Решение по делу № 2-2/2015 (2-560/2014;) от 16.06.2014

Дело № 2- 2 /2015

Решение

Именем Российской Федерации

24 июня 2015 года г. Дербент

Дербентский районный суд РД в составе:

председательствующего судьи Курбанова К.А.

при секретаре Сулеймановой К.С.,

с участием прокурора Рагимова Р.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Арго+» о взыскании вреда причиненного окружающей среде вследствие самовольного пользования недрами -18 020 710 рублей и вследствие порчи почвы -2547628 рублей

У С Т А Н О В И Л:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Арго+» о взыскании вреда причиненного окружающей среде вследствие самовольного пользования недрами -18 020 710 рублей и вследствие порчи почвы -2547628 рублей, а всего 20 568 338 рублей в бюджет муниципального района «Дербентский район» по тем основаниям, что Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании п.3.8 решения коллегии прокуратуры Республики Дагестан от 25.02.2014 «Об итогах работы органов прокуратуры Республики Дагестан по укреплению законности и правопорядка за 2013г. и мерах по совершенствованию надзорной деятельности в 1 полугодии 2014г.»; задания прокурора Республики Дагестан от 31.03.2014 № 7/2-37-2014; приказа прокуратуры Республики Дагестан, МВД по Республике Дагестан, Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан, УФНС России по Республике Дагестан, Управления Росреестра по Республике Дагестан, Кавказского управления Ростехнадзора, Управления по недропользованию по Республике Дагестан и Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан без даты №134/1438/97/188-03- 8/921/п/162/52/63/187 «О создании межведомственной рабочей группы по организации и проведению проверок исполнения законов об охране окружающей среды и природопользовании при добыче общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Дагестан»; плана рейдовых межведомственных мероприятий Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, прокуратуры г. Дербента, ОМВД России по Дербентскому району, ЗКТУ Росрыболовства и Управления Росприроднадзора по РД по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений в сфере недропользования и охраны водных биологических ресурсов в пределах административной территории Дербентского района от 27 марта 2014 года; плана рейдовых мероприятий Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, ОГ СЭБ ФСБ России по СКФО, СЭБ УФСБ России по РД, ВОГ МВД РФ в РД по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и правонарушений на объектах недропользования, расположенных в Дербентском районе от 27 марта 2014 года, проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды при осуществлении недропользования ООО «Арго+», в процессе которой установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Арго+» (далее ООО «Арго+») в период с 2013 г. по 22 апреля 2014 года, используя выданные Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ООО «Арго+» отдельные составные части лицензии на право пользования недрами установленной формы бланк лицензии МАХ 01140 ТЭ; соглашение об условиях пользования недрами на участке строительных песков ООО «Арго+»; обзорную карту расположения участка строительных песков ООО «Арго+»; ситуационный план расположения участка строительных песков ООО «Арго+» и ничтожное постановление администрации Дербентского района от 16.12.2009 № 319 для создания видимости правомерности своих действий по осуществлению недропользования, в нарушение требований действующего законодательства: ст.25.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», в соответствии с которой земельные участки для проведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством и настоящим Законом с образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах, и земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода; ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса; ст. ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которыми права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права, самовольно без решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка, проведения его кадастрового учета, заключения договора аренды и его регистрации в ЕГПР, занял земельный участок категории земель особо охраняемых территорий и объектов федеральной собственности, расположенный на территории сельского поселения «сельсовет Моллакентский» в Дербентском районе Республики Дагестан, на побережье Каспийского моря, в границах его водоохраной зоны, в пределах курортной зоны федерального значения, установленной постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения», во 2 зоне округа ее санитарной охраны, определенной постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 1 ".05.1993 №498 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан», и в нарушение требований Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», в соответствии с которым предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ч.1 ст. 11); лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. (ч.2 ст. 11); в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (ч.1 ст.7); предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых течек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (ч.З ст. 7 ); пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (ч.4 ст.7); Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.8 ст.7); лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в числе других, указание границ участка недр, предоставляемого в пользование (п.З 4.1 ст. 12), указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами (п.4    ч.1 ст. 12); лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону (ч.2 ст. 12); Закона Республики Дагестан от 09.11.1999 № 17 «О недрах», согласно которому    горный отвод - геометризованный блок недр, предоставляемый для добычи полезных ископаемых (соответствующий части или всему объему месторождения полезных ископаемых), строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Горный отвод устанавливает пространственное положение и технические границы объекта недропользования и определяет комплекс технических требований, обеспечивающих выполнение условий пользования недрами в части рационального их использования и охраны, безопасного ведения работ и охраны окружающей среды; участки недр, предоставляемые в пользование, могут иметь статус горного или геологического отвода (ч.1 ст. 1); предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, выдаваемой уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан (ч.З ст.З); статус горного отвода предоставляется участку недр для добычи полезных ископаемых и определяется в установленном законом порядке (ч.2 ст.9); постановления Правительства Республики Дагестан от 02.11.2011 № 383 «Об утверждении Положения о порядке оформления, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, в том числе используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Республики Дагестан», согласно которому предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (п.2.1); лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем ранее оговоренных условий (п.2.2); постановления Правительства РФ от 13 35.2012 № 429 «Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование», которым определено, кто установление границ участков недр осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения (подп. «б» п.2); описание границ участка недр включается в лицензию на пользование недрами в качестве ее -неотъемлемой составной части (п.З); границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. В описании границ участков недр, предоставляемых в пользование с правом добычи полезных ископаемых, указываются также верхняя и нижняя границы в контуре месторождения полезного ископаемого (п.4); Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР РФ С".02.1998 № 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 № 58) (ред. от 13.07.2006) далее Инструкция) предусмотрено, которой установлено, при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода.. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части (п.4); добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ. Самовольное пользование недрами прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами (п.5); границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства (п. 13); предварительные границы горного отвода указываются в географической системе координат, а уточненные границы горного отвода указываются в условной системе прямоугольных координат, принятых в установленном порядке (п. 15); горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода (п. 16); для получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, пользователь недр представляет.. .письмо заявку), проект горного отвода и приложения (п.23), самовольно: без получения лицензии на право пользования недрами на указанном участке недр, расположенном за пределами участка недр, предусмотренного выданными ООО «Арго+» отдельными составными частями лицензии на право пользования недрами МАХ 01140 ТЭ, а также получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), дающих право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией МАХ 01140 ТЭ, и документов с указанием границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, которые являются неотъемлемыми составными частями лицензии на право пользования недрами осуществил с применением погрузчика «LINGONG LG 952 Н» под управлением ФИО11, не состоявшегося в трудовых и письменных договорных отношениях с ООО «Арго+», на указанном земельном участке на площади 9330 кв.м, добычу общераспространенного полезного ископаемого - морского строительного песка, общим объемом 21540 куб. м. со стоимостью по средним ценам 18020710 руб.

В судебном заседании Прокурор Рагимов Р.Т. иск поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.

Ответчик – Генеральный директор ООО «Арго+» ФИО7 иск не признал пояснив, что ООО «Арго+» осуществлял недропользование на вышеуказанном земельном участке на основании лицензии.

Руководитель РОСПРИРОДНАДЗОРА в РД ФИО8 на судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РД – И.О. руководителя данного ведомства ФИО9 считает требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица администрации МР « Дербентский район» Шихалиев Р.Б. просит принять по делу основанное на законе решение. При этом пояснил, что постановлением администрации Дербентского района №319 от 16.12.2009 ООО «Арго+» предоставлен в аренду земельный участок из состава земель запаса Дербентского района с кадастровым номером общей площадью 5,0 га сроком на 10 лет для разработки песчаного карьера.

Между обществом и администрацией Дербентского района заключен договор аренды земельного участка № 14 от 16.12.2009 с кадастровым номером общей площадью 5,0 га сроком на 10 лет. Государственная регистрация договора аренды отсутствует.

На основании указанного постановления №319 от 16.12.2009 и договора аренды земельного участка № 14 от 16.12.2009, а также иных необходимых документов, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан обществу выдана лицензия на право пользования участками недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также в целях строительства подземных сооружений серии МАХ номер 01140 вид лицензии ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча строительных песков.

