Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-25/2020 ~ М-1/2020 от 09.01.2020

Дело № 2-25/2020

УИД 28RS0---14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Новокиевский Увал                                                        21 февраля 2020 года

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеенковой Л.В.,

при секретаре Мярка Т.И.,

с участием:

прокурора Мазановского района Амурской области Оссы В.Г.,

представителя ответчика ГБУЗ АО «Мазановская больница» Коломоец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области «Мазановская больница» о возложении обязанности привести в соответствии с действующими требованиями санитарных норм и правил помещение стационара ГБУЗ АО «Мазановская больница»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мазановского района Амурской области обратился в суд с иском                         к ГБУЗ АО «Мазановская больница» и Министерству здравоохранения Амурской области, в обоснование указав, что прокуратурой Мазановского района совместно                   с начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору               в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области                      в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в ГБУЗ АО «Мазановская больница».

В ходе проверки выявлены нарушения требований санитарного законодательства. Так, в нарушение требований п. 4.2. СанПин 2.1.3.2630-10 в хирургическом отделении ГБУЗ АО «Мазановская больница» (3 этаж) в палатах №№ 1-9 обнаружены дефекты наружной отделки стен, оконных проемов, тумб, линолеума. В процедурном кабинете - дефекты наружной отделки стен, потолка, линолеума. В палате реанимации имеются дефекты наружной отделки стен, потолка, неплотное примыкание плинтуса к стене.              В столовой обнаружены дефекты мебели (стульев). В холле 3-го этажа - наружные дефекты стен, потолка. В ходе проверки терапевтического отделения ГБУЗ АО «Мазановская больница» в палатах №№ 2-3 обнаружены наружные дефекты стен.                    В холле палаты для участников Великой Отечественной войны и боевых действий обнаружено отслоение краски покрытия дощатого пола. В ходе проверки дневного стационара ГБУЗ АО «Мазановская больница» (1 этаж) в коридоре обнаружены дефекты внешней отделки, в туалете внутренней отделки трубы. В процедурном кабинете наружные дефекты потолка и линолеума, в палате № 2 дефекты наружного покрытия линолеума. В палате № 1 наружные дефекты пола и стен. На территории ГБУЗ АО «Мазановская больница» выделена хозяйственная зона, на которой оборудована контейнерная площадка, имеющая твердое покрытие и огороженная с 4-х сторон. В нарушение требований п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 контейнерная площадка на территории хозяйственной зоны ГБУЗ АО «Мазановская больница» не имеет навеса. Выявленные нарушения негативно влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду и является недопустимым, создают реальную угрозу жизни и здоровью людей.

Ссылаясь на законы № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», прокурор просил возложить на ГБУЗ АО «Мазановская больница», Министерство здравоохранения Амурской области обязанность привести в соответствии с действующими требованиями санитарных норм и правил помещение стационара, расположенного по адресу --: в хирургическом отделении ГБУЗ АО «Мазановская больница» (3 этаж) в палатах №№ 1-9 восстановить наружную отделку стен, оконных проемов, тумб, линолеума. В процедурном кабинете устранить дефекты наружной отделки стен, потолка, линолеума. В палате реанимации дефекты наружной отделки стен, потолка, неплотное примыкание плинтуса к стене.                 В столовой устранить дефекты мебели (стульев). В холле 3-го этажа - наружные дефекты стен, потолка; в терапевтическом отделении ГБУЗ АО «Мазановская больница» в палатах №№ 2-3 устранить наружные дефекты стен. В холле палаты для участников Великой Отечественной войны и боевых действий устранить отслоение краски покрытия дощатого пола; в дневном стационаре ГБУЗ АО «Мазановская больница» (1 этаж) в коридоре устранить дефекты внешней отделки, в туалете внутренней отделки трубы, в процедурном кабинете наружные дефекты потолка и линолеума, в палате № 2 дефекты наружного покрытия линолеума, в палате № 1 наружные дефекты пола и стен; возложить на ГБУЗ АО «Мазановская больница», Министерство здравоохранения Амурской области обязанность оборудовать навесом контейнерную площадку на территории ГБУЗ АО «Мазановская больница». Прокурор просил установить срок для исполнения решения до 01.07.2021 года.

От представителя ответчика ГБУЗ АО «Мазановская больница» поступил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что по состоянию                 на 22 января 2020 года в палате реанимации устранены дефекты наружной отделки стен, потолка, неплотное примыкание плинтуса к стене; в столовой устранены дефекты мебели; контейнерная площадка оборудована навесом. Остальные выявленные нарушения планируется устранить до декабря 2010 года, в связи с чем ответчик просит перенести срок исполнения решения суда с 01 июля 2021 года до 31 декабря 2021 года.

