Дело № 2-2734/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**.***. 2016 года гор. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.
при секретаре Сырорыбовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой В.К. к Администрации города Пскова о признании права собственности на нежилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Николаева В.К. обратилась в суд с иском к Администрации города Пскова о признании права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 77,6 кв.м., этаж 9, расположенное по адресу: г. Псков, ул. З., д. № **.
В обоснование иска указано, что на основании договора купли-продажи от **.***.1998 и дополнительного соглашения к нему от **.***.1998 Николаева В.К. приобрела у ООО «С.» нежилое помещение площадью 77,6 кв.м., состоящее из офисного помещения площадью 36,1 кв.м. и двух кладовых (технических помещений) общей площадью 41, 5 кв.м., находящееся по адресу: г. Псков, ул. З., д. № **.
Истец в полном объеме внесла денежные средства в счет оплаты приобретаемого нежилого помещения, что подтвердил продавец ООО «С.», выдав справку от 02.03.2000 г., нежилое помещение было передано по акту приема-передачи. Николаева В.К. с указанного времени добросовестно пользуется данным объектом недвижимости, несет расходы, связанные с его содержанием, поддерживает имущество в надлежащем состоянии.
Вместе с тем, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области **.***. 2015 года внесена запись № ** о регистрации права собственности лишь в отношении помещения площадью 36,1 кв.м. как учтенного ранее, состоящего на кадастровом учете с КН ***, входящего в состав приобретенного истцом помещения.
Нежилые помещения, входящие в состав приобретённого по договору купли-продажи и дополнительному соглашению к нему, общей площадью 45,1 кв.м. не состоят на государственном кадастровом учете, однако они не являются обособленными объектами учета и как самостоятельный объект не могут быть учтены. Данные помещения, указанные как кладовые, не являются изолированными, доступ к ним может быть осуществлен только через помещение площадью 36,1 кв.м.
В настоящее время произвести учет изменений характеристик помещения с КН *** в бесспорном порядке не представляется возможным, так как право собственности на весь объект в том виде, в котором он был приобретен, не зарегистрировано.
Поскольку договор купли-продажи содержит необходимые сведения, позволяющие определить недвижимое имущество, приобретенное истцом, то есть соответствует требованиям закона, договор никем не оспорен, то Николаева В.К. просит признать за нею право собственности на нежилое помещение с кадастровым номером ***, площадью 77,6 кв.м. в судебном порядке.
Истец Николаева В.К. в судебное заседание не явилась, её представитель Сергеева Т.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации города Пскова Шульженко Э.В. и представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области Тимофеева Ю.А. иск не признали. Пояснили, что за истцом зарегистрировано право собственности на нежилое помещение площадью 36,1 кв.м., которое в технической документации значится, как комната художника. Помещения общей площадью 41,5 кв.м. учтены как технический этаж и являются общим имуществом собственников помещений дома № ** по ул. З. в г. Пскове, поэтому право на эти помещения не может быть признано за истцом.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области Тимофеева Ю.А. также пояснила, что дополнительное соглашение к договору купли-продажи не было зарегистрировано в ГП ПО «БТИ», в связи с чем, не может являться основанием для возникновения права собственности истца на спорные нежилые помещения.
Представитель третьего лица Государственного предприятия Псковской области «Бюро технической инвентаризации» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и оставлении разрешения требований на усмотрение суда, в котором также указал, что в ГП ПО «БТИ» **.***.1998 был зарегистрирован договор купли-продажи от **.***.1998 нежилого помещения, площадью 36,1 кв.м., находящегося на девятом этаже многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Псков, ул. З., д. № **. Данное нежилое помещение, обозначенное под номером II, состоит из двух комнат, площадью 27,1 кв.м. и 7,6 кв.м. и уборной, площадью 1,4 кв.м. Также отмечено, что по данным технической инвентаризации, проведенной в 1996 году, помещения, расположенные на девятом этаже, непосредственно примыкающие к нежилому помещению II, обозначенные на поэтажном плане под номерами 18 и 19, площадью 21,1 кв.м. и 20,4 кв.м. были учтены как технический этаж.
Выслушав представителя истца Николаевой В.К. Сергееву Т.С., представителя ответчика Администрации города Пскова Шульженко Э.В., представителя третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Псковской области Тимофееву Ю.А., пояснения свидетеля И.И., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Из материалов дела судом установлено, что **.***. 1998 года между ООО «С.» и Николаевой В.К. был заключен договор купли-продажи офисного помещения площадью 36,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Псков, ул. З., д. № ** (л.д. 7). Договор купли-продажи был зарегистрирован в ГП ПО «Бюро технической инвентаризации» **.***.1998, что подтверждается копией регистрационной надписи, исполненной на экземпляре договора, хранящемся в ГП ПО «БТИ», копия которого была представлена суду. По данным технической инвентаризации, выполненной в 1996 году, указанное нежилое помещение на поэтажном плане дома № ** по ул. З. в г. Пскове обозначено под номером II, поименовано как комната художника и состоит из двух комнат площадью 27,1 кв.м. и 7,6 кв.м. и уборной площадью 1,4 кв.м.
Право собственности Николаевой В.К. на данное нежилое помещение было зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области **.***. 2015 года (л.д. 13). Для регистрации права собственности был представлен технический паспорт данного нежилого помещения (л.д. 101-103). Также в отношении нежилого помещения II, площадью 36,1 кв.м., расположенного на 9 этаже дома № ** по ул. З. в г. Пскове выдан кадастровый паспорт, сведения о данном нежилом помещении **.***. 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенном (л.д. 12, 106-107).
Вместе с тем, как указано истцом и подтверждается материалами дела, **.***.1998 между ООО «С.» и Николаевой В.К. было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору купли-продажи от **.***.1998, которым договор купли-продажи изложен в новой редакции, определяющей, что ООО «С.» продало, а Николаева В.К. купила офисное помещение 36,1 кв.м. и помещения двух кладовых общей площадью 41, 5 кв.м. по адресу: г. Псков, ул. З., д. № **; стоимость указанного нежилого помещения общей площадью 77,6 кв.м., состоящего из офисного помещения общей площадью 36,1 кв.м. и помещений кладовых общей площадью 41, 5 кв.м. составила 80500 рублей (л.д. 9).
**.***. 1998 года по актам приема-передачи нежилое помещение площадью 36,1 кв.м. и кладовые помещения общей площадью 41,5 кв.м. в доме № ** по ул. З. в г. Пскове были переданы истцу (л.д. 8, 10).
Стоимость приобретаемых Николаевой В.К. помещений была уплачена продавцу в полном объеме, что подтверждается справкой № 11 от 02.03.2000 (л.д. 11).
При разрешении спора суд учитывает, что в соответствии с частью 7 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" одним из основных условий постановки на государственный кадастровый учет помещения является изолированность и обособленность данного помещения от других помещений в здании или сооружении.
Как усматривается из технического плана помещения, составленного кадастровым инженером ООО «Г.» И.И., и его пояснений в судебном заседании, а также имеющихся в материалах дела поэтажных планов, нежилые помещения общей площадью, обозначенные на поэтажном плане дома № ** по ул. З. в г. Пскове номерами 18 и 19, площадью 21,1 кв.м. и 20,4 кв.м. с назначением технический этаж, непосредственно примыкающие к нежилому помещению II, площадью 36,1 кв.м., не изолированы от данного помещения и не имеют отдельного входа.
Следовательно, в качестве самостоятельного объекта недвижимости (а не в составе иного помещения) эти помещения не могут быть поставлены на государственный кадастровый учет. Кроме того, права на нежилое помещение площадью 77,6 кв.м. ранее не регистрировались, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось, во внесудебном порядке не могут быть зарегистрированы в настоящее время при наличии зарегистрированного права на нежилое помещение площадью 36,1 кв.м.
Таким образом, во внесудебном порядке Николаева В.К. лишена возможности приобрести право собственности на нежилое помещение общей площадью 77,6 кв.м., состоящее из офисного помещения общей площадью 36,1 кв.м. и помещений кладовых общей площадью 41, 5 кв.м.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ нарушенные или оспоренные гражданские права подлежат судебной защите. Согласно статье 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
При разрешении спора суд учитывает, что в соответствии с п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в числе прочего, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (ст. 223 ГК РФ).
На основании ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Пунктом 1 ст. 549 ГК РФ определено, что по договору продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу требований статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
По мнению суда, дополнительное соглашение к договору купли-продажи совершено в надлежащей форме и содержит необходимые сведения, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, приобретенное Николаевой В.К.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным, что на основании договора купли-продажи нежилого помещения от **.***.1998 в редакции дополнительного соглашения № 1 от **.***.1998 Николаева В.К. приобрела нежилое помещение, площадью 77,6 кв.м., расположенное на 9 этаже дома № ** по ул. З. в г. Пскове, состоящее из нежилого помещения, обозначенного на поэтажном плане номером II, площадью 36,1 кв.м., нежилых помещений, обозначенных на поэтажном плане номерами 18 и 19, площадью 21,1 кв.м. и 20,4 кв.м.
Поэтому, учитывая, что условия договора купли-продажи нежилого в редакции дополнительного соглашения были сторонами исполнены в полном объеме, приобретенное истцом нежилое помещение общей площадью 77,6 кв.м. передано по актам приема-передачи, оплата по договору истцом произведена в полном объеме, указанным нежилым помещением истец пользуется до настоящего времени и несет расходы по его содержанию, суд полагает, что Николаева В.К. обоснованно обратилась в суд с иском о признании права собственности на это нежилое помещение, который подлежит удовлетворению в полном объеме.
Доводы третьего лица о том, что дополнительное соглашение к договору купли-продажи не было зарегистрировано судом отклоняются, поскольку исходя из положений ст.ст. 550, 551 ГК РФ дополнительное соглашение к договору купли-продажи нежилого помещения само по себе не подлежало государственной регистрации, государственной регистрации в данном случае подлежал переход права собственности на недвижимое имущество.
Не могут быть приняты во внимание также доводы ответчика и третьего лица о том, что нежилые помещения, обозначенные на поэтажном плане номерами 18 и 19, площадью 21,1 кв.м. и 20,4 кв.м. являются общим имуществом собственников многоквартирного дома как противоречащие ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, так как эти нежилые помещения не предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, в них не расположено какое-либо оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевой В.К. к Администрации города Пскова о признании права собственности на нежилое помещение удовлетворить.
Признать за Николаевой В.К. право собственности на нежилое помещение общей площадью 77,6 кв.м., расположенное на 9 этаже дома № ** по ул. З. в г. Пскове с КН ***.
Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.***. 2016 года.
Судья С.М. Тесёлкина