Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3353/2021 ~ М-2752/2021 от 10.06.2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 сентября 2021 года                 г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-3353/2021 по административному исковому заявлению финансового управляющего ФИО5ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО7, УФССП ФИО4 по адрес, ОСП адрес о признании бездействий судебного пристава-исполнителя незаконными, обязании устранения нарушений, с участием заинтересованных лиц ФИО3, начальника ОСП адрес ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

дата (согласно штампу на почтовом конверте) финансовый управляющий ФИО5ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, из которого следует, что решением Арбитражного суда адрес от дата по делу № №... ФИО5 признан банкротом, в отношении ФИО5 введена процедура реализации имущества до дата дата в отношении ФИО5 на основании исполнительного листа от дата Самарского районного суда адрес по делу №... по постановлению от дата ОСП адрес было возбуждено исполнительное производство №...-ИП. Финансовым управляющим ФИО5ФИО1 в адрес ОСП адрес направлялся запрос (исх. №... от дата) с требованием прекратить производство в отношении ФИО5 Кроме того, в запросе было указано, что гражданское дело №... было направлено на новое рассмотрение. Таким образом, по мнению административного истца, вышеуказанный исполнительный лист является недействительным. Однако, исполнительное производство №...-ИП не прекращено. Также не предоставлен ответ о ходе исполнительного производства. На основании изложенного, административный истец просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО7, выразившееся в непредоставлении сведений о ходе возбужденных исполнительных производств, не прекращении исполнительного производства №...-ИП от дата в отношении ФИО5; обязать должностное лицо ОСП адрес устранить нарушения прав и законных интересов административного истца, а именно: предоставить сведения о возбужденном исполнительном производстве, сведения о сумме погашения задолженности; прекратить исполнительное производство №...-ИП от дата в отношении ФИО5; постановление о прекращении исполнительного производства направить в адрес административного истца; о принятых решениях уведомить взыскателя.

Протокольным определением суда от дата к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ОСП адрес.

Протокольным определением суда от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО3.

Протокольным определением суда от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена начальник ОСП адрес старший судебный пристав-исполнитель ФИО2

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от дата N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

В судебном заседании представитель административного истца финансовый управляющий ФИО5ФИО1 административные исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП адрес ФИО7, УФССП ФИО4 по адрес, ОСП адрес, заинтересованные лица ФИО3, начальник ОСП адрес ФИО2 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.

Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В соответствии с ч. 3 ст. 95 КАС РФ одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

Из административного искового заявления следует, что запрос исх. №... от дата поступил в адрес ОСП адрес дата согласно отчету о почтовом отправлении (ШПИ 44309951079542).

Таким образом, суд приходит к выводу, что настоящее административное исковое заявление подано административным истцом дата (согласно штампу на почтовом конверте) в предусмотренный частью 3 статьи 219 КАС РФ срок.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от дата N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от дата №... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Как следует из материалов административного дела, дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес ФИО8 на основании исполнительного листа ФС №... от дата, выданного Самарским районным судом адрес, в отношении ФИО5 в пользу взыскателя – ФИО3, возбуждено исполнительное производство №...-ИП.

Согласно сведениям с официального сайта ФИО4, а также сводке от дата по исполнительному производству №...-ИП указанное исполнительное производство находилось в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО7

Решением Арбитражного суда адрес от дата по делу № №... ФИО5 признан банкротом, в отношении ФИО5 введена процедура реализации имущества до дата.

Определением Арбитражного суда адрес от дата по делу №... финансовым управляющим ФИО5 утвержден ФИО1

дата финансовый управляющий ФИО5 - ФИО1 обратился в ОСП адрес с заявлением исх. №... от дата о прекращении исполнительного производства, а также просил предоставить актуальные сведения о ходе исполнительного производства.

Факт направления в ОСП адрес указанного заявления регистрируемым почтовым отправлением (ШПИ №... подтвержден финансовым управляющим ФИО5 утвержден ФИО1 представлением в материалы дела квитанции от дата и списком внутренних почтовых отправлений от дата оператора почтовой связи (ФГУП "Почта ФИО4") о приеме регистрируемого почтового отправления к почтовой пересылке.

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, находящегося в открытом доступе с официального интернет-сайта ФГУП "Почта ФИО4", указанное почтовое отправление поступило в ОСП адрес дата.

Отсутствие ответов по заявлению и жалобе административного истца явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, заявлять ходатайства.

Статьями 12, 13 Закона о судебных приставах установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.

Закон об исполнительном производстве не регулирует порядок, процедуру и сроки ознакомления стороны исполнительного производства с материалами исполнительного производства. В связи с чем, конкретные сроки и порядок ознакомления с материалами исполнительного производства определяются судебным приставом-исполнителем с учетом графика приема им граждан и организаций.

Статьей 64.1 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (часть 1). Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными названным Законом (часть 2).

