РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2014 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Доронина С.В.,
при секретаре Федоровой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования Малиновский сельсовет к Зайферт Н.К. о возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Малиновский сельсовет обратился в суд с указанными исковыми требованиями к Зайферт Н.К. В обоснование своих требований указывает, что на балансе Малиновского сельсовета находится дорога <адрес>–<данные изъяты>, адресное хозяйство–<адрес>, технические характеристики - железобетонные плиты 180 шт. (2х6), <адрес>, уложенная ж\б плитами технические характеристики - железобетонные плиты. Ответчик, не имея на то законных оснований, по договору купли-продажи от 28.06.2010г. № продал директору ООО «<данные изъяты>» ФИО3 железобетонные плиты в количестве 350 штук. В 2012-2013г. плиты были вывезены с территории Малиновского сельсовета под видом имущества ООО «<данные изъяты>», директором (и единственным работником) которого является Зайферт Н.К. Считая, что действиями ответчика МО Малиновский сельсовет причинен материальный ущерб на сумму <данные изъяты> рублей глава администрации Мазуров А.И. просит взыскать с ответчика указанную сумму, а также расходы, понесенные им в связи с проведение оценки причиненного ущерба в сумме <данные изъяты> рублей.
Представители истца Глава Малиновского сельсовета Мазуров А.И. и Корнющенко О.Н. (действующая по доверенности) заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Зайферт Н.К. в судебное заседание не явился, не согласившись с заявленными требованиями представил возражения на иск, согласно которому истцом не предоставлено документальных доказательств, подтверждающих право собственности Малиновского сельсовета на указанные железобетонные плиты, документы подтверждающие балансовую стоимость указанного имущества, а поэтому не предоставил и доказательств причинения убытков.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «МТК» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела по существу был извещен надлежаще повесткой.
Выслушав объяснения представителей истца, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-03 от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений могут находится автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007г «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них и под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007г «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 5, 6 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно подпункту 5 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются органами местного самоуправления муниципальных районов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Учет автомобильных дорог производится в соответствии с Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, установленные Приказом Минтранса России от 07.02.20007г. № 16.
В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из прямого смысла данной статьи следует, что прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Необходимо, чтобы этот объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался; бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании установлено, что решением Малиновского сельсовета <адрес> красноярского края № 99 от 25.05.2009 года утверждении перечень объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося на территории Малиновского сельсовета, и не имеющих собственника.
Согласно приложению к решению № 99 от 25.05.2009 г. в реестре бесхозяйного имущества на территории Малиновского сельсовета имеется (пункт 8) Дорога <адрес> - <адрес> - <адрес>, технические характеристики - железобетонные плиты 180 шт. (2*6); (пункт 9.6) <адрес>, уложенная ж/б плитами, технические характеристики железобетонные плиты (л.д.24-25).
Решением Малиновского сельсовета от 09.07.2012 г. № 84 (в редакции решения от 15.05.2013г. № 112), утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Малиновский сельсовет (п. 5, 6 Приложения № 1):
- автодорога на кладбище д. Алексеевка протяженностью 0,3 км, бетон (идентификационный номер №), примыкает к автодороге по <адрес> в конце <адрес>;
- автодорога на зерновой склад (идентификационный номер №) протяженностью 0,1 км, бетон примыкает к автодороге по <адрес> в конце <адрес> являются дорогами общего пользования местного значения. Данные дороги были покрыты железобетонными плитами.
Иных документов в подтверждение своих доводов представители истца не предоставили.
Согласно ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Вместе с тем, в нарушение 225 ГК РФ, истец не обращался в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия их на учет, а также в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (спорные автомобильные дороги).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом и его представителем суду не представлено доказательств, что спорные автомобильные дороги являются собственностью Муниципального образования Малиновский сельсовета. Также, не представлены доказательства тому, что ж\б плиты в количестве 350 шт. действительно были расположены на указанных дорогах в качестве дорожного полотна.
Довод представителя истца о том, что спорные автомобильные дороги были приняты на баланс муниципального образования Малиновский сельсовет, суд не может принять во внимание, поскольку дороги не были зарегистрированы в установленном законом порядке.
С учетом изложенного прихожу у выводу, что требования представителей истцов не основаны на законе, поскольку Муниципальное образование Малиновский сельсовет не является собственником дороги <адрес> – <адрес> <адрес>, в связи с чем истцом не доказано право, которое нарушено ответчиком.
Кроме того, из представленных истцом доказательств следует, что демонтаж ж\б плит осуществлялся работниками ООО «<данные изъяты>» на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи, в связи с чем причастность ответчика Зайферт Н.К. к непосредственному демонтажу плит, т.е. в непосредственном снятии дорожного покрытия в виде ж\б плит (причинении ущерба) в 2012-2013 г., в суде не установлена.
Учитывая, что требования о взыскании расходов, понесенных в связи с проведением оценки причиненного ущерба, являются производными от основного требования о взыскании материального ущерба, в удовлетворении которого судом отказано, правовых оснований для удовлетворения указанных требований также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ горсуд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Муниципального образования Малиновский Сельсовет отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения.
Судья С.В. Доронин