От представителя ответчика Министерства здравоохранения Амурской области поступил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Министерство возражает против заявленных требований, считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку не наделено полномочиями по заявленным исковым требованиям. Согласно пункту 2.1 Устава ГБУЗ АО «Мазановская больница» - бюджетное учреждение признается некоммерческой организацией, созданной Амурской областью для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Амурской области. В силу пункта 2.2.,2.5 Устава учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в министерстве финансов Амурской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, печать со своим наименованием и наименованием Отраслевого органа, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его деятельности. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде                    в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГБУЗ АО «Мазановская больница» отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом как закрепленным за Учреждением Уполномоченным органом, так и приобретенным за счет доходов, полученных                        от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Уполномоченным органом или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества Учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения (пункт 2.6 Устава). Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства здравоохранения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя (пункт 1.3 Устава). Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ), Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнении работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Имущество закрепляется за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, собственником имущества является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.            В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Исходя из положений пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее – субсидия                      на государственное задание), а также субсидии на иные цели. В силу пункта 3.2. Устава, государственное задание для Учреждения формируется и утверждается Отраслевым органом в порядке, определенном Правительством Амурской области, в соответствии                с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности. Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности. В соответствии с пунктом 3.4 Устава, финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета. При этом финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов па содержание недвижимого имущества и особо ценного, движимого имущества, закрепленного                        за Учреждением Уполномоченным органом или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Отраслевым органом на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Таким образом, содержание недвижимого имущества объектов государственной собственности, переданные в ведение учреждения, находится в компетенции ГБУЗ АО «Мазановская больница». При указанных обстоятельствах Министерство полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований к Министерству не имеется.

Представитель третьего лица Министерства финансов Амурской области                        в письменном отзыве на исковое заявление указал, что ГБУЗ АО «Мазановская больница» оказывает первичную медико-санитарную помощь, функционирует в системе обязательного медицинского страхования. Ссылаясь на п. 5 ч. 2 ст. 20, п. 7 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании», ст. 3, ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года                                     «О некоммерческих организациях», ст. 120 ГК РФ, Министерство финансов области считает, что работы, указанные в исковом заявлении прокурора Мазановского района, по приведению в соответствие с требованиями санитарных норм и правил помещения отделений ГБУЗ АО «Мазановская больница» должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Свободный и Шимановск, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинских районах в письменном отзыве на исковое заявление указал, что Территориальным отделом в соответствии                     с распоряжением Управления Роспотребнадзора по Амурской области № 1020                                  от 22.08.2019 г. в период с 28.08.2019 г. по 24.09.2019 г. проведены плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении ГБУЗ АО «Мазановская больница», в ходе которых были выявлены нарушения п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 в части требований к внутренней отделке помещений. Ссылаясь на ст.ст. 1, 8, 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», представитель третьего лица считает, что исковые требования прокурора Мазановского района к ГБУЗ АО «Мазановская больница» и Министерству здравоохранения Амурской области                        в части внутренней отделки помещений больницы подлежат удовлетворению. Также                в случае установления судом факта необорудования контейнерной площадки навесом, считают данные требования также подлежащими удовлетворению, поскольку                                в соответствии с п.2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 контейнерная площадка должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Амурской области и представители третьих лиц Министерства финансов Амурской области, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Свободный и Шимановск, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинских районах в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Правительство Амурской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области, Министерство имущественных отношений Амурской области, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, отзывов на исковые требования суду не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.

На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства здравоохранения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области, Министерства имущественных отношений Амурской области, территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области.

В судебном заседании прокурор Мазановского района Амурской области Осса В.Г. заявил частичный отказ от исковых требований, исключил из числа ответчиков Министерство здравоохранения Амурской области, и, ссылаясь на то, что в ходе повторной проверки ГБУЗ АО «Мазановская больница» было выявлено частичное устранение ГБУЗ АО «Мазановская больница» в добровольном порядке выявленных ранее нарушений санитарных норм и правил, просил возложить на ГБУЗ АО «Мазановская больница» обязанность в срок до 01 июля 2021 года привести                                в соответствие с действующими требованиями санитарных норм и правил помещение стационара, расположенного по адресу: --: в хирургическом отделении ГБУЗ АО «Мазановская больница» (3 этаж) в палатах №№ 2-5, 7-9 восстановить наружную отделку стен, оконных проемов, линолеума. В процедурном кабинете устранить дефекты наружной отделки стен, потолка, линолеума. В холле 3-го этажа устранить наружные дефекты стен, потолка; в терапевтическом отделении ГБУЗ АО «Мазановская больница» в палате № 2 устранить наружные дефекты стен. В холле палаты для участников Великой Отечественной войны и боевых действий устранить отслоение краски покрытия дощатого пола; в дневном стационаре ГБУЗ АО «Мазановская больница» (1 этаж) в коридоре устранить дефекты внешней отделки стен, потолка, линолеума, в процедурном кабинете устранить наружные дефекты потолка и линолеума, в палате № 2 устранить дефекты наружного покрытия линолеума, в палате № 1 наружные дефекты пола и стен; устранить дефекты внешней отделки 33 тумб, находящихся в помещениях стационара ГБУЗ АО «Мазановская больница», расположенного по адресу: --.

Последствия частичного отказа от исковых требований прокурору были разъяснены и понятны, судом принят частичный отказ истца от исковых требований и уточненные исковые требования, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Представитель ответчика ГБУЗ АО «Мазановская больница» Коломоец А.А.                    в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признала в полном объеме.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит                                к следующим выводам.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1                  «О прокуратуре Российской федерации» прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов, действующих                             на территории РФ.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из положений ст.ст. 27, 35 указанного Закона, прокурор, в частности, имеет право, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Настоящее заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц - пациентов и сотрудников ГБУЗ АО «Мазановская больница».

При указанных обстоятельствах суд полагает, что заявление подано в рамках предоставленных прокурору Мазановского района полномочий.

В силу статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ               «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьями 11 и 39 Федерального закона № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

    Согласно пунктам 2.2., 2.4., 2.5. Устава ГБУЗ АО «Мазановская больница» является юридическим лицом, обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктами 5 и 6 части 1 статьи 6 Федерального закона                          от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях, а также создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования                      к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), которыми определены санитарно-эпидемиологические требования                    к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

В соответствии с пунктом 1.2. указанных СанПиН, они предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются                               в соответствии с настоящими санитарными правилами.

Согласно п. 4.2 указанных СанПиН поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами.                                    При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

В силу статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ                        «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность                за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 19 указанного закона при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право, в том числе и на лечение в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокурором Мазановского района на основании поручения прокуратуры Амурской области № 7/1-21-2019                         от 13.08.2019 года принято решение о проведении проверки в ГБУЗ АО «Мазановская больница» на предмет выявления нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о государственной собственности, бюджетного законодательства.

На основании данного решения прокуратурой Мазановского района совместно                  с начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору       в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области                   в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах                    28 августа 2019 была проведена проверка ГБУЗ АО «Мазановская больница», в ходе которой выявлены нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, в нарушение требований СанПин, было установлено, что в хирургическом отделении ГБУЗ АО «Мазановская больница» в палатах № № 1-9 обнаружены дефекты наружной отделки стен, оконных проемов, тумб, линолеума. В процедурном кабинете - дефекты наружной отделки стен, потолка, линолеума, в лотке для дезинфекции шприцев обнаружена пробирка для взятия крови, не погруженная полностью в раствор. В палате реанимации имеются дефекты наружной отделки стен, потолка, неплотное примыкание плинтуса к стене. В столовой обнаружены дефекты мебели (стульев). В холле 3-го этажа, туалета - наружные дефекты стен, потолка. В палатах №№ 2-3 терапевтического отделения обнаружены наружные дефекты стен. В холле перед палатой для участников Великой Отечественной войны и боевых действий обнаружено отслоение краски покрытия дощатого пола. В процедурном кабинете 2 этажа в холодильнике хранится вакцина «Энцевир» совместно с другими препаратами. В коридоре дневного стационара обнаружены дефекты внешней отделки, в туалете внутренней отделки трубы.                         В процедурном кабинете отсутствует крышка на емкостях для отходов, имеются наружные дефекты потолка. В емкости для дезинфекции перчаток перчатки                               не полностью погружены в раствор. В палате № 2 дефекты наружного покрытия линолеума. В палате № 1 наружные дефекты пола и стен. В процедурном кабинете обнаружены наружные дефекты линолеума. На площадке для хранения отходов категории «А» контейнеры для мусора переполнены.

По результатам проверки прокурором Мазановского района было выдано предписание от 04 сентября 2019 года, в котором требовалось, помимо прочего,                         в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры                               по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих.

