63RS0№-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при секретаре Комоновой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> в интересах Тормина А. Ю. к Администрации г. о. Самара, Департаменту управления имуществом г. о. Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах Тормина А.Ю. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Тормин А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о.Самара, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Одинокая мать Тормина А.Ю. – Тормина О.А., решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении сына.
Распоряжением первого заместителя главы администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Тормин О.А. включен в список-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара, в соответствии с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации своего права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма Тормин А.Ю. обратился в администрацию г.о. Самара и поставлен на соответствующий учет в 2015 году. До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке Тормину А.Ю. не предоставлено, чем нарушаются его права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Тормину А. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Сидорова В.В. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Тормин А.Ю. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явились, представили письменные возражения, в которых в удовлетворении требований прокурора просили отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителей.
Представитель Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Департамента семьи, опеки и попечительства администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных требований, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4,5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ч.9 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
В силу ст.ст.5,6,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Из материалов дела следует, что Тормин А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о.Самара, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Одинокая мать Тормина А.Ю. – Тормина О.А., решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении сына.
Распоряжением первого заместителя главы администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Тормин О.А. включен в список-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара, в соответствии с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Тормин А.Ю. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, ул. <адрес>
Из ответа на запрос АО «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тормин А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., строений и приватизированного жилья на территории <адрес> и <адрес> не имеет (л.д. 19).
Согласно выписке из ЕГРН №КУВИ-002/2021-95805410 от ДД.ММ.ГГГГ Тормин А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилых помещений в собственности, либо на ином праве не имеет (л.д. 209).
До настоящего времени благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Тормин А.Ю. не обеспечен.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает, что требования прокурора о возложении обязанности на ответчиков предоставить Тормину А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв. м общей площади жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из ч.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.22 Устава городского округа <адрес> в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входят: Дума г.о. Самара - представительный орган г.о.Самара; Глава городского округа Самара - высшее выборное должностное лицо городского округа Самара, избираемое Думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрацию городского округа Самара; Администрация г.о. Самара - исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара; Контрольно-счетная палата городского округа Самара - постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент градостроительства г.о. Самара.
В соответствии с Уставом г.о.<адрес> органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При разрешении вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара. В свою очередь, органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции контролируют использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд считает, что Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара являются надлежащими ответчиками по указанному делу.
Доводы о том, что при предоставлении истцу жилого помещения будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не устанавливает критерий очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие таких списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске.
Довод Администрации г.о.Самара о том, что Администрация г.о.Самара не является ответчиком по делу, суд считает несостоятельным, поскольку Администрация г.о. Самара является исполнительно-распорядительным органом г.о.Самара, и именно с ней заключается соглашение о предоставлении субвенций местному бюджету из бюджета <адрес> на осуществление органом местного самоуправления государственных полномочий <адрес> по формированию специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно п.5.6 данного Соглашения Администрация г.о.Самара несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование Субвенции. Вместе с тем на Департамент управления имуществом г.о.Самара возложено осуществление функции по приобретению жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, что является одним из этапов предоставления жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в отношении обоих ответчиков.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Тормина А. Ю. к Администрации г. о. Самара, Департаменту управления имуществом г. о. Самара о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Тормину А. Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ М.А. Наточеева
Копия верна.
Судья.