Дело № 2-1665/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 мая 2017 г. г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего Ивлевой О.В.
При секретаре Фалеевой А.Ю.
С участием:
Представителя истца Бударина А.В.
Представителя ответчика Фомин О.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пятигорске гражданское дело по исковому заявлению Широков А.С. к Северо-Кавказскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконным решения жилищной комиссии и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Широков А.С. обратился в суд с исковым заявлением к Северо-кавказскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконным решения жилищной комиссии и понуждении заключить договор социального найма жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Бударин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив при этом суду, что Широков А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в поисково-спасательных формированиях МЧС России. ДД.ММ.ГГГГ подал заявление начальнику Карачаево-Черкесского ПСО МЧС России о постановке на учет для получения жилой площади. Решением жилищной комиссии Государственного учреждения «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ принят на учёт очередников на получение жилья согласно выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ №. На данный момент председатель, секретарь и все члены жилищной комиссии Государственного учреждения «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», а именно: Казаринов К.А., Морозов А.А., Ничкова В.В., Машин Р.И. и Волчкова В.Н.: - работают в ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» и могут подтвердить своими показаниями достоверность указанных обстоятельств. На основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Широков А.С. и Северо-Кавказским региональным центром МЧС России, ему было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из протокола комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ № Широков А.С. был снят с учета в связи с обеспечением служебным жилым помещением, однако не был оповещен об этом. ДД.ММ.ГГГГ Широков А.С. обратился в жилищную комиссию Северо-Кавказского регионального центра МЧС России с просьбой заключить с ним и членами его семьи, а именно: супругой, Широкова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ дочерью, Широкова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ и сыном. Широков Р.А. ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма на жилое помещение, занимаемое им по договору найма служебного жилого помещения. Однако, согласно выписке из протокола жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Своё решение комиссия основывала на том, что его заявления о постановке на учёт от ДД.ММ.ГГГГ в учётном деле не имеется, в то время, как оно представлено на 49 странице копии учетного дела, выданной Широков А.С. жилищной комиссией Северо-Кавказского регионального центра МЧС России, а также, именно на основании него жилищной комиссии Государственного учреждения «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» Широкова был принят на учёт очередников на получение жилья.
Считает решения жилищных комиссий Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» и Северо-Кавказского регионального центра МЧС России необъективными и противоречащими законодательству, так как ни в первом, ни во втором случаях комиссиями не были исследованы фактические обстоятельства дела. ДД.ММ.ГГГГ стало известно, что занимаемое Широков А.С. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; - отнесено приказом СК РЦ МЧС России от 26.03.2014 № 82 к специализированному жилищному фонду. Однако, данный приказ не соответствует положениям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, регламентирующим правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Пункт 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, гласит, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам найма жилого помещения, а оспариваемое жилое помещение распределено Широков А.С. в соответствии с решением жилищной комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 10.07.2013 № 21. Данных о том, что на момент распределения Широков А.С. указанного жилого помещения оно было отнесено к специализированному жилищному фонду, не имеется. Пункт 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42. гласит, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, усматривается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не отнесено к специализированному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством, следовательно, не является служебным жилым помещением, т.е. было распределено Широков А.С. из жилищного фонда социального использования. В настоящее время отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого жилого помещения служебным. Аналогичная правовая позиция была высказана Верховным Судом РФ в определении от 23.06.2006г. по делу№ 35-В06-12. Следовательно, указанное жилое помещение является жилым помещением из фонда социального использования, а в соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения.
Представитель ответчика, Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Фомин О.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил Широков А.С. в удовлетворении иска отказать в полном объеме, пояснив при этом суду, что в соответствии с пунктом 2 порядка учета в системе МЧС России спасателей, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утверждённого приказом МЧС России от 12.01.2012 № 6, учет спасателей МЧС России, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями, создаваемыми в региональных центрах для учета спасателей, работающих в учреждениях и организациях, подчиненных региональным центрам, и их филиалах. Согласно п. 15 вышеуказанного Порядка состоять на учете для получения жилых помещений по договору социального найма имеют право лишь те спасатели МЧС России, которые стали на учет до 01.03.2005. Вопросами обеспечения жилыми помещениями спасателей в 2003 году занимались жилищные комиссии, образованные в поисково-спасательных отрядах по месту работы спасателей. С 01.10.2011 функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению приказом МЧС России от 25.07.2011 № 398 были возложены на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности», а с 01.05.2015, согласно приказу МЧС России от 27.04.2015 № 207 - на региональные центры МЧС России. 19.10.2015 Широков А.С. обратился с заявлением в жилищную комиссию регионального центра с просьбой о заключении с ним договора социального найма на занимаемое им служебное помещение. По данному заявлению жилищной комиссией регионального центра вынесен отказ, оформленный протоколом от 01.11.2015 № 2. Свою позицию комиссия основывала на решении Госэкспертизы от 13.09.2013 (протокол № 31) о снятии Истца с учета в связи с предоставлением ему служебного жилого помещения. Правовые основания для принятия иного решения у жилищной комиссии регионального центра отсутствовали. В настоящий момент жилищное дело Широков А.С. в соответствии распоряжением регионального центра от 24.03.2017 № 74 передано в Южный региональный центр МЧС России.
Представитель 3-го лица ФГКУ «СК РПСО МЧС России», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обратившись к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФГКУ «СК РПСО МЧС России».
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что требования истца Широков А.С. основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Широков А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в поисково-спасательных формированиях МЧС России.
Решением жилищной комиссии Государственного учреждения «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ принят на учёт очередников на получение жилья, что подтверждается выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между Широков А.С. и Северо-Кавказским региональным центром МЧС России, Широков А.С. было распределено жилое помещение по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Широков А.С. снят с учета в связи с обеспечением служебным жилым помещением, что подтверждается выпиской из протокола комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ №
ДД.ММ.ГГГГ Широков А.С. обратился в жилищную комиссию Северо-Кавказского регионального центра МЧС России с заявлением о заключении с ним и членами его семьи договора социального найма на жилое помещение, занимаемое им по договору найма служебного жилого помещения.
Однако, согласно выписке из протокола жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Широков А.С. было отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Предоставление жилых помещений по договору социального найма направлено на реализацию одного из основных прав, предусмотренных Конституцией РФ - права граждан на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
По договору социального найма жилое помещение предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Причем их правовое положение как очередников отличается по сравнению с теми гражданами, которые были поставлены на учет после 01.03.2005 года. Для первых не имеет значения изменение их материального положения, для последних это обстоятельство предусмотрено в качестве самостоятельного основания для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ указано, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Вышеназванная правовая норма устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
На основании указанных норм закона, суд приходит к выводу о том, что в данном случае отсутствовали правовые основания для снятия Широков А.С. с учета очередников на получение жилья.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Распределение служебного помещения не является основанием для отказа в признании нуждающимся в получении жилья по договору социального найма.
Таким образом, при вынесении решения об отказе в признании Широков А.С. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма комиссией Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» была нарушена установленная законодательством Российской Федерации процедура, в связи с чем, данное решение является незаконным и подлежит отмене.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Из ч. 1 ст. 672 ГК РФ следует, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 673 ГК РФ и ст. 62 ЖК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
В силу статьи 30 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «»Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти органов исполнительной власти объектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации, за счет государственного муниципального или ведомственном жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Статьей 5 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» предусмотрено предоставление гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, жилых помещений жилищного фонда края осуществляется по следующим нормам предоставления площади жилых помещений: не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; не менее 42 квадратных метров общей площади жилого помещения - на семью из двух человек; не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего гражданина.
Для Широков А.С. и членов ее семьи (супруга - Широкова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ дочь - Широкова Е.А. ДД.ММ.ГГГГ и сын - Широков Р.А. ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления жилого помещения составляет не менее <данные изъяты> кв. м.
На данный момент, по договору найма служебного жилого помещения Широков А.С. с семьёй занимаем квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м..
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 17.04.2013 № 5-АПГ13-8 указал, что анализ положений статей 50-59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.
В установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, а также в случае отсутствия в жилищном фонде края незаселенных жилых помещений общей площадью, соответствующей норме предоставления площади жилых помещений, с согласия гражданина ему предоставляется жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилых помещений, но не более чем в два раза, при его наличии.
В случае отсутствия в жилищном фонде края незаселенных жилых помещений общей площадью, соответствующей норме предоставления площади жилых помещений либо превышающей норму предоставления площади жилых помещений не более чем в два раза, с согласия гражданина ему предоставляется жилое помещение общей площадью меньше нормы предоставления площади жилых помещений, но не менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, при его наличии. При этом такой гражданин продолжает состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении жилищного фонда края.
Также, ст. 5 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» указано, что при определении общей площади предоставляемого жилого помещения жилищного фонда края учитываются: площадь жилого помещения, находящегося в собственности гражданина; площадь жилого помещения, принадлежавшая на праве собственности или ином законном основании гражданину до совершения действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в течение пяти лет, предшествующих предоставлению гражданину жилого помещения жилищного фонда края, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых им жилых помещений или их отчуждению; право граждан на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как пояснил в судебном заседании представитель истца, Широков А.С. и члены его семьи жилья принадлежащего на праве собственности не имеют.
Судом также установлено, что занимаемое Широков А.С. жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>, отнесено приказом СК РЦ МЧС России от 26.03.2014 № 82 к специализированному жилищному фонду.
Однако, данный приказ не соответствует положениям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, регламентирующим правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Пункт 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, гласит, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам найма жилого помещения, а оспариваемое жилое помещение распределено Широков А.С. в соответствии с решением жилищной комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 10.07.2013 № 21.
Данных о том, что на момент распределения Широков А.С. указанного жилого помещения оно было отнесено к специализированному жилищному фонду суду не представлено.
В соответствии с п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, решение об отнесении жилого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Однако, орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не располагает данными об отнесении жилого помещения, расположенного по адресу: СК, <адрес>, к специализированному жилищному фонду, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственною регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду является ограничением прав на недвижимое имущество, следовательно оно подлежит обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Пункт 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, гласит, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что жилое помещение расположенное по адресу: СК, <адрес> не отнесено к специализированному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством, следовательно, не является служебным жилым помещением, т.е. было распределено Широков А.С. из жилищного фонда социального использования.
В настоящее время отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого жилого помещения служебным. Аналогичная правовая позиция была высказана Верховным Судом РФ в определении от 23.06.2006г. по делу № 35-В06-12.
Следовательно, указанное жилое помещение является жилым помещением из фонда социального использования, а в соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования является основанием для заключения договора социального найма жилого помещения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Широков А.С. удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», отражённое в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и отменить его.
Восстановить Широков А.С. в очереди в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с момента постановки его на учёт, с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать решение жилищной комиссии Северо-Кавказского регионального центра МЧС России, отражённое в протоколе от 01.11.2015 № 2, незаконным и отменить его.
Обязать Северо-Кавказский региональный центр МЧС России заключить с Широков А.С. и членами его семьи договор социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья О.В. Ивлева