Решение по делу № 2-17/2020 (2-519/2019;) ~ М-539/2019 от 11.11.2019

Дело № 2-17/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево                                         17 января 2020 года

    Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии представителей истца Вылегжаниной А.Г., Ганеулиной Ю.В., представителей ответчика Коновалова Н.Р., Сунгатова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФБУ «Российский центр защиты леса» в лице филиала ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Республики Бурятия» к Прибайкальской районной администрации о признании постановления Прибайкальской районной администрации об отмене Постановления Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка ФБУ «Российский центр защиты леса» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании Прибайкальской районной администрации провести комплекс мероприятий по размежеванию земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с иском ФБУ «Российский центр защиты леса» в лице филиала ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Республики Бурятия», просит признать незаконным постановление Прибайкальской районной администрации об отмене Постановления Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка ФБУ «Российский центр защиты леса» от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Прибайкальскую районную администрацию провести комплекс мероприятий по размежеванию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с целью приведения его в соответствие с нормативно-правовыми актами.

Исковые требования мотивированны следующим. Указанный земельный участок был предоставлен Учреждению на основании постановления Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ в постоянное (бессрочное) пользование. Постановлением администрации МО «Туркинское» сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка на «строительство тренировочного центра».

Согласно акта административного обследования объектов земельных отношений, выданного Государственным земельным надзором Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок частично, площадью 19 кв.м., расположен в границах береговой полосы озера Байкал, в связи с чем предоставление земельного участка было осуществлено с нарушением норм законодательства и предложено ответчику привести его в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В связи с изложенным, истец полагает, что ответчик должен провести комплекс мероприятий по размежеванию земельного участка, установлению новых координат и характерных точек границ земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Вылегжанина А.Г., по доверенности, исковые требования поддержала, согласно доводов, изложенных в иске. Полагала, что исходя из требований Россресстра ответчик должен был не изъять участок, а привести его в соответствии с законодательством.

Представитель истца Ганеулина Ю.В., по доверенности, в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, просила исковое заявление удовлетворить. Суду пояснила, что в обжалуемом постановлении не указаны ссылки на закон, в соответствии с которым принято данное решение. Земельный участок находится в федеральной собственности, а не в муниципальной. Предоставление земельного участка под строительство тренировочного центра не противоречит виду его использования.

Представитель ответчика Коновалов Н.Р., по доверенности, в судебном заседании, возражал против доводов иска, суду пояснил, что земельный участок находится в прибрежной полосе оз. Байкал, частично в береговой полосе, в связи с чем предоставление его под строительство незаконно.

В судебном заседании представитель ответчика Сунгатов А.С., по доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что земельный участок находится в Центральной экологической зоне, рекреационной зоне, где установлен особый порядок использования земельных участков, в том числе запрещено строительство объектов недвижимости не связанных в размешенным видом его использования.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходи к следующим выводам.

Установлено, что постановлением Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.1 ст. 20 Земельного кодекса РФ предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФБУ «Российский центр защиты леса» земельный участок из земель населенных пунктов МО «Прибайкальский район» с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, под строительство тренировочного центра с гостиничным комплексом.

ДД.ММ.ГГГГ ФБУ «Российский центр защиты леса» зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок.

Постановлением Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ в целях приведения правовых актов в соответствие с требованиями земельного законодательства указанное выше постановление отменено.

    Постановлением администрации МО «Туркинское» СП от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка с «строительство тренировочного центра с гостиничным комплексом» на «строительство тренировочного центра».

Из акта административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Бурятия ГРВ на основании задания административного обследования ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . В результате административного обследования установлено, что указанный земельный участок частично (площадь <данные изъяты> кв.м) расположен в границах береговой полосы оз. Байкал.

Свидетель ГРВ в судебном заседании показал, что им как должностным лицом было проведено административного обследование земельного участка и составлен акта от ДД.ММ.ГГГГ о том, что частично земельный участок (площадь <данные изъяты> кв.м) расположен в границах береговой полосы оз. Байкал. Иные нарушения им установлены не были.

Согласно ч.1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2).

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (ч.6).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств (ч.8 в редакции Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ).

Часть 8 ст. 6 ВК РФ в редакции, действующей на момент предоставления земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования истцу, устанавливала, что каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

Согласно ч.1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о недопустимости предоставления земельных участков береговой полосы оз. Байкал в собственность, аренду либо на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей строительства капитального объекта недвижимости (в данном случае строительство тренировочного центра), поскольку повлечет возможность ограничения доступа граждан к землям общего пользования.

Тот факт, что лишь часть земельного участка расположена в границах береговой полосы оз. Байкал не свидетельствует о незаконности обжалуемого постановления Прибайкальской районной администрации, поскольку в настоящее время разделение земельного участка, выделение его части не произведено.

Кроме того, как следует из материалов дела указанный земельный участок расположен в зоне Р – зона рекреационного назначения, с особыми условиями видов разрешенного использования, согласно градостроительного плана земельного участка, карты градостроительного зонирования <адрес>. Также установлено, что земельный участок расположен в границах прибрежной защитной полосы оз. Байкал.

В соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ч.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.

При включении оз. Байкал и прилегающей к нему территории в Список всемирного наследия, государством разработана и представлена Комиссии ЮНЕСКО комплексная федеральная программа по обеспечению охраны озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25.11.1994 №1306. В указанной программе сформулированы основные цели, задачи и пути решения вопросов по охране уникальной экологической среды озера, гарантированные перед мировым сообществом.

Программой предусмотрено, что стабилизация и частичное улучшение экологической обстановки возможно только при снижении негативного воздействия на отдельные природные сферы, особенно в тех районах, где велика уязвимость экосистем.

С учетом особого влияния на экосистему озера Байкал Центральной экологической зоны, включающей озеро Байкал, водоохранную зону, особо охраняемые природные территории, законодательством установлены особые требования к осуществлению деятельности в границах данной зоны.

Ограниченными в обороте являются земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, в данном случае Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, за исключением 5 урбанизированных городов – Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Севробайкальск (из анализа положений Решения XX Сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, состявшегося в Мериде (Мексика) 2-7 декабря 1996 г. (параграф 754), Распорядение Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. №1641-р, Фз «Об охране озера Байкал»).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему, в том числе запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 6).

В соответствии с Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 запрещается в том числе строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ пользование земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах гражданами и юридическими лицами осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, нахождение земельного участка, расположенного на территории <адрес> в Центральной экологической зоне озера Байкал, водоохраной зоны (прибрежной полосе и частично в границах береговой полосы) влечет ограничения в использовании такого участка. Предоставление в пользование земельных участков гражданам и юридическим лицам в указанной зоне для целей, связанных со строительством, запрещено законом и влечет за собой нарушение прав граждан на охрану окружающей среды, а также оказывает негативное воздействие на экосистему озера Байкал, имеющих приоритетное значение.

Использование земельного участка в центральной экологической зоне Байкальской природной территории для целей не связанных с видом разрешенного использования противоречит федеральному законодательству о режиме центральной экологической зоне Байкальской природной территории и порядку ее застройки.

Более того, поскольку земельный участок находится в водоохраной зоне оз. Байкал, находится в федеральной собственности, у администрации не было полномочий для принятия постановления о предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование истцу.

Доводы представителей истца о том, что ранее в ДД.ММ.ГГГГ г. при рассмотрении дел об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.8 КоАП РФ в отношении ФБУ «Российский центр защиты леса» иные нарушения, кроме неиспользования земельного участка, предназначенного под строительство, не выявлены, не имеют значения для рассмотрения настоящего гражданского дела, более того, сам факт нарушения, выявленного ДД.ММ.ГГГГ результате административного обследования стороной истца не оспаривается.

При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок был предоставлен истцу с нарушением норм действующего, как на момент предоставления земельного участка, так и действующего в настоящее время, законодательства оснований для признания постановления Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не имеется.

Разрешая исковые требования об обязании Прибайкальской районной администрации провести комплекс мероприятий по размежеванию земельного участка, суд полагает, что поскольку истец утратил право пользования спорным земельным участком, ФБУ «Российский центр защиты леса» не правомочно заявлять указные требования, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в указанной части следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФБУ «Российский центр защиты леса» в лице филиала ФБУ «Рослесозащита» - «ЦЗЛ Республики Бурятия» к Прибайкальской районной администрации о признании постановления Прибайкальской районной администрации об отмене Постановления Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка ФБУ «Российский центр защиты леса» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, об обязании Прибайкальской районной администрации провести комплекс мероприятий по размежеванию земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.

Судья                                        Ю.Ю. Туравинина

Решение в окончательной форме изготовлено 22 января 2020 года.

Судья                                     Ю.Ю. Туравинина

2-17/2020 (2-519/2019;) ~ М-539/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федеральное бюджетное учреждение " Российский центр защиты леса" филиал ФБУ " Рослесозащита"
Ответчики
Прибайкальская районная администрация
Другие
Ганеулина Юлия Викторовна
Вылегжанина Анна Гаврииловна
Коновалов Николай Романович
Сунгатов Александр Сергеевич
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Туравинина Юлия Юрьевна
Дело на странице суда
pribaikalsky--bur.sudrf.ru
11.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2019Передача материалов судье
14.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2019Подготовка дела (собеседование)
09.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2019Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2020Дело оформлено
30.06.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее