Дело № 2-1980/20
11RS0005-01-2020-002800-50
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г. Ухта Республики Коми
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.
с участием прокурора ИТУ Тырышкина Ф.Ф.,
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ведерникова С.Н. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Ведерников С.Н. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с иском к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 00 руб. 91 коп., обязании администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми сразу после судебного решения в зале суда принести ему извинения. В обоснование заявленных исковых требований указал, что 17.05.2017 года И.М., находясь в камере .... отряда .... СУОН ФКУ ИК-8 причинил ему физическую боль и телесные повреждения. Пострадал он из-за того, что администрация ФКУ ИК-8 против его желания помещала его в замкнутое пространство к осужденным- лицам, разных наций, религии и убеждений, которые занимаются притеснением таких как он, т.е. русских, сельских, деревенских жителей РФ. Они заставляют таких как он выполнять всю грязную работу, в случае отказа бьют их и причиняют телесные повреждения.
Определением суда от 26.05.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
По ходатайству истца, судебное заседание назначалось с использованием систем видеоконференц –связи 12.10.2020. Участие истца в данном судебном заседании ФКУ СИЗО-1 г. Перми обеспечено не было. Ранее истец просил рассмотреть дело в его отсутствии (л.д.51).
В судебном заседании представитель ответчиков ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России по доверенности Филиппова Г.Г. исковые требования не признала и показала, что какой-либо информации об угрозе жизни и здоровья осужденного со стороны спецконтингента и администрации о негативном моральном воздействии в оперативный отдел не поступало, каких-либо конфликтов среди осужденных и сотрудников администрации на момент перевода в отряд .... осужденный не имел.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ИТУ, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы данного гражданского дела, материалы административного дела ...., материалы гражданского дела ...., приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (ратифицированной Россией в соответствии с федеральным законом от 30.03.1998г. № 54-ФЗ) никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному и унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
В соответствии со ст. ст. 151, 1099 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При разрешении требований о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) исправительных учреждений и (или) их должностных лиц, следует устанавливать: во-первых, имел ли место факт незаконных действий (бездействия), допущенных в отношении истца; во-вторых, повлекли ли такие действия нарушение личных неимущественных прав, и каких именно прав; в-третьих, привели ли допущенные нарушения к причинению душевных страданий и лишений, превышающих неизбежный уровень страданий при заключении; в-четвертых, в случае наличия прямой причинно-следственной связи между нарушениями и последствиями в виде нравственных или физических страданий истца необходимо оценить их уровень и определить размер компенсации морального вреда, в частности, учитывая характер и объем причиненных истцу физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, а также индивидуальные особенности личности истца.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10, суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10).
Из приведенных правовых норм и разъяснений по их применению следует, что обязательным условием удовлетворения требования о компенсации морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Статья 53 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 1069 ГК РФ возмещение вреда предусмотрено в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления соответственно за счёт казны РФ, казны субъекта РФ, казны муниципального образования.
Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее по тексту - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 11 УИК РФ).
Ведерников С.Н. прибыл в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми <...> г., содержался в условиях отбывания наказания. Убыл <...> г. в СИЗО-1 УФСИН России по Пермскому краю. За период с <...> г. по <...> г. Ведерников С.Н. неоднократно убывал из ФКУ ИК-8 в ФКУ Больница -18 г. Ухты и в ФКУ СИЗО-1 г. Перми. В частности 05.05.2017 года он вновь прибыл в ФКУ ИК-8 из ФКУ СИЗО-1 г. Перми и <...> г. убыл обратно.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного (ч. 2 ст. 13 УИК РФ).
Истцом не представлено доказательств его обращения к должностному лицу ФКУ ИК-8 или в Ухтинскую прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, либо в иные контролирующие органы с заявлениями о применении мер безопасности либо об «особом низком социальном статусе» и применении в связи с этим особых условий отбывания наказания за период с <...> г. по <...> г. и отказа в удовлетворении подобных заявлений. Таких обращений не содержат и материалы данного гражданского дела, материалы гражданского дела .... и материалы надзорного производства.
Согласно справке заместителя начальника ФКУ ИК-8 от 20.07.2020 года, Ведерников С.Н. прибыл в ФКУ ИК-8 <...> г. из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН Росси по Пермскому краю. По прибытию был распределен в одиночную камеру .... на условиях карантинного отделения. <...> г. был переведен в отряд .... (СУОН) ПКТ ..... Какой-либо информации компрометирующего характера, а также информации об угрозе жизни и здоровья осужденного со стороны спецконтингента и администрации о негативном моральном воздействии в оперативный отдел не поступало, каких-либо конфликтов среди осужденных и сотрудников администрации на момент перевода в отряд .... осужденный не имел.
В соответствии с положениями ст. 80 УИК РФ, в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых (ч.1).
Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (ч.2).
Согласно ч.5 ст. 124 УИК РФ, в строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются также осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы.
Материалы дела не содержат доказательств того, что Ведерников С.Н. не мог содержаться в условиях отбывания наказания в ФКУ ИК-8 в камере с другими осужденными и должен был содержаться отдельно.
Постановлением мирового судьи Водненского судебного участка г. Ухты от 03.05.2018 года по делу ...., И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ (совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния) и подвергнут административному наказанию.
Мировым судьей было установлено, что 17.05.2017 года в период времени с 12-00 до 13-00 часов, И.М., находясь в камере .... отряда .... (СУОН) ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в ходе внезапно возникшей ссоры, нанес Ведерникову С.Н. один удар правой рукой в область лица, причинив последнему физическую боль и телесные повреждения. Действия И.М. не повлекли последствий, указанных в ст. 115 УК РФ.
Решением Ухтинского городского суда от 28.09.2018 года, вышеназванное постановление мирового судьи было отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
Постановлением мирового судьи Водненского судебного участка г. Ухты от 27.11.2018 года по делу ...., И.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию.
Мировым судьей были установлены те же обстоятельства, что и при вынесении постановления от 03.05.2018 года.
Решением Палласовского районного суда Волгоградской области от 30.05.2019 года, с И.М. в пользу Ведерникова С.Н. была взыскана компенсация морального вреда в размере 5.000 руб. в связи с тем, что 17.05.2017 года И.М., находясь в камере .... отряда .... (СУОН) ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми нанес Ведерникову С.Н. один удар правой рукой в область лица, причинив последнему физическую боль и телесные повреждения.
Решением Ухтинского городского суда от 28.05.2019 года по делу ...., вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Ведерникова С.Н. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК, начальнику ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК, Филиалу МЧ-13 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, отказано.
В исковом заявлении истец, среди прочего просил признать факты причинения вреда его здоровью в ИК-8 и нарушения права на отдельное содержание от других содержащихся. Данным решением установлено, что доводы истца о необходимости его одиночного содержания достоверными и объективными доказательствами не подтверждаются. Доводы истца о допущенных в отношении него нарушениях со стороны сотрудников ИК-8 достоверными доказательствами не подтверждаются. Обращения Ведерникова С.Н., в том числе по поводу недозволенных мер воздействия, другим вопросам, были предметами неоднократных проверок со стороны следственных органов, органов прокуратуры и суда. Нарушений закона в действиях сотрудников администрации выявлено не было, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, ответами прокурора и судебными актами. Действия (бездействия) администрации учреждения в данной части незаконными не признавались, соответствующие судебные постановления по данным обстоятельствам не выносились.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В связи с указанной нормой права обязанность по доказыванию факта незаконных действий (бездействий) сотрудников ФКУ ИК-8 допущенных в отношении истца возлагается на истца.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом не установлен факт незаконных действий (бездействий), допущенных в отношении истца должностными лицами ФКУ ИК-8, результатом которых послужило причинение истцу осужденным И.М. <...> г. в камере .... отряда .... (СУОН) ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми телесного повреждения.
При установленных судом обстоятельствах, исковые требования Ведерникова С.Н. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ведерникова С.Н. к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, обязании администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми принести ему извинения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2020 года.
Судья Ухтинского городского суда С.М. Хазиева