Дело № 2-1043/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2018 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Порохнюк Е.Н.
при секретаре Гаршиной Д.И.,
с участием представителя процессуального истца - старшего помощника прокурора Кировского района г.Томска Игловской Е.И., представителя ответчика МО «Город Томск» в лице Департамента финансов администрации г.Томска Орловой В.Н., представителя ответчика МО «Город Томск» в лице Департамента образования администрации г.Томска Побережна А.А., представителя ответчика МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска Дозморова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г.Томска об обязании выделения денежных средств, к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи г.Томска об устранении нарушений норм и правил пожарной безопасности, обеспечении выполнения мер пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском, в котором с учетом последующих уточнений просит обязать МО «Город Томск» в лице администрации г.Томска в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить в необходимом объеме денежные средства МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска для проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, указанных в справке ГУ МЧС России по Томской области от 10.04.2018 /________/; обязать МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска в течение трех месяцев с момента выделения необходимых денежных средств устранить следующие нарушения:
1. установить извещатели на расстоянии до электросветильников, которое в любом случае должно быть не менее 0,5 м. (пункт 13.3.6 СП 5.13130.2009* «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее - СП 5.13130.2009*); статья 4, статья 5, статья 6, статья 54, часть 4 статья 81, часть 6 статья 83, статья 91, статья 103, статья 151 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ-123));
2. установить извещатели на расстоянии до вентиляционного отверстия, которое должно быть не менее 1 м (пункт 13.3.6 СП 5.13130.2009*), статья 4, статья 5, статья 6, статья 54, часть 4 статья 81, часть 6 статья 83, статья 91, статья 103, статья 151 ФЗ-123);
3. установить дымовые пожарные извещатели на первом этаже, извещатели в подвале, два извещателя на колосниках в работоспособном состоянии (пункт 61 ППР в РФ);
4. устранить нарушение - кабельные линии систем АПС и СОУЭ проложены совместно с силовыми линями напряжением 220В (пункт 13.15.15 СП 5.13130.2009*);
5. устранить нарушение - кабельные линии и электропроводка системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не обеспечивают работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (пункт 13.15.3 СП 5.13130.2009*; пункт 4.8, пункт 4.9 СП 6.13130.2013; часть 2 статья 82, часть 7 статьи 84, часть 2 статья 103, часть 4 статьи 143 ФЗ-123);
6. обеспечить расстояние между смежно расположенными приемно-контрольными приборами и приборами управления, установленными в помещении серверной менее 50 мм (пункт 13.14.8 СП 5.13130.2009*);
7. обеспечить уровень звуковых сигналов СОУЭ не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении (уровень звука постоянного шума - 55 дБ А, уровень звукового сигнала СОУЭ в защищаемом помещении - 60 дБА). Количество речевых оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивает уровень звука во всех местах постоянного и временного пребывания людей (пункт 4.1, пункт 4.8 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 3.13130.2009), статья 4, статья 5, статья 6, статья 54, часть 4 статья 83, статья 81, статья 84, статья 91, статья 151 ФЗ- 123);
8. установить речевые оповещатели таким образом, чтобы расстояние от их верхней части до потолка было не менее 150 мм (пункт 4.4 СП 3.13130*2009);
9. установить ручные пожарные извещатели на расстоянии не менее 0,75 м от других органов управления (пункт 13.13.2 СП 5.13130.2009*);
10. в помещения, в которых отсутствуют пожарные извещатели, обеспечить их установку (приложение А СП 5.13130.2009*; статья 4, статья 5, статья 6, статья 54, часть 4 статья 81, часть 6 статья 83, статья 91, статья 103, статья 151 ФЗ-123);
11. в помещениях, в которых не в каждом отсеке потолка установлены пожарные извещатели, обеспечить их установку (пункт 13.3.8 СП 5.13130.2009*);
12. установить приборы приемно-контрольные и приборы управления, установлены в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (пункт 13.14.5 СП 5.13130.2009*);
13. обеспечить контроль целостности линий оповещения до световых оповещателей «ВЫХОД» на обрыв и короткое замыкание (пункт 3.4 СП 3.13130.2009);
14. обеспечить формирование сигналов управления на оборудование общеобменной вентиляцией (пункт 14 СП 5.13130.2009*);
15. объект оборудовать пороговой системой АПС и СОУЭ пятого типа. Пожарные извещатели подключены в шлейф сигнализации двухпорогового ППКОП по логической схеме «ИЛИ», при которой событие «Пожар» формируется при срабатывании одного пожарного дымового извещателя, вследствие чего подается сигнал на запуск СОУЭ (пункт 14.1, пункт 14.3.СП 5.13130.2009*; статья 4, статья 5, статья 6, статья 54, часть 4 статьи 81, статья 83, статья 91, статья 103, статья 151 ФЗ-123);
16. все световые табло «Выход» установить на объекте и обеспечить контрастное восприятие текстовой информации (ч.4 ст.84 ФЗ-123, пункт 6.2.1.7 ГОСТ Р 53325-2012);
17. эвакуационные выходы оборудовать световыми табло «Выход» (часть 1, часть 2 статьи 84 ФЗ-123, пункт 5.3 СП 3.13130.2009);
18. обеспечить работоспособность световых оповещателей «Выход» (пункт 4.8 СП 3.13130.2009);
19. в подвале обеспечить наличие СОУЭ (ч.4 ст.84 ФЗ-123, пункт 4.8 СП 3.13130.2009);
20. в полу на пути эвакуации, у эвакуационного выхода №3-4 устранить перепад высот менее 45 см (п. 6.28* СНиП 21-01-97*, п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
В обоснование указано, что в ходе проверки прокуратурой района установлено, что предметом деятельности МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска является выполнение работ, оказание услуг по реализации предусмотренных федеральными законами, законами Томской области, нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления полномочий муниципального образования «Город Томск» в сфере образования, а именно реализация дополнительных общеразвивающих программ и дополнительных образовательных услуг. Образовательная деятельность МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска осуществляется по адресу: /________/, которые принадлежит учреждению на праве оперативного управления. В ходе проверки исполнения требований о пожарной безопасности прокуратурой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 21.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ МЧС России по Томской области.
Определением Кировского районного суда г.Томска от 01.08.2018 к участию в деле в качестве ответчика привлечено МО «Город Томск» в лице департамента образования администрации г.Томска, департамента финансов администрации г.Томска.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская Е.И. исковое заявление с учетом уточнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в нем.
Представитель ответчика МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска Дозморов М.С., действующий на основании доверенности от 12.02.2018 сроком по 12.02.2020, в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований. При этом пояснил, что пп.4, 5, 7, 17 устранить невозможно в связи с отсутствием проектной документации и необходимостью вмешательства в конструкцию здания. Выделенных денежных средств недостаточно для проведения капитального ремонта и установления пожарной сигнализации. Также указал на то, что часть нарушений устранена, однако, так как отсутствует проектная документация, соответственно они не внесены туда, а потому считать нарушения устраненными не представляется возможным. Обратил внимание суда на то, что несмотря на имеющиеся нарушения, в здании поддерживается соответствующий уровень пожарной безопасности.
Представитель ответчика МО «Город Томск» в лице департамента финансов администрации г.Томска Орлова В.Н., действующая на основании доверенности от 08.06.2018 сроком до 31.12.2019, возражала против удовлетворения исковых требований, представила отзыв на исковое заявление, который поддержала.
Согласно позиции, изложенной в отзыве, муниципальное образование «Город Томск», выполняя обязанность, предусмотренную ФЗ «Об образовании в РФ» в лице департамента образования администрации Города Томска, учредило МАОУ ДО ДТДиМ для выполнения муниципального задания по предоставлению дополнительного образования детям, передав последнему в оперативное управление обособленное имущество. Согласно Ведомственной структуре расходов бюджета МО «Город Томск» на 2018 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета, утвержденной решением Думы Города Томска от 05.12.2017 N 688 (ред. от 10.07.2018) "О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов", департамент образования администрации Города Томска является главным распорядителем бюджетных средств. Учредитель МАОУ ДО ДТДиМ – МО «Город Томск» в лице департамента образования администрации Города Томска, выполнило обязанность по субсидированию подведомственного учреждения, предусмотренную ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Субсидия предоставляется для выполнения муниципального задания, и первоочередными для учреждения в рамках данной субсидии являются выплата заработной платы работникам не ниже определенного уровня и содержание муниципального имущества, распределение средств субсидии в остальной части происходит по усмотрению руководителя учреждения. По состоянию на 28.09.2018 субсидирование МАОУ ДО ДТДиМ для выполнения муниципального задания осуществлено в размере 72 061 869, 10 руб., учитывая особенности бюджетного процесса, субсидия предоставляется в течение финансового года, и соответственно указанная сумма не окончательна, поскольку до окончания года еще один квартал. Помимо субсидии для выполнения муниципального задания, учреждениям может быть предоставлена иная субсидия, однако ее предоставление не обязанность, а право главного распорядителя бюджетных средств. В текущем году муниципальные образовательные учреждения г. Томска обращались за предоставлением субсидии для осуществления мероприятий по противопожарной безопасности, и такая субсидия им была предоставлена, однако, МАОУ ДО ДТДиМ не обращалось за предоставлением субсидии на выполнение мероприятий по устранению либо предупреждению нарушений противопожарной безопасности. Кроме денежных средств, получаемых в рамках субсидии, МАОУ ДО ДТДиМ в соответствии с Уставом, являясь автономным учреждением, имеет собственные средства, получаемые от деятельности по оказанию платных образовательных услуг. Законом учредитель не наделен правом распоряжаться финансовыми средствами, полученными учреждением от оказания платных образовательных услуг, а также требовать финансовой отчетности по движению таких средств, в связи с чем осуществление мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, перечисленных в иске прокурора, не должно происходить за счет средств бюджета муниципального образования. Кроме того, выполнение работ по устранению нарушений пожарной безопасности невозможно в течение учебного года.
Представитель ответчика МО «Город Томск» в лице департамента образования администрации г.Томска Побережна А.А., действующая на основании доверенности от 03.06.2018 сроком до 31.12.2018, в судебном заседании считала, что Департамент образования администрации г.Томска является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Против удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности по проведению мероприятий по устранению требований пожарной безопасности на МО «Город Томск» в лице администрации г.Томска не возражала. Представила отзыв на исковое заявление, который поддержала, и в соответствии с которым здание МАОУ ДтДИМ находится в муниципальной собственности, обеспечение его содержания в технически безопасном состоянии относится к компетенции МО «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации г. Томска, которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования. Прямой обязанностью органов местного самоуправления г. Томска и расходным обязательством МО «Город Томск» в лице администрации г.Томска является финансирование расходов на проведение капитального ремонта муниципальных образовательных учреждений. Финансирование расходов МАОУ ДО ДтДИМ на проведение капитального ремонта в части проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности должно быть возложено на собственника МО «Город Томск» в лице администрации г. Томска. Считала, в том числе, что департамент капительного строительства является надлежащим ответчиком по делу наряду с администрацией г.Томска в части обеспечения проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, устранения выявленных нарушений законодательства в указанной сфере.
Представители ответчика МО «Город Томск» в лице администрации г.Томска, третьего лица ГУ МЧС России по Томской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания, причин неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, определив на основании ст.167 ГПК Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Конституция Российской Федерации в статье 2 гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства. Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон №69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона №69-ФЗ).
Данным Федеральным законом "О пожарной безопасности" определено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Частью 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-I установлено, что государства - участники конвенции должны обеспечивать, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения, и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со статьями 2, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод — обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.
В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска является некоммерческой организацией и имеет своей целью выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Город Томск» в сфере образования, фактически осуществляя образовательную деятельность, в том числе, по адресу: /________/ (пункты 1.3, 1.4 Устава).
Согласно Уставу МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Город Томск», от имени которого выступает администрация МО «Город Томск». От имени учредителя в отношениях с учреждением функции и полномочия осуществляет департамент образования администрации Города Томска. Полномочия собственника имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, в том числе особо ценного, осуществляет департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (пункты 1.5, 1.6).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12.11.2013 МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска владеет на праве оперативного управления 6-этажным нежилым зданием, общей площадью 7 887,1 кв.м, инв. /________/, расположенным по адресу: /________/, кадастровый /________/.
01.08.2017 директором МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска издан приказ /________/ «О назначении лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности во Дворце творчества детей и молодежи в период 2017-2018 учебного года».
01.01.2018 между МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска и ООО «СибТехМонтаж» заключен договор /________/ на оказание услуг (выполнению работ) по техническому обслуживанию, предметом которого являются оказание услуг по техническому обслуживанию и выполнение работ по текущему ремонту систем АПС и СОУЭ, смонтированных на объекте «Дворец творчества детей и молодежи г.Томска», расположенном по адресу: /________/ (п.2.1 договора).
Из акта обследования систем АПС и СОУЭ, являющегося приложением /________/ к договору от 01.01.2018, видно, что выявлено 20 нарушений в области пожарной безопасности; на систему СОУЭ имеется проект /________/, выполненный ООО «Сибирский проектно-технический центр», но монтаж системы не соответствует проектному решению. Системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в исправном состоянии, но за исключением неисправностей, указанных выше, системы АПС и СОУЭ не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
30.03.2018 прокурором Кировского района г.Томска по поручению прокуратуры Томской области принято решение о проведении проверки /________/ в отношении МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина по исполнению законодательства о пожарной безопасности.
10.04.2018 ГУ МЧС России по Томской области составлено письмо /________/ по результатам проверки МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска, в ходе которой установлены множественные нарушения требований пожарной безопасности.
24.07.2018 ООО «СибТехМонтаж» в адрес МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска направило рекомендательное письмо после проведения проверки работоспособности систем АПС и СОУЭ (акты от 15.03.2018, от 15.06.2018, дефектная ведомость на систему от 15.03.2018, акт проверки аккумуляторных батарей от 15.03.2018) о рассмотрении возможности выполнения капитального ремонта систем АПС и СОУЭ для предотвращения возможных негативных последствий, вызванных неисправностями систем противопожарной автоматики.
Часть нарушений, указанных изначально в справке ГУ МЧС России по Томской области от 10.04.2018 /________/в ходе рассмотрения дела была устранена, в связи с чем и были уточнены требования прокурора в данной части.
Как указано выше, представитель ответчика МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска Дозморов М.С. следует, что с выявленными нарушениями он согласен, принимает все возможные меры к их устранению.
Что касаемо нарушений, установленных при проверке, то суд исходит из следующего.
Из пункта 13.3.6 СП 5.13130.2009* «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее – СП 5.13130.2009*), следует, что размещение точечных тепловых и дымовых пожарных извещателей следует производить с учетом воздушных потоков в защищаемом помещении, вызываемых приточной и/или вытяжной вентиляцией, при этом расстояние от извещателя до вентиляционного отверстия должно быть не менее 1 м. В случае применения аспирационных пожарных извещателей расстояние от воздухозаборной трубы с отверстиями до вентиляционного отверстия регламентируется величиной допустимого воздушного потока для данного типа извещателей в соответствии с технической документацией на извещатель.
Горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в любом случае должно быть не менее 0,5 м. Размещение пожарных извещателей должно осуществляться таким образом, чтобы близлежащие предметы и устройства (трубы, воздуховоды, оборудование и прочее) не препятствовали воздействию факторов пожара на извещатели, а источники светового излучения, электромагнитные помехи не влияли на сохранение извещателем работоспособности.
Согласно п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, включенными в постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Таким образом, учитывая, что наличие нарушения на объекте не оспаривалось представителем ответчика МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска, соответственно, на объекте необходимо обеспечить установку извещателей на расстоянии до электросветильников, на расстоянии до вентиляционного отверстия, дымовых пожарных извещателей на первом этаже, извещателей в подвале, два извещателя на колосниках в работоспособном состоянии.
Что касается нарушения в части того, что кабельные линии систем АПС и СОУЭ проложены совместно с силовыми линями напряжением 220В, а также необходимости обеспечить надлежащий вид и способ прокладки кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, обеспечивающий сохранение работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону, то наличие такого нарушения также не оспаривалось.
Действительно, в соответствии с ч.2 ст.82 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
В силу ч.7 ст.84 закона №123-ФЗ системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения.
Согласно ч.2 ст.103 данного ФЗ линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
Согласно п.13.15.3 СП 5.13130.2009* выбор электрических проводов и кабелей, способы их прокладки для организации шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации должен производиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53315, ГОСТ Р 53325, [7], требованиями настоящего раздела и технической документации на приборы и оборудование системы пожарной сигнализации.
В соответствии с п.13.15.15 СП 5.13130.2009* при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м.
Допускается прокладка указанных проводов и кабелей на расстоянии менее 0,5 м от силовых и осветительных кабелей при условии их защиты от электромагнитных наводок.
Допускается уменьшение расстояния до 0,25 м от проводов и кабелей шлейфов и соединительных линий пожарной сигнализации без защиты от наводок до одиночных осветительных проводов и контрольных кабелей.
Согласно п.4.9 СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 21.02.2013 №115, работоспособность кабельных линий и электропроводок СПЗ в условиях пожара обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ Р 53315, и способом их прокладки. Время работоспособности кабельных линий и электропроводок в условиях воздействия пожара определяется в соответствии с ГОСТ Р 53316.
Таким образом, требование в данной части предъявлено обоснованно.
Также одним из требований прокурора было обеспечить расстояние между смежно расположенными приемно-контрольными приборами и приборами управления, установленными в помещении серверной менее 50 мм.
Как следует из пункта 13.14.8 СП 5.13130.2009*, при смежном расположении нескольких приемно-контрольных приборов и приборов управления расстояние между ними должно быть не менее 50 мм.
Требование в данной части подлежит удовлетворению.
Относительно требования прокурора об обеспечении уровня звуковых сигналов СОУЭ не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, а также обеспечения уровня звука во всех местах постоянного и временного пребывания людей, оптимального количества речевых оповещателей, их расстановку и мощность, то суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.5 Закона №123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу ст.6 Закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (ч.1). При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется (ч.3). Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона (ч.4). Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности (ч.5).
Согласно ч.1, 2 ст.54 Закона №123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п.4.1 СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
Из п.4.4, 4.8 данного СП 3.13130.2009 следует, что кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности. Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.
Таким образом, требования, указанные в п.7, 8 просительной части иска, предъявлены обоснованно.
Кроме того, требование прокурора по установке ручных пожарных извещателей на расстоянии не менее 0,75 от других органов управления подтверждается п.13.13.2 СП 5.13130.2009*, согласно которому ручные пожарные извещатели следует устанавливать в местах, удаленных от электромагнитов, постоянных магнитов и других устройств, воздействие которых может вызвать самопроизвольное срабатывание ручного пожарного извещателя (требование распространяется на ручные пожарные извещатели, срабатывание которых происходит при переключении магнитоуправляемого контакта), на расстоянии:
не более 50 м друг от друга внутри зданий;
не более 150 м друг от друга вне зданий;
не менее 0,75 м от других органов управления и предметов, препятствующих свободному доступу к извещателю.
Требование об обеспечении установки пожарных извещателей в помещениях, в которых они отсутствуют, изложено в ч. 1 ст.91 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. В связи с чем указанное требование обоснованно.
Также прокурор просит в помещениях, в которых не в каждом отсеке потолка установлены пожарные извещатели, обеспечить их установку. Такое требование обоснованно исходя из следующего.
В соответствии с п.13.3.8 СП 5.13130.2009* точечные дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит и т.п.), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м.
Если строительные конструкции выступают от потолка на расстояние более 0,4 м, а образуемые ими отсеки по ширине меньше 0,75 м, контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 13.3 и 13.5, уменьшается на 40%.
При наличии на потолке выступающих частей от 0,08 до 0,4 м контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 13.3 и 13.5, уменьшается на 25%.
Максимальное расстояние между извещателями вдоль линейных балок определяется по таблицам 13.3 и 13.5 с учетом п. 13.3.10.
Что касается требования об установлении приборов приемно-контрольных и приборов управления в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, то оно также подлежит устранению ответчиками, исходя из следующего.
Как видно из п.13.14.5 СП 5.13130.2009*, приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа.
Относительно требования об обеспечении контроля целостности линий оповещения до световых оповещателей «ВЫХОД» на обрыв и короткое замыкание, то суд считает его обоснованным на основании следующего.
Так, согласно п.3.4 СП 3.13130.2009 кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.
Требование прокурора об обеспечении формирования сигналов управления на оборудование общеобменной вентиляцией суд считает также обоснованным.
Согласно разделу 14.2 СП 5.13130.2009* формирование сигналов управления системами оповещения 1, 2, 3, 4-го типа по [15], оборудованием противодымной защиты, общеобменной вентиляции и кондиционирования, инженерным оборудованием, участвующим в обеспечении пожарной безопасности объекта, а также формирование команд на отключение электропитания потребителей, сблокированных с системами пожарной автоматики, допускается осуществлять при срабатывании одного пожарного извещателя, удовлетворяющего рекомендациям, изложенным в приложении Р. В этом случае в помещении (части помещения) устанавливается не менее двух извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ". Расстановка извещателей осуществляется на расстоянии не более нормативного. При применении извещателей, дополнительно удовлетворяющих требованиям п. 13.3.3 а), б), в), в помещении (части помещения) допускается установка одного пожарного извещателя.
Что касается необходимости оборудовать объект пороговой системой АПС и СОУЭ пятого типа, то наличие такого нарушения также не оспаривалось.
Действительно, в соответствии с п.14.1, 14.3 СП 5.13130.2009* формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками оповещения, дымоудаления или инженерным оборудованием объекта должно осуществляться за время, не превышающее разности между минимальным значением времени блокирования путей эвакуации и временем эвакуации после оповещения о пожаре.
Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения должно осуществляться за время, не превышающее разности между предельным временем развития очага пожара и инерционностью установок пожаротушения, но не более чем необходимо для проведения безопасной эвакуации.
Формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения, или дымоудаления, или оповещения, или инженерным оборудованием должно осуществляться при срабатывании не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "И".
Расстановка извещателей в этом случае должна производиться на расстоянии не более половины нормативного, определяемого по таблицам 13.3 - 13.6 соответственно.
Примечание - Расстояние не более половины нормативного, определяемого по таблицам 13.3 - 13.6, принимают между извещателями, расположенными вдоль стен, а также по длине или ширине помещения (X или Y). Расстояние от извещателя до стены определяется по таблицам 13.3 - 13.6 без сокращения.
Для формирования команды управления по 14.1 в защищаемом помещении или защищаемой зоне должно быть не менее:
трех пожарных извещателей при включении их в шлейфы двухпороговых приборов или в три независимых радиальных шлейфа однопороговых приборов;
четырех пожарных извещателей при включении их в два шлейфа однопороговых приборов по два извещателя в каждый шлейф;
двух пожарных извещателей, удовлетворяющих требованию 13.3.3 ("а", "б", "в"), включенных по логической схеме "И" при условии своевременной замены неисправного извещателя;
двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ", если извещателями обеспечивается повышенная достоверность сигнала о пожаре.
Также не было возражений со стороны ответчика и о том, что все световые табло «Выход» необходимо установить на объекте и обеспечить контрастное восприятие текстовой информации.
Так, согласно ч.4 ст.84 Закона №123-ФЗ в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
Из п.6.2.1.7 ГОСТ Р 53325-2012 следует, что мигающий световой пожарный оповещатель должен иметь частоту мигания в диапазоне от 0,5 до 2,0 Гц. Частота мигания должна быть указана в ТД на световые пожарные оповещатели конкретных типов.
Что касается требований прокурора об оборудовании эвакуационных выходов световыми табло «Выход», обеспечении их работоспособности, а также обеспечении наличия СОУЭ в подвале, то оно обоснованно, исходя из п.4.8 СП 3.13130.2009, изложенного выше.
Относительно требования истца о том, что в полу на пути эвакуации, у эвакуационного выхода №3-4 необходимо устранить перепад высот менее 45 см, то оно также обосновано.
Согласно п.6.28* СНиП 21-01-97* в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
В силу п.4.3.4 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 №171, высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:
0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;
1,0 м - во всех остальных случаях.
В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.
При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.
Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми дошкольными образовательными организациями, осуществляющими услуги по развитию детей.
Таким образом, имеющиеся нарушения правил пожарной безопасности нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, а потому требования прокурора обоснованы, однако, их выполнение возможно только при выделении образовательному учреждению бюджетных средств, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 123.21 ГК Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
При осуществлении оперативного управления имуществом учреждение обязано, в том числе, не допускать технического ухудшения (кроме ухудшения, связанного с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации) (п. 7.14 Устава МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска).
Таким образом, проведение капитального ремонта за счет средств общеобразовательного учреждения не предусмотрено.
Согласно ст. 38, 40 Устава Города Томска администрация Города Томска, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Томск», выступает учредителем юридических лиц, составляет проект бюджета Города Томска; обеспечивает исполнение бюджета Города Томска; осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета Города Томска, в порядке, установленном Думой Города Томска, управляет и распоряжается муниципальной собственностью осуществляет контроль за управлением, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью.
Как следует из п. 1.5 Устава МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска.
В соответствии с п. 7.9 Устава МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются, в том числе, субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ); субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета муниципального образования «Город Томск» на иные цели; бюджетные инвестиции.
Согласно п.7.4 Устава учреждения учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления или приобретенными учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Статьей 156 БК Российской Федерации предусмотрено, что адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств. Он же формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
В силу ст. 60 Устава Города Томска под бюджетом города Томска понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления на территории Города Томска.
Суд принимает во внимание, что здание МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска находится в муниципальной собственности, обеспечение его содержания в технически безопасном состоянии относится к компетенции муниципального образования «Город Томск» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации Города Томска, которое участвует в формировании местного бюджета в части расходов на образование и финансирование системы образования, таким образом, финансирование расходов МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска на проведение капитального ремонта должно быть возложено на собственника муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска. При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что довод представителя ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска о том, что надлежащим представителем муниципального образования «Город Томск» по настоящему делу является департамент образования, департамент финансов администрации Города Томска, является несостоятельным.
Поскольку эксплуатация здания детского образовательного учреждения с нарушениями законодательства может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних (воспитанников), нарушает их права и законные интересы, исковые требования Прокурора Кировского района г.Томска о понуждении к совершению действий подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска, осуществляющее функции и полномочия учредителя МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска, с учетом приведенных требований закона, обязано финансово обеспечить мероприятия для приведения здания детского образовательного учреждения в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
Пунктом 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит суд обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска совершить вышеуказанные действия в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, а МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи г.Томска - в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств.
Суд не соглашается с указанными сроками совершения действий для исполнения требований законодательства, и полагает, что разумным и достаточным для выделения денежных средств является срок 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, так как выделению денежных средств предшествуют ряд определенных действий, таких как осмотр здания, составление смет и прочие работы, которые учитывая значительную площадь здания, характер деятельности, а именно работу с детьми и непрерывный образовательный процесс, занимают значительное время.
Что касается срока исправления нарушений, то суд также считает, что данный срок должен быть увеличен до 6 месяцев со дня выделения денежных средств, исходя из того, что выделение может быть произведено в период образовательного процесса, в то время как нарушения необходимо будет устранять в каникулярный период. В связи с чем требования прокурора в данной части подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд,
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10.04.2018 /________/.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 0,5 ░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 220░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 50 ░░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ 15 ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - 55 ░░ ░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - 60 ░░░). ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 150 ░░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 0,75 ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░,
- ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░,
- ░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░,
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░», ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░,
- ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░,
- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░»,
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░»,
- ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░,
- ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №3-4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ 45 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░