Дело № 2а-4315/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
Председательствующего Курындина Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Шабданбекова Эмиля Эриковича к призывной комиссии Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения от 06.12.2019 года протокол №27 о призыве на военную службу,
У С Т А Н О В И Л:
Шабданбеков Э.Э. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения от 06.12.2019 года протокол №27 о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований указав, что в качестве призывника состоит на учете в военном комиссариате Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа.
06.12.2019 года призывной комиссией Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа в отношении административного истца вынесено решение о призыве на военную службу, а также выдана повестка с обязанностью явиться в военный комиссариат Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа 10.12.2019г. к 08:00 для отправки к месту прохождения военной службы.
Шабданбеков Э.Э. не согласен с решением призывной комиссии, считает его незаконным, поскольку имеет право на отсрочку от призыва в соответствии п. 2 «а» ст. 24 Федерального закона № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Данное решение нарушает законные права и интересы административного истца по следующим основаниям.
В настоящий момент Шабданбеков Э.Э. является студентом 3 курса Воронежского государственного университета по программе бакалавриата очной формы обучения на бюджетной основе факультета «Прикладная математика, информатика и механика».
Ранее, в 2016 году он поступил на 1 курс очной формы обучения на бюджетной основе Петрозаводского государственного университета Республики Карелия (далее - ПетрГУ) Физико-технического института по основной образовательной программе бакалавриата факультета «Информатика и вычислительная техника».
В связи с поступлением в ВУЗ (ПетрГУ) получил отсрочку от службы в Армии сроком до 2020 года.
По окончании 1 курса Физико-технического института ПетрГУ в 2017 году был переведен на 2 курс.
На протяжении обучения на 1 курсе в ПетрГУ Шабданбеков Э.Э. предпринимал попытки осуществить перевод в Воронежский государственный университет (далее - ВГУ) по тому же направлению в рамках одной профессии, поскольку в ПетрГУ готовят специалистов преимущественно технической направленности, в то время как он намерен получить специализацию в области информатики и программирования. Для перевода обратился к ректору ВГУ, но при разнице предметов более 5-ти такой возможности не представилось, согласно пояснениям ректора ВГУ.
В сложившейся для административного истца ситуации, после успешно сданной сессии по окончании 1 и перевода на 2 курс ПетрГУ, Шабданбеков Э.Э. принял решение поступить в ВГУ с целью получения своего первого высшего образования по нужной ему специализации и направленности, реализуя свое право на образование. Деканатом ПетрГУ был выдан оригинал Аттестата о среднем образовании в связи с намерением истца поступить в Воронежский государственный университет.
Возвратить оригинал аттестата в случае не поступления в другой ВУЗ Шабданбеков Э.Э. обязался до 09.10.2017, и продолжить учебу в ПетрГУ на 2 курсе.
В июле 2017 года Шабданбеков Э.Э. поступил на 1 курс факультета «Прикладная математика, информатика и механика» Воронежского государственного университета по программе бакалавриата по очной форме обучения на бюджетной основе. При этом он еще являлся студентом ПетрГУ, переведенным на 2 курс.
В связи с поступлением в ВГУ 09.10.2017 истец был отчислен из ПетрГУ с формулировкой «по собственному желанию».
Таким образом, Шабданбеков Э.Э. полагает, что в его случае, отчисление из первого ВУЗа произведено по уважительным причинам, связанным с его желанием продолжить учебу в более важном направлении, по собственному желанию, при том, что сессию по окончании 1 курса ПетрГУ он сдал успешно и был переведен на 2 курс. Отчисление произведено исключительно на том основании, что он поступил в другой ВУЗ, реализуя свое конституционное право на образование.
При поступлении в ВГУ на первый курс в 2017 году общий срок, на который Шабданбекову Э.Э. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения увеличивается не более чем на один год. Таким образом, отсрочка за ним сохраняется.
В рамках проведения призывной комиссии весеннего призыва 2018 года истец получил в Военном комиссариате указание на предоставление справки из деканата ВГУ, а также справки Приложения № 2 к Перечню (п. 3), утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, для уточнения данных.
Справку из деканата ВГУ о том, что Шабданбеков Э.Э. в настоящее время является студентом 1 курса факультета ПММ Воронежского государственного университета по программе бакалавриата очной формы обучения на бюджетной основе, сроком обучения по 31 августа 2021 года, он предоставил в военный комиссариат.
Вместе с тем, Отделом № 2 ВУС ВГУ в выдаче справки Приложения № 2 к Перечню (п. 3) начальником Отдела № 2 ВУС было отказано в агрессивной форме. При этом начальник Отдела № 2 пояснил свой отказ в выдаче данной справки, поскольку считает, что она будет являться отсрочкой, которая административному истцу, по его мнению, не положена.
Данный отказ в выдаче указанной справки был обжалован административным истцом в суд.
Принимая решение о призыве в отношении истца на военную службу, призывная комиссия необоснованно пришла к выводу об отсутствии оснований для отсрочки, по мнению административного истца, указанное решение призывной комиссии, в том числе, нарушает право истца на непрерывное обучение, при этом он лишен возможности закончить 3 курс ВГУ, вопреки его просьбам и пояснениям о том, что окончание сессии приходится на 30.12.2019 года. Все призывные действия (прохождение медицинских специалистов, явки в военный комиссариат) проходили с отрывом истца от учебы, в период сессии, что также повлекло негативные последствия для его обучения и успешной сдачи сессии, поскольку приходилось сдавать некоторые предметы и зачеты по договоренности с преподавателями во внеурочное время.
При прохождении призывной комиссии Шабданбеков Э.Э. ставил в известность членов призывной комиссии, что является студентом Воронежского государственного университета в связи с чем за ним сохранено право на отсрочку в соответствии со п. 2 «а» ст. 24 Федерального закона № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (л.д. 7-12).
28.01.2020г. решением Коминтерновского суда г. Воронежа в удовлетворении административного иска отказано (л.д.98, 99-107).
(ДД.ММ.ГГГГ) апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда решение от 28.01.2020г. отменено, административное дело по иску Шабданбекова Эмиля Эриковича к призывной комиссии Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения от 06.12.2019 года протокол №27 о призыве на военную службу возвращено в Коминтерновский районный суд г. Воронежа на новое рассмотрение (л.д.133, 134-136).
В судебное заседание административный истец Шабданбеков Э.Э. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке (л.д.148), просил об отложении судебного заседания в связи с нахождением в отпуске (л.д.150).
Административный ответчик ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представитель административного ответчика - Киреева Е.П., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, просила об отложении судебного заседания в связи с нахождением в отпуске (л.д.143-144).
Административный ответчик – призывная комиссия Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке (л.д.139).
Заинтересованное лицо – Второй отдел Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица (л.д.145-146).
В силу ст. 150 КАС РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность извещать суд о причинах неявки и представлять доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Поскольку сторонами не представлены сведения подтверждающие уважительность неявки в судебное заседание, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц извещенных о месте и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Шабданбеков Э.Э. 02 ноября 2017 года принят на воинский учет военным Комиссариатом Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области (л.д. 106).
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона "О воинской обязанности и военной службе" - на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с подпунктом "а" части 2 статьи 24 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют, в том числе, граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, специалиста или магистра, программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или магистра.
Решением призывной комиссии Республики Карелия по г. Петрозаводску от 23 декабря 2016 года (протокол №59-8-209) на основании с подпунктом "а" части 2 статьи 24 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Шабданбекову Э.Э. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2020 г. в связи с очным обучением в ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет».
Шабданбеков Э.Э. с 09 октября 2017 года отчислен из Петр ГУ в связи с поступлением на первый курс очной формы обучения в ФГБ ОУ ВО «Воронежский государственный университет».
В ходе весеннего призыва 2018 г., после прохождения медицинского освидетельствования 18.04.2018г. врачами-специалистами определена категория годности Шабданбекова Э.Э. «А-1 - годен к военной службе». Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 17.05.2018г (протокол №13) Шабданбеков Э.Э. призван на военную службу. С данным решением он не согласился и обжаловал его в Коминтерновский районный суд г.Воронежа.
Решением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 09 июля 2018г. административное исковое заявление Шабданбекова Э.Э. было оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 30 октября 2018г. решение суда оставлено без изменения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2019 г. «О призыве в октябре-декабре 2019 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» осуществляется призыв на военную службу (л.д.81).
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Состав призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж был Указом губернатора Воронежской области от 26. 09.2019 г. №408-у «О проведении в октябре-декабре 2019 г. года призыва граждан на военную службу и мерах по его обеспечению» (л.д.82-89).
В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п.7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Пунктом 19 данного Положения установлено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
По результатам прохождения медицинского освидетельствования врачами- специалистами была определена категория годности Шабданбекова Э.Э. «А-1 - годен к военной службе». Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 06.12.2019г (протокол №27) Шабданбеков Э.Э был призван на военную службу (л.д. 112).
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацами шестым или седьмым настоящего подпункта; первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем восьмым настоящего подпункта. Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином: получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня либо переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня.
Исходя из смысла данной правовой нормы право на отсрочку от призыва на воинскую службу сохраняется за гражданином переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня.
Поскольку Шабданбеков Э.Э. в 2016 году воспользовался правом на получение отсрочки от призыва на военную службу до 2020 года (до окончания учебы в ПетрГУ), учитывая, что отчисление из одного высшего учебного заведения и поступление вновь в другое высшее образовательного учреждения не является основанием для продления отсрочки от призыва на военную службу до момента окончания обучения в последнем образовательном учреждении высшего профессионального образования, поскольку не согласуется со смыслом подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", следовательно, не может освобождать гражданина от исполнения возложенной на него статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ воинской обязанности, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных административным истцом требований об оспаривании решения призывной комиссии о призыве Шабданбекова Э.Э. на военную службу.
Необходимо также отметить, что согласно п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663) при наличии оснований, предусмотренных Законом N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В пп. "а" п. 3 Перечня к приложению N 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе (утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400) указано, что для подтверждения права гражданина, обучающегося по очной форме, на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
- в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении среднего (полного) общего образования - справка согласно приложению N 1 к Перечню;
- в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению N 2 к Перечню.
Данные граждане, ежегодно в сентябре-октябре представляют в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, справку с места учебы.
Указанные справки в Воронежском государственном университете оформляет 2 отдел.
Однако указанные справки не являются документом, обязывающим призывную комиссию предоставить отсрочку от призыва на военную службу.
На основании изложенного, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Шабданбекову Э.Э. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Шабданбекова Эмиля Эриковича к Призывной комиссии Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконным решения от 06 декабря 2019 года протокол №27 о призыве гражданина Шабданбекова Эмиля Эриковича на военную службу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2020 г.
Дело № 2а-4315/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
Председательствующего Курындина Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Шабданбекова Эмиля Эриковича к призывной комиссии Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения от 06.12.2019 года протокол №27 о призыве на военную службу,
У С Т А Н О В И Л:
Шабданбеков Э.Э. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения от 06.12.2019 года протокол №27 о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований указав, что в качестве призывника состоит на учете в военном комиссариате Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа.
06.12.2019 года призывной комиссией Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа в отношении административного истца вынесено решение о призыве на военную службу, а также выдана повестка с обязанностью явиться в военный комиссариат Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа 10.12.2019г. к 08:00 для отправки к месту прохождения военной службы.
Шабданбеков Э.Э. не согласен с решением призывной комиссии, считает его незаконным, поскольку имеет право на отсрочку от призыва в соответствии п. 2 «а» ст. 24 Федерального закона № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
Данное решение нарушает законные права и интересы административного истца по следующим основаниям.
В настоящий момент Шабданбеков Э.Э. является студентом 3 курса Воронежского государственного университета по программе бакалавриата очной формы обучения на бюджетной основе факультета «Прикладная математика, информатика и механика».
Ранее, в 2016 году он поступил на 1 курс очной формы обучения на бюджетной основе Петрозаводского государственного университета Республики Карелия (далее - ПетрГУ) Физико-технического института по основной образовательной программе бакалавриата факультета «Информатика и вычислительная техника».
В связи с поступлением в ВУЗ (ПетрГУ) получил отсрочку от службы в Армии сроком до 2020 года.
По окончании 1 курса Физико-технического института ПетрГУ в 2017 году был переведен на 2 курс.
На протяжении обучения на 1 курсе в ПетрГУ Шабданбеков Э.Э. предпринимал попытки осуществить перевод в Воронежский государственный университет (далее - ВГУ) по тому же направлению в рамках одной профессии, поскольку в ПетрГУ готовят специалистов преимущественно технической направленности, в то время как он намерен получить специализацию в области информатики и программирования. Для перевода обратился к ректору ВГУ, но при разнице предметов более 5-ти такой возможности не представилось, согласно пояснениям ректора ВГУ.
В сложившейся для административного истца ситуации, после успешно сданной сессии по окончании 1 и перевода на 2 курс ПетрГУ, Шабданбеков Э.Э. принял решение поступить в ВГУ с целью получения своего первого высшего образования по нужной ему специализации и направленности, реализуя свое право на образование. Деканатом ПетрГУ был выдан оригинал Аттестата о среднем образовании в связи с намерением истца поступить в Воронежский государственный университет.
Возвратить оригинал аттестата в случае не поступления в другой ВУЗ Шабданбеков Э.Э. обязался до 09.10.2017, и продолжить учебу в ПетрГУ на 2 курсе.
В июле 2017 года Шабданбеков Э.Э. поступил на 1 курс факультета «Прикладная математика, информатика и механика» Воронежского государственного университета по программе бакалавриата по очной форме обучения на бюджетной основе. При этом он еще являлся студентом ПетрГУ, переведенным на 2 курс.
В связи с поступлением в ВГУ 09.10.2017 истец был отчислен из ПетрГУ с формулировкой «по собственному желанию».
Таким образом, Шабданбеков Э.Э. полагает, что в его случае, отчисление из первого ВУЗа произведено по уважительным причинам, связанным с его желанием продолжить учебу в более важном направлении, по собственному желанию, при том, что сессию по окончании 1 курса ПетрГУ он сдал успешно и был переведен на 2 курс. Отчисление произведено исключительно на том основании, что он поступил в другой ВУЗ, реализуя свое конституционное право на образование.
При поступлении в ВГУ на первый курс в 2017 году общий срок, на который Шабданбекову Э.Э. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения увеличивается не более чем на один год. Таким образом, отсрочка за ним сохраняется.
В рамках проведения призывной комиссии весеннего призыва 2018 года истец получил в Военном комиссариате указание на предоставление справки из деканата ВГУ, а также справки Приложения № 2 к Перечню (п. 3), утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, для уточнения данных.
Справку из деканата ВГУ о том, что Шабданбеков Э.Э. в настоящее время является студентом 1 курса факультета ПММ Воронежского государственного университета по программе бакалавриата очной формы обучения на бюджетной основе, сроком обучения по 31 августа 2021 года, он предоставил в военный комиссариат.
Вместе с тем, Отделом № 2 ВУС ВГУ в выдаче справки Приложения № 2 к Перечню (п. 3) начальником Отдела № 2 ВУС было отказано в агрессивной форме. При этом начальник Отдела № 2 пояснил свой отказ в выдаче данной справки, поскольку считает, что она будет являться отсрочкой, которая административному истцу, по его мнению, не положена.
Данный отказ в выдаче указанной справки был обжалован административным истцом в суд.
Принимая решение о призыве в отношении истца на военную службу, призывная комиссия необоснованно пришла к выводу об отсутствии оснований для отсрочки, по мнению административного истца, указанное решение призывной комиссии, в том числе, нарушает право истца на непрерывное обучение, при этом он лишен возможности закончить 3 курс ВГУ, вопреки его просьбам и пояснениям о том, что окончание сессии приходится на 30.12.2019 года. Все призывные действия (прохождение медицинских специалистов, явки в военный комиссариат) проходили с отрывом истца от учебы, в период сессии, что также повлекло негативные последствия для его обучения и успешной сдачи сессии, поскольку приходилось сдавать некоторые предметы и зачеты по договоренности с преподавателями во внеурочное время.
При прохождении призывной комиссии Шабданбеков Э.Э. ставил в известность членов призывной комиссии, что является студентом Воронежского государственного университета в связи с чем за ним сохранено право на отсрочку в соответствии со п. 2 «а» ст. 24 Федерального закона № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (л.д. 7-12).
28.01.2020г. решением Коминтерновского суда г. Воронежа в удовлетворении административного иска отказано (л.д.98, 99-107).
(ДД.ММ.ГГГГ) апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда решение от 28.01.2020г. отменено, административное дело по иску Шабданбекова Эмиля Эриковича к призывной комиссии Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» от признании незаконным и отмене решения от 06.12.2019 года протокол №27 о призыве на военную службу возвращено в Коминтерновский районный суд г. Воронежа на новое рассмотрение (л.д.133, 134-136).
В судебное заседание административный истец Шабданбеков Э.Э. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке (л.д.148), просил об отложении судебного заседания в связи с нахождением в отпуске (л.д.150).
Административный ответчик ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представитель административного ответчика - Киреева Е.П., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, просила об отложении судебного заседания в связи с нахождением в отпуске (л.д.143-144).
Административный ответчик – призывная комиссия Военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке (л.д.139).
Заинтересованное лицо – Второй отдел Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица (л.д.145-146).
В силу ст. 150 КАС РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность извещать суд о причинах неявки и представлять доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Поскольку сторонами не представлены сведения подтверждающие уважительность неявки в судебное заседание, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц извещенных о месте и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Шабданбеков Э.Э. 02 ноября 2017 года принят на воинский учет военным Комиссариатом Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области (л.д. 106).
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона "О воинской обязанности и военной службе" - на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с подпунктом "а" части 2 статьи 24 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют, в том числе, граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, специалиста или магистра, программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или магистра.
Решением призывной комиссии Республики Карелия по г. Петрозаводску от 23 декабря 2016 года (протокол №59-8-209) на основании с подпунктом "а" части 2 статьи 24 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Шабданбекову Э.Э. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2020 г. в связи с очным обучением в ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет».
Шабданбеков Э.Э. с 09 октября 2017 года отчислен из Петр ГУ в связи с поступлением на первый курс очной формы обучения в ФГБ ОУ ВО «Воронежский государственный университет».
В ходе весеннего призыва 2018 г., после прохождения медицинского освидетельствования 18.04.2018г. врачами-специалистами определена категория годности Шабданбекова Э.Э. «А-1 - годен к военной службе». Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 17.05.2018г (протокол №13) Шабданбеков Э.Э. призван на военную службу. С данным решением он не согласился и обжаловал его в Коминтерновский районный суд г.Воронежа.
Решением Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 09 июля 2018г. административное исковое заявление Шабданбекова Э.Э. было оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Воронежского областного суда от 30 октября 2018г. решение суда оставлено без изменения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2019 г. «О призыве в октябре-декабре 2019 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» осуществляется призыв на военную службу (л.д.81).
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Состав призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж был Указом губернатора Воронежской области от 26. 09.2019 г. №408-у «О проведении в октябре-декабре 2019 г. года призыва граждан на военную службу и мерах по его обеспечению» (л.д.82-89).
В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 20 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п.7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
Пунктом 19 данного Положения установлено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
По результатам прохождения медицинского освидетельствования врачами- специалистами была определена категория годности Шабданбекова Э.Э. «А-1 - годен к военной службе». Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 06.12.2019г (протокол №27) Шабданбеков Э.Э был призван на военную службу (л.д. 112).
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если: первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацами шестым или седьмым настоящего подпункта; первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем восьмым настоящего подпункта. Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином: получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня либо переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня.
Исходя из смысла данной правовой нормы право на отсрочку от призыва на воинскую службу сохраняется за гражданином переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня.
Поскольку Шабданбеков Э.Э. в 2016 году воспользовался правом на получение отсрочки от призыва на военную службу до 2020 года (до окончания учебы в ПетрГУ), учитывая, что отчисление из одного высшего учебного заведения и поступление вновь в другое высшее образовательного учреждения не является основанием для продления отсрочки от призыва на военную службу до момента окончания обучения в последнем образовательном учреждении высшего профессионального образования, поскольку не согласуется со смыслом подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", следовательно, не может освобождать гражданина от исполнения возложенной на него статьей 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ воинской обязанности, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных административным истцом требований об оспаривании решения призывной комиссии о призыве Шабданбекова Э.Э. на военную службу.
Необходимо также отметить, что согласно п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663) при наличии оснований, предусмотренных Законом N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В пп. "а" п. 3 Перечня к приложению N 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе (утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400) указано, что для подтверждения права гражданина, обучающегося по очной форме, на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов:
- в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении среднего (полного) общего образования - справка согласно приложению N 1 к Перечню;
- в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению N 2 к Перечню.
Данные граждане, ежегодно в сентябре-октябре представляют в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, справку с места учебы.
Указанные справки в Воронежском государственном университете оформляет 2 отдел.
Однако указанные справки не являются документом, обязывающим призывную комиссию предоставить отсрочку от призыва на военную службу.
На основании изложенного, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Шабданбекову Э.Э. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Шабданбекова Эмиля Эриковича к Призывной комиссии Военного комиссариата Воронежской области Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконным решения от 06 декабря 2019 года протокол №27 о призыве гражданина Шабданбекова Эмиля Эриковича на военную службу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 11 сентября 2020 г.