<данные изъяты>
№2а-1144/2021
УИД 63RS0045-01-2021-000054-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2021г. <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего Бадьевой Н.Ю.,
при секретаре Корячкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2а-1144/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к Безрукову Валерию Михайловичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - ИФНС России по <адрес> <адрес> обратилась к административному ответчику Безрукову В.М. с указанными требованиями, ссылаясь на то, что Безруков В.М. является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, не удержанных налоговым агентом, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в сумме 66 950 руб. в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика было направлено требование, данное требование об уплате налога было получено административным ответчиком. В указанный срок должник указанные требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, пеней, начисленных за каждый день просрочки, производится в судебном порядке. Административный истец просил суд взыскать с Безрукова В.М. налог на доходы физических лиц за 2018г. в размере 66 950 руб., пени в размере 927,82 руб., а всего: 67 877,82 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик Безруков В.М. не явился, извещен надлежащим образом по месту регистрации. Возражений на административный иск и заявления о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.
Представитель АО «Согаз», привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному абз.1 п. 2 ст. 48 НК РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства - в частности, в случае просрочки исполнения.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм указанных штрафов и процентов, выплачиваемых организацией по решению суда, в статье 217 Кодекса не содержится, соответственно, такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Указанная позиция содержится в пункте 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015г., согласно которому предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 Кодекса вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
Среди выплат, производимых физическому лицу в связи с нарушением прав потребителей, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке только денежные компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункту 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 228 Кодекса.
Если при вынесении решения суды не производят разделения сумм, причитающихся физическому лицу и подлежащих удержанию с физического лица, то организация - налоговый агент при выплате физическому лицу по решению суда дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц с указанного дохода.
Форма сведений о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), порядок заполнения и формат ее представления в электронной форме приведены соответственно в Приложениях NN 1, 2 и 3 к приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-11/485@ (действовавшего на момент возникновения обязанности по выплате налога).
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
На основании приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-11/820@ "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов" с ДД.ММ.ГГГГ коды видов доходов дополнены новыми видами, в числе которых код 2301 "Суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Из дела следует, что, являясь налоговым агентом, ООО «СК «Согаз», в соответствии с п. 2 ст. 230 Кодекса, представило в ИФНС России по <адрес> сведения по форме 2-НФДЛ за 2018г. в отношении Безрукова Валерия Михайловича, согласно которым сумма дохода последнего за 2018г. составила 515 000 руб., при этом, указанная сумма складывается из взысканных с ООО «Согаз» в пользу Безрукова В.М. денежных средств на основании решения суда (л.д. 42-44, 60-63).
Инспекцией, на основании справки доходах формы 2-НДФЛ за 2018г., полученной от ООО «Согаз», сформировано и направлено в адрес Безрукова В.М. налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. в части неудержанной налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц за 2018г. в размере 66 950 руб. Сумма дохода, с которого не удержан налог налоговым агентом составляет 515 000 руб. Код дохода – 2301.
В связи с тем, что сумма налога не была оплачена, ДД.ММ.ГГГГ. налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога в срок ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д. 9, 10).
Требование в добровольном порядке Безруковым В.М. не исполнено.
В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ. налоговый орган подал в мировой суд заявление о взыскании с Безрукова В.М. налоговой недоимки, заявление налогового органа удовлетворено, ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> выдан судебный приказ № о взыскании с Безрукова В.М. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в сумме 66 950 руб. и пени в сумме 927,82 руб. (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ. указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений Безрукова В.М. относительно его исполнения (л.д. 6).
Полагая, что право на взыскание недоимки сохранилось за налоговым органом, ДД.ММ.ГГГГ. ИФНС России по <адрес> обратилась в <адрес> районный суд <адрес> с административным иском к Безрукову В.М. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018г. (л.д. 20).
Проверяя своевременность обращения налогового органа с административным исковым заявлением о взыскании налоговой недоимки по налогу на имущество за 2018г., суд учитывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
С учетом срока исполнения требования № по налогу на имущество физических лиц (до ДД.ММ.ГГГГ.) с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Безрукова В.М. недоимки налоговый орган должен был обратиться к мировому судье в срок до ДД.ММ.ГГГГ., что и было сделано ИФНС <адрес>.
Кроме того, налоговым органом соблюден и шестимесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку указанный иск подан ДД.ММ.ГГГГ т.е. в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что налоговым органом не утрачено право на обращение в суд с требованиями о взыскании с Безрукова В.М. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017г. и по страховым взносам.
Проверяя представленный расчет недоимки, суд приходит к выводу о том, что он произведен налоговым органом верно, в соответствии с вышеуказанными положениями закона, поскольку налог исчислен исходя из общей суммы полученных Безруковым В.М. денежных средств в размере 515 000 руб., а именно: из суммы, взысканной решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., в размере 500 000 руб. и суммы неустойки в размере 15 000 руб. на основании решения <адрес> районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Данные взыскания являются штрафными санкциями, примененными судом к ООО «Согаз» в соответствии с положениями Закона РФ «О защите прав потребителя» в связи с допущенными ООО «Согаз» нарушениями прав Безрукова В.М. как потребителя, в связи с чем, полученные Безруковым В.М. по указанным основаниям денежные средства являются его доходом, с которого должен быть исчислен соответствующий налог.
Таким образом, сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая взысканию с Безрукова В.М. за 2018г., составляет 66 950 руб. и верно исчислена налоговым органом по следующей формуле: 515 000 руб. (сумма дохода за 2018г., облагаемого налогом) х13% (налоговая ставка).
Основания для освобождения Безрукова В.М. сумма налога на доходы физических лиц за 2018г. судом не установлены, расчет суммы налога произведен налоговым органом верно и административным ответчиком не спорен, в связи с чем, подлежит взысканию с Безрукова В.М. в полном объеме.
Разрешая по существу вопрос о взыскании с административного ответчика пени за неуплату налога, суд учитывает, что административным ответчиком обязательства по его уплате своевременно не исполнены, в связи с чем, административным истцом рассчитаны пени по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в сумме 927,82 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из разъяснений, содержащихся в п. 51 Постановления пленума ВС РФ от 30.07.2013г. № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса РФ» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Учитывая тот факт, что недоимка административным ответчиком не оплачена, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган имеет право на взыскание пени.
Проверяя расчет суммы пени, суд приходит к выводу о том, представленный административным истцом расчет суммы пени за период с 03.12.2019г. по 06.02.2020г. является правильным, поскольку он произведен в соответствии с законом, исходя из размера недоимки и с применением верной ставки ЦБ, арифметических ошибок не содержит, в связи с чем, требования налогового органа в этой части также обоснованы и также подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что административный истец в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика Безрукова В.М. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 2 208,50 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по <адрес> к Безрукову Валерию Михайловичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Безрукова Валерия Михайловича в пользу ИФНС России по <адрес> налоговую задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в сумме 66 950 рублей и пени в сумме 927 рублей 82 копейки.
Взыскать с Безрукова Валерия Михайловича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2 208 (Две тысячи двести восемь) рублей 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Решение суда в окончательной форме принято 04 мая 2021г.
Председательствующий: <данные изъяты> Н.Ю.Бадьева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>