Данное представление было рассмотрено главным врачом ГБУЗ АО «Мазановская больница» и дан ответ о том, что по состоянию на 07 октября 2019 года устранены нарушения п. 2.9 СанПиН 2.1.3.2630-10, приняты меры по недопущению впредь указанных фактов. Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений ГБУЗ АО «Мазановская больница» указало о том, что планируется привлечение организаций для составления расчета стоимости необходимых работ, а также о том, что в связи                          с наличием кредиторской задолженности выявленные нарушения не могут быть устранены в кратчайшие сроки.

На основании определения Мазановского районного суда прокуратурой Мазановского района совместно с начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области в городах Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском района 17 февраля 2020 была проведена повторная проверка ГБУЗ АО «Мазановская больница», в ходе которой выявлено частичное устранение ГБУЗ АО «Мазановская больница» в добровольном порядке ранее выявленных нарушений норм санитарно-эпидемиологического законодательства.

Так, согласно акту проверки от 17 февраля 2020 года установлено, что                                в хирургическом отделении (3 этаж) в палатах №№ 1, 6 устранены дефекты линолеума, оконных проемов, наружной отделки стен, в палате реанимации устранены дефекты наружной отделки стен, потолка, непотное примыкание плинтуса к стене, в столовой устранены дефекты мебели (стульев), в терапевтическом отделении (2 этаж) в палате              № 3 устранены наружные дефекты стен, в дневном стационаре (1 этаж) в туалете устранены дефекты внутренней отделки трубы, установлено, что имеются дефекты                33 тумб.

Таким образом, судом установлено и ответчиком ГБУЗ АО «Мазановская больница» не оспаривается, что ГБУЗ АО «Мазановская больница» допущены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Выявленные нарушения негативно влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду и являются недопустимыми, создают потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья лиц, являющихся пациентами или сотрудниками ГБУЗ АО «Мазановская больница», в связи с чем требования прокурора Мазановского района, с учетом их уточнения, о возложении на ГБУЗ АО «Мазановская больница» обязанности привести              в соответствии с требованиями санитарных норм и правил помещения ГБУЗ АО «Мазановская больница» подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации                             в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В судебном заседании установлено, что ГБУЗ АО «Мазановская больница» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 20 ноября 2013 года № --, выданной Министерством здравоохранения Амурской области (бессрочно).

В соответствии с представленным Уставом ГБУЗ АО «Мазановская больница» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в министерстве финансов Амурской области в установленном законодательством Российской Федерации порядке для учета бюджетных средств, а также средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, печать со своим наименованием и наименованием Отраслевого органа, штампы, бланки и другие реквизиты, необходимые для его деятельности. В связи с чем, возложение на ГБУЗ АО «Мазановская больница» обязанностей по приведению в соответствие с действующими требованиями санитарных норм и правил данного государственного медицинского учреждения согласуется с этими функциями.

В соответствии с п.1.1. Устава, Учреждение создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учреждение является правопреемником муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Мазановская центральная районная больница» переданного в собственность Амурской области на основании постановления Правительства Амурской области от 06 ноября 2012 года № 622                           в соответствии с передаточным актом от 26 ноября 2012 года и переименованного                  на основании приказа министерства здравоохранения Амурской области от 30 ноября 2012 года № 1081 в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области «Мазановская больница».

Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства здравоохранения Амурской области, которое осуществляет функции и полномочия его учредителя (п.1.3. Устава). Собственником имущества учреждения является Амурская область. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения, а также отдельные функции и полномочия учредителя в соответствии с областным законодательством и Уставом осуществляет министерство имущественных отношений Амурской области (п.1.4.Устава). Пунктом 2.6 Устава предусмотрено, что собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения.

В соответствии с п. 3.2 Устава Учреждение осуществляет в соответствии                            с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком                               по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся в его основным видам деятельности.

ГБУЗ АО «Мазановская больница» функционирует в системе обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании» медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные                           за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ                             от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании» в базовой программе обязательного медицинского страхования структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в частности, расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей                    за единицу.

28 декабря 2019 года Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Амурской области подписано тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области                   на 2020 год. Согласно данному Тарифному соглашению, ГБУЗ АО «Мазановская больница» входит в перечень медицинских организаций, имеющих прикрепившихся лиц; в перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь                         в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, а также в перечень медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинских организаций, оплата которой производится по подушевому нормативу финансирования.

Указанное тарифное соглашение устанавливает тарифы на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и применения тарифов на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию,                        а также структуру тарифов и состав расходов, включаемых в тарифы на медицинские услуги.

Как следует из п. 3.8 данного Тарифного соглашения, структура тарифов на оплату медицинской помощи установлена в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе в части базовой программы ОМС, по следующим направлениям расходования средств: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда и прочие выплаты; приобретение лекарственных средств и расходных материалов; приобретение продуктов питания, а также на прочие статьи расходования средств, к числу которых, в том числе относятся расходы на оплату услуг по содержанию имущества (за исключением капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения).

Как следует из информации ГБУЗ АО «Мазановская больница» от 03.02.2020 года, в 2019-2020 годах в рамках тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования от страховых компаний поступило средств от оказания медицинских услуг застрахованным лицам в размере 87821939,61 рублей. Данные средства были направлены для возмещения расходов при оказании медицинской помощи застрахованным в Амурской области лицам и лицам, застрахованным в других субъектах Российской Федерации. Работы, указанные в исковом заявлении, нельзя провести за счет средств ОМС, так как в тарифном соглашении предусмотрена оплата работ и услуг по содержанию имущества (за исключением капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения). Кроме того, у учреждения имеется дополнительный доход от оказания платных медицинских услуг, который                    за период 2019-2020 гг. составил 8634660,34 рублей. Данная сумма была потрачена                   на первоочередные нужды – заработную плату, оплату коммунальных услуг, программного обеспечения, приобретение медикаментов и медрасходных материалов, продукты питания прочее.

Ответчиком ГБУЗ АО «Мазановская больница» представлен суду план мероприятий по устранению выявленных прокуратурой Мазановского района нарушений санитарных норм и правил.

С учетом изложенного, суд признает обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Мазановского района Амурской области.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок,                      в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Мазановского района Амурской области о возложении на ГБУЗ АО «Мазановская больница» обязанности привести в соответствии с требованиями санитарных норм и правил помещения ГБУЗ АО «Мазановская больница» в срок до 01 июля 2021 года.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер разрешенных требований, направленных на обеспечение санитарного благополучия, учитывая положения ст. 206 ГПК РФ, а также принимая во внимание необходимые действия, которые следует совершить в целях исполнения решения суда, суд полагает разумным и достаточным требуемый прокурором срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Мазановского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Амурской области «Мазановская больница» о возложении обязанности привести в соответствии с действующими требованиями санитарных норм и правил помещение стационара ГБУЗ АО «Мазановская больница», удовлетворить.

Возложить обязанность на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Амурской области «Мазановская больница» в срок до 01 июля 2021 года привести в соответствие с действующими требованиями санитарных норм и правил помещение стационара, расположенного по адресу: --:

- в хирургическом отделении ГБУЗ АО «Мазановская больница» (3 этаж) в палатах № № 2-5, 7-9 восстановить наружную отделку стен, оконных проемов, линолеума. В процедурном кабинете устранить дефекты наружной отделки стен, потолка, линолеума. В холле 3-го этажа устранить наружные дефекты стен, потолка;

- в терапевтическом отделении ГБУЗ АО «Мазановская больница» в палате № 2 устранить наружные дефекты стен. В холле палаты для участников Великой Отечественной войны и боевых действий устранить отслоение краски покрытия дощатого пола;

- в дневном стационаре ГБУЗ АО «Мазановская больница» (1 этаж) в коридоре устранить дефекты внешней отделки стен, потолка, линолеума, в процедурном кабинете устранить наружные дефекты потолка и линолеума, в палате № 2 устранить дефекты наружного покрытия линолеума, в палате № 1 наружные дефекты пола и стен;

- устранить дефекты внешней отделки 33 тумб, находящихся в помещениях стационара ГБУЗ АО «Мазановская больница», расположенного по адресу: --.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 377 ГПК РФ, могут быть обжалованы в кассационном порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 41 ГПК РФ, путем подачи через Мазановский районный суд Амурской области кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, при условии, что лицами, указанными в абз. 1 ч. 1 ст. 376 ГПК РФ (лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями), а также должностными лицами органов прокуратуры, указанными в ч. 3 ст. 377 ГПК РФ, если в рассмотрении дела участвовал прокурор), были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья:                                                 Л.В. Матвеенкова

Мотивированное решение суда изготовлено 25 февраля 2020 года.

2-25/2020 ~ М-1/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мазановского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Амурскеой области
ГБУЗ Амурской области "Мазановская больница"
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области
Министерство имущественных отношений Амурской области
Правительство Амурской области
Министерство финансов Амурской области
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Амурской области в городах Свободный и Шимановск, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинских районах
Суд
Мазановский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
mazanovskiy--amr.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2020Передача материалов судье
10.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2020Подготовка дела (собеседование)
20.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее