Дело № 2-135/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 марта 2017 года г. Уварово Тамбовской области
Уваровский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Сибилевой О.Е.,
при секретаре Зубковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беляевой Т.В. к администрации города Уварово Тамбовской области о признании права собственности на квартиру,
У С Т А Н О В И Л:
Беляева Т.В. обратилась в суд с иском к администрации города Уварово Тамбовской области о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> указав, что ДД.ММ.ГГГГ она и ФИО1 заключили договор пожизненного содержания с иждивением, согласно которому ФИО1 передала ей в собственность бесплатно квартиру, кадастровый №, находящуюся по адресу: <адрес> а она приняла на себя обязанность ее пожизненного содержания с иждивением. Указанный договор удостоверен ДД.ММ.ГГГГ нотариусом города Уварово Тамбовской области Фетисовой Е.Н., зарегистрирован в реестре за №. ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация указанной сделки, номер регистрации №. Обязательства сторон по договору сторонами полностью исполнены. В настоящее время она не может подтвердить свое право собственности на указанную квартиру, так как одновременно с регистрацией сделки Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тамбовской области не была произведена регистрация перехода права собственности с ФИО1 на нее. ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, она не может в настоящее время обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности, поскольку такое заявление подается в регистрирующий орган обеими сторонами договора. На основании изложенного и ссылаясь на положения ст. 218 ГК РФ просит признать право собственности на помещение с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 20,4 кв.м., назначение: жилое, вид жилого помещения: квартира, этаж, на котором расположено помещение: этаж № за Беляевой Т.В., <данные изъяты>
В судебном заседании истец Беляева Т.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что не знала о том, что необходима регистрация перехода права собственности с ФИО1 на неё.
Представитель ответчика – администрации города Уварово Тамбовской области, своевременно и надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, Милосердова Ю.Н., действующая на основании доверенности от 02.11.2016 года, в судебное заседание не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении данного гражданского дела без участия представителя администрации г. Уварово Тамбовской области, указав, что администрация г. Уварово Тамбовской области исковые требования Беляевой Т.В. о признании права собственности на квартиру, кадастровый №, находящуюся по адресу: <адрес>, <данные изъяты> признает в полном объеме, претензий и споров в отношении данного имущества не имеет, последствия признания иска представителю администрации г. Уварово понятны.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – представитель Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области Паршина О.А., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть гражданское дело без их участия в судебном заседании, сообщив, что не имеет ни материальной, ни процессуальной заинтересованности по данному делу.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства по делу не поступило.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – представитель Комитета по управлению имуществом Тамбовской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в него не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно поступившего в суд отзыва на исковое заявление заместитель главы администрации Г.И. Чулков указывает, что квартира <данные изъяты> в реестре государственной собственности Тамбовской области не числится. Таким образом, Комитет не имеет материальной и процессуальной заинтересованности в разрешении сложившегося спора.
Выслушав истца Беляеву Т.В., допросив свидетелей ФИО8, ФИО9, исследовав совокупность представленных документов, суд считает, что исковые требования Беляевой Т.В. о признании права собственности на квартиру, <адрес> законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что правообладателем квартиры <данные изъяты> является ФИО1, о чем с достоверностью свидетельствует Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.69-73).
30 мая 2003 года Беляева Т.В. на стороне плательщика заключила договор пожизненного содержания с иждивением с ФИО1 на стороне получателя ренты, в соответствии с условиями которого Беляева Т.В. получает в собственность квартиру <данные изъяты> по условиям которого Беляева Т.В. приняла на себя обязательство пожизненно содержать ФИО1, обеспечивая её питанием, одеждой, необходимым уходом, медикаментами, производить текущий ремонт квартиры, а также оплатить ритуальные услуги. Обязательство пожизненного содержания с иждивением прекращается смертью ФИО1 (п. п. 6, 11 Договора).
Данный договор был нотариально удостоверен нотариусом города Уварово Фетисовой Е.Н., подписан сторонами, о чем свидетельствует запись регистрации в реестре за №.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законом порядке, о чем составлена запись регистрации за №.
Свидетельством о смерти выданным отделом ЗАГС администрации <адрес> подтверждено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.7).
Представленная в материалы дела квитанция-договор № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО10 свидетельствует о том, что ДД.ММ.ГГГГ Беляевой Т.В. приобретались ритуальные принадлежности для организации похорон умершей ФИО1, в связи с чем истицей понесены расходы в сумме 13430 рублей 00 копеек.
Из сообщения от 10.02.2017 г. выданного нотариусом города Уварово Тамбовской области, следует, что после смерти ФИО1 наследственное дело не заводилось (л.д. 42).
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности прав на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается указанным Кодексом или другими законами.
К имущественным правам и обязанностям относятся, в том числе, права и обязанности, возникающие из договора.
Таким образом, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, вошли имущественные права и обязанности, возникшие из договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации моментом заключения договора, подлежащего государственной регистрации, является момент его регистрации (в редакции, действующей на момент заключения сторонами договора).
На основании пункта 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Из содержания пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что в соответствии с абзацемвторымпункта2статьи223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных статьей302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
По смыслу пункта2статьи223 ГК РФ право собственности возникает у добросовестного приобретателя не только в том случае, когда вступило в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, но и тогда, когда прежний собственник в суд не обращался и основания для удовлетворения такого иска отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 601 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты – гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).
К общим положениям о ренте и пожизненном содержании с иждивением относятся требования, закрепленные в статье 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Однако, Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», вступившим в действие с 01 марта 2013 года в Гражданский кодекс Российской Федерации внесены изменения, и в соответствии с пунктом 8 статьи 2 данного закона, правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению к договорам, заключаемым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, договор пожизненного содержания с иждивением был заключен сторонами 30.05.2003 г., то есть до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ в статьи 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно к возникшим правоотношениям (на 30.05.2003 г.) применялась система двойной государственной регистрации (прав и сделок) в отношении объектов недвижимости, предусмотренная статьей 131 части первой ГК РФ, рядом статей части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно абз. 9, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Применительно к заявленному спору сторона сделки (Беляева Т.В.) имеет право на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке (по договору ренты от ДД.ММ.ГГГГ), так как была произведена государственная регистрация сделки, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, составлена запись о регистрации за № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, в том числе пояснения истца, письменного отзыва представителя ответчика, показания свидетелей ФИО8, ФИО9, суд приходит к обоснованному выводу о том, что исковые требования Беляевой Т.В. о признании права собственности на квартиру, <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш ИЛ:
Исковые требования Беляевой Т.В. удовлетворить.
Признать за Беляевой Т.В., <данные изъяты> право собственности на помещение, <данные изъяты>
Решение подлежит регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тамбовской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Уваровский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья О.Е. Сибилева