Дело 2-4819/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Волжский Волгоградской области 07 ноября 2012 года
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Лукачевой О.В.,
при секретаре Марьиной О.Ю.,
07 ноября 2012 года в городе Волжском Волгоградской области рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоренко Е.В. к Администрации городского округа город Волжский Волгоградской области о предоставлении жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Сидоренко Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Волжский Волгоградской области о предоставлении жилого помещения вне очереди, в обоснование иска, указав, что она является лицом из числа детей – сирот, на основании постановления администрации города Волжского Волгоградской области от <...> № <...> за ней закреплено жилое помещение по адресу: <...> В комнате по месту регистрации истицы зарегистрировано пять человек, жилая площадь данного помещения составляет <...> кв.м. В указанном жилом помещении на каждого человека приходится ниже учетной нормы жилого помещения утвержденного постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 13 июля 2005 года № 141/6 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения». С <...> года Сидоренко Е.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма составом семьи 1 человек под номером <...>. По данному поводу она обратилась в администрацию городского округа-г.Волжский с просьбой поставить ее на учет нуждающейся во внеочередном жилом помещении по категории дети-сироты оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в жилых помещениях, которым выдаются жилые помещение вне очереди. <...> ею получен отказ администрации города Волжского, который аргументирован тем, что за ней закреплено жилое помещение по адресу: <...> поэтому она не имеет право на внеочередное предоставление жилой площади. Просит суд признать ее нуждающейся во внеочередном предоставлении по договору социального найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в жилых помещениях, которым выдаются жилые помещения по договору социального найма вне очереди; взыскать с администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области судебные расходы в сумме <...>.
19 октября 2012 года истица Сидоренко Е.В. уточнила исковые требования, просила суд признать ее нуждающейся во внеочередном предоставлении по договору социального найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в жилых помещениях, которым выдаются жилые помещения по договору социального найма вне очереди; взыскать с администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области судебные расходы в сумме <...>
Истица Сидоренко Е.В. в судебное заседание не явилась, предоставила заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя по доверенности Бодрова Е.А.
Представитель истца Сидоренко Е.В. по доверенности Бодров Е.А. в судебном заседании уточнил заявленные требования, просит признать Сидоренко Е.В. нуждающейся во внеочередном предоставлении по договору социального найма жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека по категории дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в жилых помещениях, которым выдаются жилые помещения по договору социального найма вне очереди; обязать администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области устранить нарушение ее прав путем предоставления вне очереди по договору социального найма жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения на одного человека; взыскать с администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области судебные расходы в сумме <...>
Представитель ответчика Администрации городского округа город Волжский Волгоградской области по доверенности Арисова Е.М. в судебном заседании исковые требования не признала, мотивируя тем, что за Сидоренко Е.В. закреплена жилая площадь по адресу: <...>. Действующее законодательство не предусматривает предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в случае закрепления за ним жилого помещения. Администрация готова признать Сидоренко Е.В. нуждающейся в предоставлении жилой площади по договору социального найма, но в порядке общей очереди.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом, и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ указано, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50 ЖК РФ: 1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. 2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания…..
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно ст. 1 ФЗ N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» …лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года № 1147 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого имеется жилое помещение, находящееся в собственности или закрепленное за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, переданными в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
ведут учет и обеспечивают сохранность имущества и закрепленных за детьми жилых помещений;
организуют управление имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством;
организуют подготовку закрепленных жилых помещений к заселению возвращающихся из указанных учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае если вселение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленное за ними жилое помещение невозможно, то органы местного самоуправления обеспечивают их вне очереди равноценной жилой площадью в соответствии с установленными нормативами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 07 июня 2011 года № 746-ОО указал, что пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Исходя из вышеприведенных положений закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 07 июня 2011 N 746-ОО лица из числа детей-сирот подлежат обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке в случае, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с Городским Положением «О порядке предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей», принятого Волжской городской Думой 17 июля 2012 года учет нуждающихся в жилом помещении и полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет администрация городского округа-г. волжский <адрес>.
В судебном заседании установлено, Сидоренко Е.В., <...> года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Решением Волжского городского суда Волгоградской области от <...> ее мать <...> лишена родительских прав. Согласно свидетельству о смерти <...>. умерла <...>. Указанные обстоятельства не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Постановлением администрации города Волжского Волгоградской области <...> от <...> «Об определении несовершеннолетней Сидоренко Е.В. в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей и закреплении за ней жилой площади» Сидоренко Е.В. определили в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для дальнейшего воспитания и содержания. За несовершеннолетней закреплена жилая площадь по адресу: <...>
Согласно сообщения администрации городского округа город Волжский Волгоградской области № <...> от <...> Сидоренко Е.В. не пользуется правом на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку за ней на основании постановления администрации города Волжского Волгоградской области от <...> № <...> закреплено жилое помещение по адресу: <...>
Из справки МКУ «МФЦ» от <...> следует, что в комнате <...> значатся зарегистрированными: Сидоренко Е.В., брат <...> брат <...> брат <...>., племянница <...> Мать <...> снята с регистрационного учета <...> в связи со смертью.
Таким образом, на долю ребенка, оставшегося без попечения родителей, Сидоренко Е.В. приходится ниже учетной нормы жилого помещения, утвержденной постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от <...> № <...> «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения».
Согласно п 1.1. Городского положения «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 11 мая 2011 года № 141-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 4 мая 2011 г. N 31/1 установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Указанная площадь должна быть менее 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на 1 человека.
Доказательств, подтверждающих наличие у Сидоренко Е.В. других жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма либо принадлежащих на праве собственности, которые бы подлежали учету при определении уровня обеспеченности жильем, суду представлено не было.
При таких данных, уровень обеспеченности Сидоренко Е.В. жилым помещением менее учетной нормы, установленной в городе Волжском Волгоградской области и она нуждается в жилом помещении по договору социального найма.
Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005г. №1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» органы местного самоуправления районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст.6 указанного Закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.
Доводы представителя ответчика о том, что вне очереди жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного жилого помещения, по месту выявления и первичного устройства, либо по месту регистрации их рождения, либо по последнему месту жительства на территории Волгоградской области, а за Сидоренко Е.В. закреплено жилое помещение по адресу: <...> суд считает несостоятельными, так как независимо от того, что за Сидоренко Е.В. закреплено жилое помещение как за лицом, относящимся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она подлежит вне очереди обеспечению другим жилым помещением, поскольку обеспеченность ее общей площадью жилого помещения в закрепленном жилом помещении с учетом зарегистрированных в нем лиц составляет менее учетной нормы.
При этом следует исходить из того, что Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям, нуждающимся в повышенной социальной защите, достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН "."..г.) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования Сидоренко Е.В. о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма в городе Волжском не ниже установленных социальных норм.
В силу ст. 100 ч. 1 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ № 1-П от 23.01.2007 года в силу диспозитивного характера гражданско-правового регулирования, лица, заинтересованные в получении юридической помощи, вправе самостоятельно решать вопрос о возможности и необходимости заключения договора возмездного оказания правовых услуг, избирая для себя оптимальные формы получения такой помощи и поскольку иное не установлено Конституцией РФ и законом - путем согласованного волеизъявления сторон определяя взаимоприемлемые условия ее оплаты.
Истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме <...>, что подтверждается квитанцией об оплате юридических услуг от <...>. (л.д. 10)
Исходя из категории настоящего гражданского дела, продолжительности времени его рассмотрения и объема фактической работы, проведенной представителем истца по данному делу, суд с учетом принципа разумности и справедливости считает необходимым снизить расходы на оплату услуг представителя до <...>
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>, что подтверждается квитанцией (л.д. 2), данные расходы подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Сидоренко Е.В. к Администрации городского округа город Волжский Волгоградской области о предоставлении жилого помещения вне очереди – удовлетворить частично.
Признать за Сидоренко Е.В. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Обязать администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области предоставить Сидоренко Е.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, на территории городского округа - город Волжском Волгоградской области, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека.
Взыскать с Администрации городского округа город Волжский Волгоградской области в пользу Сидоренко Е.В. расходы по оплате услуг представителя в размере <...>, расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>, а всего <...>, в остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья:
Справка: мотивированное решение составлено 08 ноября 2012 года.
Судья: