Категория 2.070
Дело № 2-2539/2020
УИД:92RS0003-01-2020-003681-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре судебного заседания Парусиновой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе о защите нарушенных пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Корогодова К.В. обратилась в суд с иском, в котором, уточнив исковые требования, просит: признать за ней право на исчисление размера трудовой (страховой) пенсии по старости с учетом заработка (дохода), который она фактически получала в период своей трудовой деятельности, предшествующий назначению трудовой (страховой) пенсии по старости; признать за ней право на исчисление размера трудовой (страховой) пенсии по старости путем оценки заработка (дохода) за 24 календарных месяца и путем деления общей суммы заработка за 24 календарных месяцев работы подряд перед обращением за пенсией, соответственно на 24; признать за ней право при исчислении размера страховой пенсии на учет заработка за любые периоды работы и (или) иной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, из которого исчислена пенсия на ДД.ММ.ГГГГ, на основании выплатного дела; признать за ней право на пересмотр размера пенсии по законодательству РФ исходя из заработка, учтенного при первичном назначении пенсии на основании документов выплатного дела; признать за ней право при пересмотре размера страховой пенсии на учет всего заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из которого исчислена пенсия на ДД.ММ.ГГГГ, на основании документов выплатного дела, а именно на основании справки Красногвардейского маслодельного завода № от ДД.ММ.ГГГГ; установить, что размер ее заработка за ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, в порядке, действовавшем на момент оформления ее пенсии в ДД.ММ.ГГГГ – подтвержден; признать действия ответчика по исключению из расчета пенсии при пересмотре размера пенсии моего заработка за 1992 год, исчисленном при первичном назначении пенсии – противоправным; направить запрос в Конституционный суд Российской Федерации о проверке конституционности закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; обязать ответчика исчислить размер ее пенсии с учетом всего заработка за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из которого исчислена пенсия на ДД.ММ.ГГГГ, на основании документов выплатного дела, а именно на основании справки Красногвардейского маслодельного завода № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с учетом ее заработка за ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
Исковые требования истец мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия в соответствии с законодательством Украины, расчет произведен на основании предоставленной справки Красногвардейского маслодельного завода № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой индивидуальный коэффициент заработной платы для исчисления составлял <данные изъяты>. В течении более 20 лет пенсия начислялась и рассчитывалась с учетом данного коэффициента, кроме того, истец пользовалась правом на индексацию пенсии. Однако, после включения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополь, пенсия истца была пересчитана в соответствии с законодательством Российской Федерации, в следствие чего, с ДД.ММ.ГГГГ к пенсии применено отношение заработков пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране 0,073 за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 8 месяцев из 24 рассчитаны нулевым заработком. Указанный перерасчет истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском за защитой своих пенсионных прав.
Истец и её представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала в полном объеме, представила суду письменные возражения, в которых в удовлетворении иска просила отказать, указала, что ответчиком обосновано из расчета исключена заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием в справки указаний на надлежащую валюту, которая находилась в обороте в тот период.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Так, статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ) устанавливает, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статьей 11 ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ предусмотрены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, в соответствии с которой граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 11 ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ предусмотрено, что размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 данной статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 данной статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 6 статьи 11 ФКЗ от 21.03.2014 № 6-ФКЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Статья 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон от 21.07.2014 № 208-ФЗ) определяет, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ определяет перерасчет размеров пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно которой размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).
Как указано выше, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также производится перерасчет размеров пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Как следует из материалов пенсионного дела, Корогодова К.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по возрасту.
С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии истца, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, составил <данные изъяты>.
Так как размер пенсии, исчисленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, не достигал размера пенсии, выплачиваемой на ДД.ММ.ГГГГ, то подлежащая к выплате пенсия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась в сохраненном, более высоком размере, т.е. <данные изъяты>
По достижении истцом 80-летнего возраста, на основании положений п. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет размера пенсии в части повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
С указанной даты, размер пенсии истца составил <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Положения ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в настоящее время в целях определения размеров страховых пенсий.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (п. 2).
При этом варианты определения расчетного размера пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 ст. 30 данного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.
Также, согласно Приказу Минтруда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 № 35496) для исчисления пенсии учитывается заработная плата за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Соглашением «О гарантиях прав граждан-государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» гарантируется, что пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1 Соглашения); для установления пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).
Пунктом 3 ст. 6 Соглашения предусмотрено, что исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.
Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992 № 1-68-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», которым, в том числе, руководствуется Управление, установлена форма справки о заработной плате, для рекомендации её всем предприятиям, учреждениям, организациям. В форме справки предусматривается, что сведения о суммах заработной платы (денежного довольствия) и, соответственно, сведения о среднемесячном заработке (денежном довольствии) и среднемесячном скорректированном заработке (денежном довольствии) отражаются с обязательным указанием денежных единиц.
В соответствии с п.11 Указаний Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 N 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР.
Постановлением Президиума Верховной Рады Украины № 1809-ХII от 14 ноября 1991 года «О национальной валюте в Украине» были введены в оборот купоны, которые стали национальной валютой Украины.
Постановлением Кабинета министров Украины и Национального банка Украины от 04 апреля 1992 года № 171 было установлено, что с 01 апреля 1992 года все денежные выплаты, в том числе заработная плата, осуществляется в купонах многоразового использования.
Указом Президента Украины «О реформе денежной системы Украины» №549/92 от 07.11.1992 года, начиная с 23 часа 12 ноября 1992 года прекращено функционирование рубля в денежном обороте на территории Украины, и установлено, что единственным законным способом платежа на территории Украины становится украинский карбованец, представителем которого в наличном обороте выступает купон Национального банка Украины.
Из материалов дела следует, что пенсионное дело истца содержит информацию о заработке без указания денежной единицы и месяцев начисления за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Письму Пенсионного Фонда РФ (с учетом позиции Министерства труда и социальной защиты РФ) от 15.06.2017 № 25-24/8682 «О рассмотрении архивных документов, в которых сведения о заработной плате отражены без указания денежных единиц» принятие к производству в целях исчисления размера страховой пенсии архивных документов, содержащих сведения о суммах заработка без указания денежных единиц измерения, не предусмотрено, форма справки должна соответствовать Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.08.1992 № 1-68-У.
Таким образом, у ответчика отсутствовали законные основания для учета при исчислении пенсии сведений о заработной плате истца в спорные периоды.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушений требований действующего законодательства при начислении и выплате истцу страховой пенсии по старости, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Ходатайство истца о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности закона Федеральный закон от 21.07.2014 № 208-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» удовлетворению не подлежит, так как исходя из положений статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 84 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд может обратиться с запросом о проверке конституционности подлежащего применению закона или иного нормативного правового акта по конкретному делу при наличии сомнений в разрешении дела.
В данном случае неопределенности в вопросе соответствия Федеральный закон от 21.07.2014 № 208-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» примененного по делу закона у суда не возникло.
Кроме того конституционность положений статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" была предметом рассмотрения Конституционного суда, в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 отказано, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой (Определение Конституционного суда от 19 декабря 2019 г. №3377-О).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному учреждению Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе о защите нарушенных пенсионных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 4 декабря 2020 года.
Судья Ленинского районного
суда города Севастополя С.В. Калганова