В силу части 3 статьи 64.1 указанного Закона заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

Частью 5 статьи 64.1 Федерального закона от дата N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что если иное не предусмотрено данным Законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФИО4 дата N 15-9, в порядке ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений, в частности: об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 3.1 ст. 38 Закона; о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона; об объявлении в розыск должника, его имущества, ребенка в соответствии со ст. 65 Закона; о наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона; жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФИО4, поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 Закона; об отводе в исполнительном производстве в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона; в иных случаях, прямо предусмотренных Законом.

Согласно пункту 1.4 этих же Методических рекомендаций, должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам: совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия); применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество); об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона); о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 Закона; об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона; о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Закона.

Из пункта 2.1 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФИО4 дата N 15-9 (далее - Методические рекомендации) следует, что заявления (ходатайства) лиц, участвующих в исполнительном производстве, не позднее дня, следующего за днем поступления в подразделение судебных приставов, регистрируются в системе электронного документооборота.

Согласно абзацу 2 указанного пункта, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Закона об исполнительном производстве: обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства. Также не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные Законом.

При поступлении обращений, направленных в рамках Федерального закона от дата N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве, должностные лица службы судебных приставов: рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные статьей 64.1 Закона, с вынесением соответствующих постановлений; рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ с подготовкой мотивированного ответа, содержащего в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства) (пункт 4.1 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФИО4).

Исходя из положений части 1 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ, государственный орган или должностное лицо в соответствии с их компетенцией рассматривает письменное обращение в течение 30 дней со дня его регистрации и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Из системного толкования положений статьи 64.1 Федерального закона от дата N229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Методических рекомендаций, Федерального закона N 59-ФЗ суд приходит к выводу, что заявление финансового управляющего ФИО5ФИО9 исх. №... от дата о прекращении исполнительного производства полежало рассмотрению в порядке Федерального закона N 59-ФЗ.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем, в нарушение требований части 11 статьи 226 КАС РФ судебным приставом-исполнителем ФИО7 не представлены доказательства рассмотрения заявления исх. №... от дата о прекращении исполнительного производства финансового управляющего ФИО5 - ФИО1, поступившее в ОСП адрес дата.

Кроме того, в судебные заседания, судебный пристав-исполнитель ФИО7, несмотря на его извещение в каждое судебное заседание, не являлся.

Таким образом, судебным приставом-исполнителем ФИО7 не представлено доказательств, позволяющих суду прийти к выводу об отсутствии с его стороны незаконного бездействия в части рассмотрения заявления исх. №... от дата о прекращении исполнительного производства финансового управляющего ФИО5 - ФИО1, поступившее в ОСП адрес дата.

Сведений, опровергающих данные обстоятельства, материалы дела не содержат.

Из материалов дела следует, что постановлением от дата ОСП адрес исполнительное производство №...-ИП от дата передано в МОСП по ИПР.

Исходя из выше установленных обстоятельств, принимая во внимание, что исполнительное производство №...-ИП от дата передано в МОСП по ИПР, оснований для разрешения вопроса о прекращении вышеуказанного исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО7, не имеется.

При этом учитывая, что отсутствие ответа на заявление, явилось основанием для обращения в суд с настоящим административным иском, а сведения о рассмотрении вышеуказанного заявления и направления ответа в адрес финансового управляющего ФИО5 - ФИО1, не представлено, имеются основания для частичного удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО7, выразившееся в не направлении ответа на заявление исх. №... от дата, направленное в адрес ОСП адрес дата.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

В целях восстановления прав административного истца и учитывая отсутствие сведений о рассмотрении заявления исх. №... от дата о прекращении исполнительного производства финансового управляющего ФИО5 - ФИО1, поступившее в ОСП адрес дата, суд полагает необходимым обязать судебного пристава-исполнителя ФИО7 направить ответ на заявление исх. №... от дата, направленное в адрес ОСП адрес дата, в установленном законом порядке и сроки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление финансового управляющего ФИО5ФИО1 к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО7, УФССП ФИО4 по адрес, ОСП адрес о признании бездействий судебного пристава-исполнителя незаконными, обязании устранения нарушений - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО7, выразившееся в не направлении ответа на заявление исх. №... от дата, направленное в адрес ОСП адрес дата.

Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО7 направить ответ на заявление исх. №... от дата, направленное в адрес ОСП адрес дата.

В остальной части в удовлетворении административного иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд адрес в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено дата

Судья              /подпись/ Р.Н. Лазарев

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

2а-3353/2021 ~ М-2752/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Финансовый управляющий Абдрашитова Рафаиля Феновича - Емельяненко А.В.
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г.Самара - Кобит Игорь Владимирович
УФССП России по Самарской области
ОСП Октябрьского района г.Самары УФССП по Самарской области
Другие
Слепов С.М.
Абдрашитов Р.Ф.
Врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары старший судебный пристав-исполнитель - Гаджикурбанова Ирина Алексеевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Лазарев Р. Н.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
10.06.2021Регистрация административного искового заявления
10.06.2021Передача материалов судье
15.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.07.2021Предварительное судебное заседание
06.08.2021Предварительное судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021Дело оформлено
09.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее