопроса в организацию, управляющую многоквартирным жилым домом, в котором находится его квартира.
За период с ноября 2018 г. по май 2019 г. ФИО6 всего начислено в оплате за коммунальные услуги 96131 руб. 45 копеек, из которых им оплачено 57146 руб. 38 копеек, что подтверждается представленными последним квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг и платёжными документами по их оплате.
При этом, за отопление за указанный период истцу было начислено в ноябре 20ДД.ММ.ГГГГ руб. <данные изъяты>
В сентября 2019 г. ФИО6 ООО «МосОблЕИРЦ» направлена претензия, с требованием оплаты задолженности по предоставленным коммунальным услугам в общем размере <данные изъяты>., из которых : <данные изъяты>. – долг по оплате услуг отопления.
Из письменных пояснений представителя ответчика - АО «ФПЛК», ФИО5, и представленных ею отчетов о начислении услуг по домам с ОПДУ за период с января 2019 г. по май 2019 г., а также письменных сообщений должностного лица МУП «ЖКХ с/п Бородинское» ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о начислениях за теплоснабжение <адрес> в <адрес> поле <адрес>а, следует, что в января 2019 г. было произведено доначисление среднесуточного потребления теплоснабжения по указанному многоквартирному дому в размере 18,07 Гкал за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (14 дней), которые не были учтены в сведениях, предоставленных МУП «ЖКХ с/п Бородинское», предоставленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьёй 135 ГК РФ определено: общее имущество многоквартирного дома является принадлежностью главной вещи - квартиры и следует судьбе главной вещи.
Согласно ст.153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч.3 ст.169 настоящего Кодекса.
Положениями ст.154 ЖК РФ предусмотрено: плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
На основании ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ст.171 настоящего Кодекса.
В силу ст.156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст.45-48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с ч.9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ст.158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется с учетом предложений выбранной в установленном законом порядке управляющей организации на срок не менее чем один год, на общем собрании собственников помещений в таком доме, если в этом доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив. Если такое решение собственниками принято не было, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления, а в городах федерального значения - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Нормы ст.161 ЖК РФ гласят: управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2.3 этой же статьи ЖК РФ определено: при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
Пунктом 36 Правил предусмотрено: расчёт размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п.37).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п.38).
Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с п.п.42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил.
Пунктом 42(1) Правил установлено: оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа (п.42 (2)).
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений п.42 (1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № к настоящим Правилам.
Согласно п.20 Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно п.54 Правил определяется по формуле 18:
,
где:
- объем (количество) v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, установленном п.54 Правил, а при оплате равномерно в течение календарного года установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
С учетом ст.29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» Закона РФ обязанность доказывания факта наличия каких-либо недостатков выполненной работы (оказанной услуги) лежит на потребителе.
Как следует из обстоятельств дела, установленных судом, истец является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме по указанному выше адресу.
АО «ФПЛК» на основании постановлений Глав администраций городского поселения Можайск №№-П и 680-П от ДД.ММ.ГГГГ, Можайского муниципального р-на №-П от ДД.ММ.ГГГГ, Можайского городского округа №-П от ДД.ММ.ГГГГ, №-П от ДД.ММ.ГГГГ наделено статусом единой теплоснабжающей организации и единой гарантирующей организацией по холодному водоснабжения и водоотведению в Можайском городскому округе.
В 2018 г. АО «ФПЛК», на основании данных общедомового прибора учёта по теплоснабжению (ОДПУ) № А0000289, установленного по адресу: М.О., <адрес> поле, <адрес>, передаваемых МУП «ЖКХ с/п Бородинское», согласовывало и передавало данные в ООО МосОблЕИРЦ» по размеру платы за указанные услуги для собственников жилых помещений в названном многоквартирном доме.
Согласно ведомости учёта параметров теплоснабжения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по прибору учёта было учтено потребление тепловой энергии в размере 21,885 Гкал, а в январе 2019 г. – 58,08 Гкал, с учётом доначисления потребления тепла в размере 18,07 Гкал за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, неучтённое в данных, предоставленных МУП «ЖКХ с/п Бородинское» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего в января 2019 г. жителям <адрес> в <адрес> поле была определена к оплате большая, чем обычно, сумма за теплоснабжение.
Анализируя приведённые выше доказательства, суд полагает, что доводы ФИО6 о завышении платы за услуги теплоснабжения в ноябре 2018 г. - мае 2019 г., суду представляются несостоятельными, поскольку опровергаются исследованными в ходе судебного разбирательства материалами письменными доказательствами, не доверять которым, у суда нет никаких оснований.
Кроме того, из представленных ответчиком платёжных документов следует, что общая плата за коммунальные услуги в размере 96131 руб. 45 коп., начисленная истцу за названный период, оплачена им частично в размере 57146 руб. 38 коп. При этом, из представленного истцом расчёта и платёжных документов невозможно установить: какую именно сумму оплатил заявитель иска за теплоснабжение, поскольку его расчёт не основан на показаниях прибора ОДПУ, не соответствует платёжным документам, им же представленным, в связи с чем, произведён неправильно.
В тоже время, из письменного требований от ДД.ММ.ГГГГ, направленного ООО «МосОблЕИРЦ» ФИО6 следует, что за ФИО6 имеется задолженность по оплате услуг по теплоснабжению в размере 4163 руб. 94 коп., не погашенная до настоящего времени.
Учитывая установленные судом обстоятельства дела и приведённые нормы права, суд не находит оснований для удовлетворения иска заявителя, поскольку её требования не основаны на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12-14, 194-199 ГПК РФ, -
р е ш и л :
В удовлетворении иска ФИО1 к ООО «Можайское ЖКХ», ООО «МосОблЕИРЦ», ООО «Полигон», АО «ФПЛК», о взыскании переплаты за услуги по отоплению и компенсации морального вреда, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московском областном суде через Можайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.С. МИРОНОВ
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.С. МИРОНОВ
копия верна _____________________ (Миронов)