Постановлением администрации Дербентского района №265 от 30.05.2011 в целях приведения ненормативных актов в соответствие с Законом РФ «О недрах» и Законом РД «О порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых» пункт 1 постановления главы администрации Дербентского района № 319 от 16.12.2009 «О предоставлении земельного участка для разработки песчаного карьера» в аренду сроком на 10 лет признан недействительным.

ООО «Арго+», считая, что оспариваемый ненормативный акт нарушает его права, поскольку отменяет правоустанавливающий документ на земельный участок и препятствует заявителю в реализации своих прав на земельный участок, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда РД от 07 ноября 2014 года в удовлетворении требований отказано.

Решением Арбитражного суда РД от 09 апреля 2015 года в удовлетворении иска ООО «Арго+» к администрации Дербентского района о признании неправомерным уклонения ответчика от государственной регистрации договора аренды земельного участка от 16.12.2009 г. №14 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и зарегистрировать договор аренды земельного участка 16.12.2009 г. №14 отказано.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что использование земельного участка в целях добычи морского строительного песка за указанный период времени ООО «Арго+» осуществило вопреки требованиям действующего законодательства Российской Федерации о его целевом назначении в соответствии с его принадлежностью к установленной категории земель и виде разрешенного использования, а также режима водоохраной зоны водных объектов, Конституции Российской Федерации, которым предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 ст.36);

ст.7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и ст. 10 Закона Республики Дагестан от 09.11.1999 № 17 «О недрах», в силу которых пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды;

ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которой предусмотрено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим (ч.1); запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной (ч.2); пункта 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, которым в числе основных принципов земельного законодательства закреплены: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подп.2) ; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп. 6); деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп.8);

ст. 96 Земельного кодекса РФ, которой установлено, что земли лечебно- оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан (п.1); в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.2);

Преамбулы и статьи 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. № 26- ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ), из которых следует, что округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебнооздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения;

статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ, которой определено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны (п.1); границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2); в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (п.З);

Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425, которым предусмотрено, что на территориях округов санитарной и горно- унитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов гедерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий (п. 10); на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта; строительство транзитных автомобильных дорог; на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (п. 14);

статьи 87 Земельного кодекса РФ, которой определено, что земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (п.1); особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий (п.2);

статьи 88 Земельного кодекса РФ, согласно которой землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1); организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель (п.4);

раздела 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 N П/49, которым установлено, что кгруппировкам видов использования земель промышленности и иного специального назначения относятся земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель;

ст.65 Водного кодекса РФ, которой определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч.1); ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров (ч.8); в границах водоохранных зон запрещаются: движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п.4 ч.15); разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах") (п.8 ч. 15).

Из совместного акта Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры и Управления Росприроднадзора по РД от 27.03.2014 и приложенной к ней схемы, составленных с участием специалистов и в присутствии представителя ООО «Арго+»; материалов дела об административном правонарушении ОМВД России по Дербентскому району в отношении ФИО11 по ч.1 ст. 12.7 и ч.2 ст. 12.2 КоАП РФ усматривается, что 27 марта 2014 года ООО «Арго+» с использованием погрузчика «LINGONG LG 952 Н» без государственных регистрационных знаков под управлением ФИО11 на территории сельского поселения <адрес>, на побережье Каспийского моря в пределах курортной зоны федерального значения, на основании лицензии на право пользования недрами МАХ 01140 ТЭ, выданной Минприроды Республики Дагестан и зарегистрированной 22.12.2009 в реестре за № УН-02-2124, осуществляла добычу песка; разработан участок недр на площади примерно 0,25 га. на глубину примерно 3 метра; расстояние от берега Каспийского моря до ближайшей границы разработанного участка недр составляет 134 м. ; работающий погрузчик на момент проверки находился в географических координатах: X 42 гр. 58 мин. 20сек., У 47 гр. 26 мин. 12 сек.

Факт осуществления добычи песка в указанном месте подтвердил в своих объяснениях водитель погрузчика ФИО11

Согласно материалам дела об административном правонарушении ЗКТУ Росрыболовства в отношении ФИО11 по 4.1 ст. 8.42 КоАП РФ и совместному акту    помощника Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО12, старшего госинспектора Дербентского межрайонного отдела ЗКТУ Росрыболовства ФИО22. и заведующего отделом общей гигиены ТО Управления Роспотребнадзора по РД в ". Дербенте ФИО13 и приложенной к нему фототаблицы 31.03.2014 ООО «Арго+» с использованием вышеуказанного погрузчика продолжала добычу песка в указанной местности. Деятельность по недропользованию ООО Арго+» осуществляется с нарушением требований законодательства о животном мире, природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Схема расположения границ земельного участка, на котором осуществляется недропользование, свидетельствует об его использовании населением для лечебно-оздоровительных целей. Осуществление указанной хозяйственной деятельности угрожает причинением ущерба природным ресурсам, з т.ч. водному объекту -Каспийскому морю, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на равный доступ к местам отдыха и лечебных процедур.

По объяснениям ФИО14 от 09.04.2014, ФИО15, ФИО16, ФИО17 и ФИО18, ООО «Арго+» с 2013 г. до 09.04.2014 осуществляла добычу песка возле <адрес>, однако жители села 09.04.2014 перерыли подъездную дорогу к карьеру и приостановили в этот день добычу песка из-за негативного воздействия деятельности по разработке карьера и перевозке песка на окружающую среду.

22.04.2014 при очередном выезде на место осуществления недропользования на указанном карьере обнаружены погрузчик и ожидавшие очередь на погрузку песка грузовые автомашины.

Из объяснений водителя погрузчика ФИО11 видно, что он по устной договоренности с директором ООО «Арго+» работает на погрузчике на указанном карьере. Карьер работает ежедневно. 22.04.2014 он погрузил песок в автомашину с данного карьера.

В своем объяснении водитель автомашины «ЗиЛ» за регистрационными номерами ФИО19 пояснил, что он 22.04.2014 на указанном карьере погрузил песок за 1 тыс. руб., ему выписали квитанцию о получении денег за песок.

Из квитанции к приходному кассовому ордеру № 17 от 22.04.2014 ООО «Арго+» следует, что от «Н 741 АА» на основании лицензии 01140 ТЭ МАХ приняты деньги, однако сумма денег не указана.

Согласно акту Управления Росприроднадзора по РД от 22.04.2014, расчету причиненного землям ущерба, акту установления границ отработанного участка карьера от 25.04.2014, заключению Минприроды РД от 28.04.2014 и приложенным к ним другим документам добыча песка ООО «Арго+» осуществлена за пределами территориальных границ предусмотренного лицензией участка недр на площади 0,86 га, а объем самовольного добытого песка составляет примерно 25830 куб.м.

Как следует из заключения начальника отдела госземнадзора Управления Росреестра по РД, занятый и используемый ООО «Арго+» для добычи морского песка земельный участок является самовольно занятым и используемым без правоустанавливающих документов; земельный участок с кадастровым номером 15:08:000113:103 зарегистрирован в качестве базы отдыха ООО «Хрусталик».

Из полученных в администрации Дербентского района документов следует, что постановлением администрации Дербентского района от 16 декабря 2009 года № 319 «О предоставлении земельного участка для разработки песчаного карьера» ООО «Арго+» был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 5.0 га на срок 10 лет, кадастровый номер , для разработки песчаного карьера; 16.12.2009 между администрацией Дербентского района и ООО «Арго+» был заключен договор аренды указанного земельного участка площадью 5,0 га.

В последующем постановлением администрации Дербентского района от 30 мая 2011 года № 265 «Об отмене п.1 Постановления администрации Дербентского района от 16 декабря 2009 года № 319» признан недействительным пункт 1 постановления администрации Дербентского района от 16 декабря 2009 года № 319 «О предоставлении земельного участка для разработки песчаного карьера» в аренду сроком на 10 лет.

Согласно выписке из ЕГРП от 15.04.2014 № 01/003/2014-1739 земельный участок с кадастровым номером относится к федеральной собственности, о чем в ЕГРП произведена запись о регистрации права Российской Федерации.

Сведений о государственной регистрации права на земельный участок, на котором осуществлялось недропользование, ООО «Арго+» не представлено.

ООО «Арго+», считая, что оспариваемый ненормативный акт нарушает его права, поскольку отменяет правоустанавливающий документ на земельный участок и препятствует заявителю в реализации своих прав на земельный участок, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда РД от 07 ноября 2014 года в удовлетворении требований отказано.

постановлением администрации Дербентского района №319 от 16.12.2009 ООО «Арго+» предоставлен в аренду земельный участок из состава земель запаса Дербентского района с кадастровым номером общей площадью 5,0 га сроком на 10 лет для разработки песчаного карьера.

Между обществом и администрацией Дербентского района заключен договор аренды земельного участка № 14 от 16.12.2009 с кадастровым номером общей площадью 5,0 га сроком на 10 лет. Государственная регистрация договора аренды отсутствует.

На основании указанного постановления №319 от 16.12.2009 и договора аренды земельного участка № 14 от 16.12.2009, а также иных необходимых документов, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан обществу выдана лицензия на право пользования участками недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также в целях строительства подземных сооружений серии МАХ номер 01140 вид лицензии ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча строительных песков.

Постановлением администрации Дербентского района №265 от 30.05.2011 в целях приведения ненормативных актов в соответствие с Законом РФ «О недрах» и Законом РД «О порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых» пункт 1 постановления главы администрации Дербентского района № 319 от 16.12.2009 «О предоставлении земельного участка для разработки песчаного карьера» в аренду сроком на 10 лет признан недействительным.

ООО «Арго+», считая, что оспариваемый ненормативный акт нарушает его права, поскольку отменяет правоустанавливающий документ на земельный участок и препятствует заявителю в реализации своих прав на земельный участок, обратился с заявлением в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда РД от 07 ноября 2014 года в удовлетворении требований отказано.

Решением Арбитражного суда РД от 09 апреля 2015 года в удовлетворении иска ООО «Арго+» к администрации Дербентского района о признании неправомерным уклонения ответчика от государственной регистрации договора аренды земельного участка от 16.12.2009 г. №14 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и зарегистрировать договор аренды земельного участка 16.12.2009 г. №14 отказано.

Указанные решения Арбитражного суда имеют преюдициальное значение по данному делу.

Как следует из ответа Минприроды РД от 18.04.2014 № 02-953 на запрос Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры, ООО «Арго+» не обращалось за получением документов, определяющих уточненные границы горного отвода, соответственно, не имеет их.

Согласно акту установления границ отработанного земельного участка карьера по добыче строительного песка ООО «Арго+» от 25.04.2014 и заключению специалистов Минприроды РД от 28.04.2014 добыча песка ООО «Арго+» осуществлена за пределами предусмотренного лицензией участка недр.

Согласно заключению специалиста Управления Росприроднадзора по РД ООО «Арго+» предварительные границы горного отвода не уточнены, в процессе хозяйственной деятельности по добыче песка происходит загрязнение атмосферного воздуха и нарушение почвенного покрова, в процессе производственной деятельности образуются отходы 2-4 класса опасности, однако паспорта опасных отходов и порядок осуществления производственной деятельности не согласованы с Управлением Росприроднадзора по РД, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не получено, не ведется учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, производственный контроль за соблюдением выбросов вредных (загрязняющих веществ) не ведется; земельный участок, на котором осуществляется добыча песка расположен во 2 зоне санитарной охраны курортной местности, где запрещена добыча песка.

В своих объяснениях от 27.03.2014, 09.04.2014, 15.04.2014 и 22.04.2014

генеральный директор ООО «Арго+» ФИО7 подтвердил факт осуществления ООО «Арго+» недропользования на вышеуказанном земельном участке.

Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации В статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, иными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.2 названного Закона владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Из статей 2.3, 4, 10.1 и 16 Закона Российской Федерации «О недрах» ист. ст. 4, 6, 11 и 13 Закона Республики Дагестан «О недрах» следует, что вопросы распоряжения участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, относится к компетенции Республики Дагестан.

Из приведенных правовых норм следует, что добычей ООО «Арго+» общераспространенного полезного ископаемого в виде морского строительного песка с нарушением вышеизложенных требований законодательства об охране окружающей среды, в т.ч. его самовольной добычей: без документов, определяющих уточненные границы горного отвода, и документов с указанием границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, являющихся неотъемлемыми составными частями лицензии на право пользования недрами, и за пределами территориальных границ участка недр, предусмотренного лицензией, нарушены права и законные интересы Российской Федерации и Республики Дагестан на обеспечение установленного порядка предоставления недр в пользование и осуществления недропользования; установленных ограничений на пользование отдельными участками недр в целях обеспечения охраны окружающей среды; Республики Дагестан- на управление и распоряжение участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, а также предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Из информации ТУ Росимущества в РД от 31.04.2014 и приложенных к ней документов усматривается, что на основании постановления Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977г. № 105 побережье Каспийского моря от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР отнесено к курортам республиканского значения; береговая полоса побережья Каспийского моря в границах Дербентского района зарегистрирована в качестве земельных участков федеральной собственности.

В силу п.1 ст. 125, п.З ст. 214 Гражданского кодекса РФ и п.4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, утвержденного приказом Госимущества от 29.09.2009 № 278, ТУ Росимущества в Республике Дагестан осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков федеральной собственности в Республике Дагестан.

Использованием ООО «Арго+» для недропользования земельного участка федеральной собственности из категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов, расположенного в водоохраной зоне Каспийского моря, вопреки требованиям законодательства об охране окружающей среды, в т.ч. самовольным использованием, снятием и уничтожением плодородного слоя почвы, нарушены права и законные интересы Российской Федерации на обеспечение установленного порядка предоставления земельных участков, "елевого назначения и вида разрешенного использования земель, режима «использования водоохранных зон водного объекта и на распоряжение земельным участком федеральной собственности, а также предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере че меньшем, чем такие доходы.

Из ст. 1064 ГК РФ, ст. ст. 77, 78 и 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и рушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны сгружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

В силу ст.51 Закона Российской Федерации «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской "Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564, в соответствии с которыми Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, 1ВЛЯЮЩИМСЯ в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства РД от 29.03.2007 № 85 (ред. от 11.03.2014), уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление фондом недр и регулирование отношений недропользования, произведен расчет размера вреда, причиненного ООО «Арго+» самовольным недропользованием на участке недр местного значения, который составляет 18020710 руб.

Согласно пункту 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений (ч.1); приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч.З).

Размер вреда, причиненного ООО «Арго+» почвам при осуществлении самовольного недропользования, исчислен Управлением Росприроднадзора по Республике Дагестан в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, чиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной сказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 08.07.2010 № 238, и составляет 2547628 руб.

Как разъяснено в п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за рушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при решении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, лам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью - статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Частью 6 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Непоступлением средств в счет возмещения причиненного недрам и землям вреда в доходную часть бюджета муниципального района «Дербентский район» причиняются убытки его бюджету, соответственно нарушаются его права и интересы, в связи с чем, причиненный недрам и почве ущерб на общую сумму 20 568 338 руб. подлежит взысканию в доход бюджета МР «Дербентский район» по месту причинения вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Арго+» в бюджет муниципального района «Дербентский район» вред причиненный окружающей среде вследствие самовольного пользования недрами - 18 020 710 рублей и вследствие порчи почвы - 2547628 рублей, а всего 20 568 338 рублей (двадцать миллионов пятьсот шестьдесят восемь тысяч триста тридцать восемь) рублей и госпошлину в доход государства в размере 60 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РД в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения суда через районный суд.

Судья К.А.Курбанов

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате 29 июня 2015 г.

2-2/2015 (2-560/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "Арго+"
Другие
Администрация МР "Дербентский район"
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
derbent-rs.dag.sudrf.ru
16.06.2014Передача материалов судье
16.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2014Судебное заседание
30.07.2014Судебное заседание
03.06.2015Производство по делу возобновлено
18.06.2015Судебное заседание
24.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее