Дело № 2а-127/2020
10RS0009-01-2020-000330-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2020 года пгт.Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия к Мысиной Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Карелия (далее по тексту в т.ч. МИФНС России № 2 по РК) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мысиной Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени. Административный иск мотивирован тем, что ФИО3 является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортное средство легковой автомобиль <данные изъяты>. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно п. 1 ст. 6 Закона РК от 30.12.1999 № 384-ЗРК «О республиканских налогах (ставках налога) и сборах» установлены ставки транспортного налога: для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 до 150 лошадиных сил налоговая ставка составляет 35 рублей за лошадиную силу, сумма транспортного налога за 2018 год для легкового автомобиля <данные изъяты> составляет 4725 руб. (35 руб.*135л.с.*12/12). Налогоплательщики физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.363 НК РФ). В соответствии со ст.75 НК РФ на неуплаченные суммы налога за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в размере 41 руб.86 коп. Налогоплательщику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, пени, при наличии разногласий предложено провести сверку расчетов, разногласия не поступили, требование не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по РК обратилась к мировому судье судебного участка Муезерского района РК с заявлением о выдаче судебного приказ на взыскание с Мысиной Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 4725 руб. и пени 41 руб.86 коп. Определением мирового судьи судебного участка Муезерского района РК от 07.05.2020 судебный приказ отменен в связи с последовавшими возражениями должника относительно его исполнения. Административный истец просит суд взыскать с Мысиной Е.В. № задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 4725 руб., пени по транспортному налогу в размере 41 руб. 86 коп.
Указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей (п.3 ст.291 КАС РФ), при указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.3 ст.291 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного заседания.
Письменных возражений относительно административного иска в установленный судом срок административным ответчиком не представлено.
Административному ответчику Мысиной Е.В. определение о назначении дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства от 06.11.2020, определение о принятии административного иска к производству суда от 28.09.2020, копия административного иска с приложениями направлены и получены, что подтверждается расписками, таким образом административным ответчиком направленная судебная корреспонденция получена, о находящемся в производстве суда административном деле известно.
Суд, исследовав письменные материалы дела, административное дело мирового судьи судебного участка Муезерского района РК № 2а-784/2020, представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии подп. 1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Республики Карелия транспортный налог введен Законом Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» от 30.12.1999 № 384-ЗРК, установлены ставки налога в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с п.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В силу взаимосвязанных положений п.3 ч.3 ст.1, ст.17, ч.2 ст.286, ч.4, ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что за Мысиной Е.В. в 2018 году (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной ОГИБДД ОМВД России по Муезерскому району карточкой учета транспортного средства и не оспаривалось административным ответчиком.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» от 12.08.1994 № 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил утв.приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что перед прекращением права собственности на собственника возлагается обязанность снять транспортное средство с учета по месту регистрации, сведений о снятии с регистрационного учета в установленном законом порядке в ГИБДД в 2018 году транспортного средства <данные изъяты>, не имеется.
Сведений о том, что автомобиль <данные изъяты>, находится в розыске, в том числе по факту угона, кражи не имеется, что исключает применение подп.7 п.2 ст.358 НК РФ с освобождением административного ответчика от обязанности по уплате налога.
Таким образом, административный ответчик Мысина Е.В. является плательщиком транспортного налога за 2018 год в отношении указанного административным истцом транспортного средства.
Согласно с п.1 ст.363 НК РФ (в ред.ФЗ от 23.11.2015 № 320-ФЗ, действующей на дату исчисления транспортного налога) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами за 2018 год в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии со ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п.2), налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.4).
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2018 год за транспортное средство <данные изъяты> в сумме 4725 руб., направлено административным истцом административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом, срок уплаты транспортного налога установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установленная ст.52 НК РФ обязанность направления не позднее 30 дней до наступления срока платежа налогоплательщику налогового уведомления в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговым органом исполнена.
Сведений о получении административным ответчиком направленного заказным письмом налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом суду не представлено.
Исходя из положений п.4 ст.52 НК РФ направленное ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ получено административным ответчиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1), требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2), требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4), требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п.5), требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6).
Во исполнение положений ст. 69 НК РФ ответчику через личный кабинет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ включенного в налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога в размере 4725 руб., а также начисленных в связи с неуплатой транспортного налога в установленный срок пени в сумме 41 руб.86 коп.
Согласно ч.1-2 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с абз.3-5 ч.2 ст.11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Таким образом, налогоплательщикам, зарегистрированным в личном кабинете налогоплательщика и не подавшим уведомления о необходимости представления документов на бумажном носителе, налоговые органы направляют документы только в личный кабинет (без направления по почте).
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз.4 ч.4 ст.31 НК РФ).
Таким образом, установленная ст.69 НК РФ обязанность направления налогоплательщику требования об уплате налога при наличии у него недоимки, пени, налоговым органом исполнена.
Факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требований об уплате налогов, пени в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота.
Таким образом, Мысина Е.В., имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленными в ее адрес требованием об уплате налога и пени.
В соответствии с п. 8 Приложения к приказу ФНС России от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика», зарегистрированному в Минюсте России 15.12.2017 № 49257, получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: 1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; 2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; 3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», утв.приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.04.2012 № 107 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 26.04.2012, рег.номер 23952).
Авторизация с помощью учетной записи ЕСИА осуществляется при наличии предварительного подтверждения достоверности и полноты введенной информации для завершения регистрации физического лица в регистре физических лиц ЕСИА с условием подтверждения личности одним из следующих способов: а) путем подписания введенной информации усиленной квалификационной электронной подписью; б) с использованием кода активации в ЕСИА. В случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, регистрационная карта для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика формируется автоматически.
Таким образом, если гражданин зарегистрирован в регистре физических лиц ЕСИА через Единый портал государственных и муниципальных услуг, то он регистрируется, а значит и получает доступ к личному кабинету налогоплательщика автоматически, Мысина Е.В. была зарегистрирован в Личном кабинете налогоплательщика именно с использованием кода активации в ЕСИА, через Единый портал государственных и муниципальных услуг и имеет к нему доступ.
Сведений о том, что Мысина Е.В. обращалась к административному истцу с заявлением о необходимости получения документов исключительно на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Учитывая наличие у Мысиной Е.В. личного кабинета налогоплательщика, процедура извещения налогоплательщика о необходимости уплаты исчисленного налога налоговым органом соблюдена, направленные в адрес налогоплательщика уведомление и требование считаются полученными, следовательно, оснований для освобождения ответчика от уплаты налога по причине не направления ей налогового требования на бумажном носителе, не имеется.
Сведений о признании недействительными налогового уведомления, требования об уплате транспортного налога за 2018 год относительно автомобиля <данные изъяты>, суду не представлено.
В соответствии со ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента: 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет (п.1), в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п.3).
В соответствии с положениями ч.6 ст.289 КАС РФ суд проверяет правильность произведенным налоговым органом включенного в пределах заявленного искового периода в налоговые уведомления и требования расчета, которые не оспорены, не признаны недействительными.
Исходя из ч.6 ст.52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Сумма транспортного налога за 2018 год для легкового автомобили <данные изъяты> составляет 4725 руб. ((35 руб.*135 л.с*12/12), где 35 руб. - ставка транспортного налога установленная для автомобиля легкового (категория «В») с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с., 135 л.с. - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, 12/12 – число месяцев 2018 года на протяжении которых автомобиль находился в собственности административного ответчика).
При таких обстоятельствах, сумма транспортного налога налоговым органом рассчитана верно, в соответствии с положениями законодательства РФ о налогах и сборах и подлежит взысканию с административного ответчика.
Вместе с тем, в ходе разрешения дела административным ответчиком Мысиной Е.В. исполнена обязанность по уплате истребуемого ко взысканию транспортного налога за 2018 год, что подтверждается представленным административным ответчиком подлинником чек-ордера ПАО Сбербанк Карельское отделение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4725 руб.
При указанных обстоятельствах, в связи с уплатой в ходе производства по делу административным ответчиком истребуемой ко взысканию задолженности по транспортному налогу за 2018 года в требуемом ко взысканию размере 4725 руб., оснований для удовлетворения административного иска в данной части не имеется.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п.1), сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2), пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п.3), пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4), пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5).
При этом, пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание, и могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Данный подход суда согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенной в Определении от 17.02.2015 № 422-О.
Истребуемая ко взысканию сумма пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год включена в требование № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно с п.1 ст.363 НК РФ (в ред.ФЗ от 23.11.2015 № 320-ФЗ, действующей на дату исчисления транспортного налога) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами за 2018 год в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С учетом суммы задолженности по транспортному налогу за 2018 год подлежат начислению пени в порядке ст.75 НК РФ исходя из заявленного искового периода исчисления пени, из следующего расчета за период:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период начисления пени 13 дней, пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год составляют 4725*6,50%:300*13=13 руб. 31 коп.,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период начисления пени 29 дней, пени на недоимку по транспортному налогу за 2018 год составляют 4725*6,25%:300*29=28 руб. 55 коп.
С учетом суммы задолженности по транспортному налогу за 2018 год подлежат начислению пени в порядке ст.75 НК РФ исходя из заявленного искового периода исчисления пени в размере 41 руб. 86 коп. (13 руб. 31 коп.+ 28 руб. 55 коп.).
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами, в том числе, таблицами расчета транспортного налога, пени, уведомлением и требованием об уплате недоимки по транспортному налогу за 2018 год и пени.
Вместе с тем, в ходе разрешения дела административным ответчиком Мысиной Е.В. исполнена обязанность по уплате истребуемых ко взысканию пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2018 год, что подтверждается представленным административным ответчиком подлинником чек-ордера ПАО Сбербанк Карельское отделение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 41 руб. 86 коп.
При указанных обстоятельствах, в связи с уплатой в ходе производства по делу административным ответчиком истребуемых ко взысканию пени начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2018 года в требуемом ко взысканию размере 41 руб.86 коп., оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ п. 1 ст. 48, п. 2, 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Исходя из п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Исходя из положений п. 6 ст. 289 КАС РФ, п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание, и могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Данный подход суда согласуется в правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации обозначенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка Муезерского района РК от 13.04.2020 с административного ответчика взыскана недоимка по транспортному налогу за 2018 год в размере 4725 руб., пени в размере 41 руб. 86 коп.
Определением мирового судьи судебного участка Муезерского района РК от 07.05.2020 судебный приказ мирового судьи судебного участка Муезерского района РК от 13.04.2020 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4725 руб., пени в размере 41 руб. 86 коп., отменен.
В связи с отменой 07.05.2020 судебного приказа и неуплатой недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4725 руб., пени в размере 41 руб. 86 коп., административный истец был вправе в пределах шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа - до 07.11.2020 включительно, обратиться в Муезерский районный суд РК с административным иском о взыскании с административного ответчика данной недоимки и пени, указанное обращение последовало 24.09.2020, административный иск сдан административным истцом в приемную Муезерского районного суда РК, что подтверждается оттиском регистрационного штампа на исковом заявлении.
Таким образом, обращение административного истца с административным исковым заявлением о взыскании транспортного налога за 2018 год и пени в Муезерский районный суд РК последовало с соблюдением предусмотренного п.3 ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ шестимесячного срока обращения в суд, начавшегося со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований о взыскании с административного ответчика истребуемой задолженности по транспортному налогу и пени.
Руководствуясь ст.ст.111, 114, 175-180, 290, 293, 294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Карелия к Мысиной Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья В.Л. Варламова