Дело 2-2144/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2014 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Корниловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в Осиповой ЮС к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным, обязании выдать путевку на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Осиповой Ю.С., мотивируя свои требования тем, что Осипова Ю.С. является ребенком - инвалидом, 22.10.2005 года рождения. 14.02.2013 года законный представитель Осипова Т.А. обратилась в Филиал № 5 (Канский) ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением и справкой для получения путевки, которая до настоящего времени не представлена. Таким образом, нарушив право истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение с 14.02.2013 года по настоящее время, ответчик обязан предоставить такую путевку в последующем.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Сапинская Е.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Законный представитель Осипова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ Юдина К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что действующее законодательство о государственной социальной помощи не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Отделение Фонда осуществляет предоставление путевок в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета и передаваемых Фонду социального страхования РФ на основании федерального закона на соответствующий календарный год. Ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечения санаторно-курортным лечением. Поэтому с учетом равных прав граждан-получателей набора социальных услуг, санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. Поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределяются между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достаются не всем. Тем гражданам, которые не получили путевки в текущем календарном году, предоставление санаторно-курортного лечения переносится на следующий календарный год, при условии, что они в следующем календарном году не отказались от набора социальных услуг. Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, перечисленных в Фонд.
Суд, заслушав помощника Канского межрайпрокурора Сапинскую Е.В., Осипову Т.А., представителя ответчика К.В. Юдину, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск прокурора является обоснованным, его необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст.9 ФЗ РФ от 24.11.1995г № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены основные направления реабилитации инвалидов: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно–курортное лечение.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» от 17. 07. 1999 года № 178-ФЗ – набор социальных услуг – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно п. 8 ст. 6. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17. 07. 1999 г. Осипова Ю.С., 22.10.2005 года рождения имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, так как является ребенком-инвалидом.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6. 2 указанного ФЗ в состав предоставляемого набора социальных услуг включено предоставление гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6. 1, при наличии медицинских показаний – путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В силу ч. 5 ст. 6.3 ФЗ № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Согласно ч. 2 ст. 6.5 Закона сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. В соответствии с разделом 3 названного Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ (п. 3.1). Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ (п. 3.3).
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания, осуществляется в установленном порядке (п. 3.4).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно – профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22. 11. 2004 г. № 256 (п. 3.6).
Согласно п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8).
Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п. 3.9).
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 21. 07. 2007 года № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории РФ, со сроком пребывания не более 21 дня, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
В силу ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
Закон также не ограничивает право граждан, имеющих право на получение путевки на санаторно-курортное лечение, не обеспеченных таким лечением в текущем году окончанием года, поскольку такое право осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки на текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Таким образом, нарушив право Осиповой Ю.С. на получение путевки санаторно-курортное лечение, Государственное учреждение Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице филиала № 5 (Канский), обязано предоставить такую путевку в последующем.
Как достоверно установлено в судебном заседании, Осипова Ю.С. является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ (л.д.12). 14.02.2013 года законный представитель Осипова Т.А. обратилась в филиал №5 ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о выделении ее ребенку Осиповой Ю.С. путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.8), а также предоставила справку для получения путевки (л.д.11), однако, до настоящего времени Осипова Ю.С. путевкой на санаторно-курортное лечение не обеспечена.
Невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий следует рассматривать как нарушение прав инвалида, а действия и бездействие Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствие с заявлением – незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах Осиповой ЮС к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 5 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным, обязании выдать путевку на санаторно-курортное лечение – удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение Осиповой ЮС незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ выдать Осиповой ЮС путевку на санаторно-курортное лечение.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца.
Судья Глущенко Ю.В.