Дело № 2а-1223/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием представителя административного ответчика МЧС России Дроздовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Думановского ОК к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании незаконным бездействия по исполнению судебного решения, обязании подготовить проект распоряжения по выдаче бланка государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Думановский О.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам: заместителю министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Барышеву П.Ф., Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству финансов Российской Федерации, в обоснование требований указав, что в результате наводнения, произошедшего в июле 2007 года на территории Зейского района Амурской области он лишился единственного жилья. Решением Зейского районного суда от <Дата обезличена>, которое было изменено апелляционным определением судебной коллегии Амурского областного суда от <Дата обезличена>, за ним было признано право на получение жилищного сертификата, из расчета не менее 18 кв.м. Постановлением губернатора Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> он был включён в список граждан, пострадавших в результате ЧС. <Дата обезличена> губернатор Амурской обратился с письмом в Правительство РФ с просьбой о выдаче государственного жилищного сертификата Думановскому О.К., однако до настоящего времени ГЖС ему не выдан. Также ему стало известно о том, что документы, подтверждающие наличие у него права на получение ГЖС несколько раз возвращались в Правительство Амурской области. Минфином России также была высказана отрицательная позиция о возможности принятия положительного решения о выдаче Правительству Амурской области бланка ГЖС. Письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, подписанным заместителем министра МЧС Барышевым П.Ф. приведены причины возврата списка, в который включен он, а именно: необходимо включить Думановского О.К. в новый список; присутствуют разночтения в указании адреса утраченного жилого помещения: <адрес> и пер. Портовый; список не утвержден губернатором области, должностными лицами, согласовавшими список, не указаны даты согласовании списка. Список от органов миграционного контроля подписан должностными лицами, полномочия по утверждению списка возникли в 2017 году. В 2015 году полномочиями по утверждению Списка обладали должностные лица управления Федеральной миграционной службы; отсутствием поручения Правительства РФ о рассмотрении вопроса о выдаче Правительству Амурской области бланка ГЖС; не представлением согласованного Минстроем России реестра жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания»; непредставлением положительных судебных решений, вступивших в законную силу и перечисляющих действия, обязательных к выполнению МЧС России и Минфином России, Правительством Амурской области с целью получения ГЖС для Думановского О.К. Считает, что отказ МЧС России вынесен с нарушением норм действующего законодательства, Порядок не устанавливает необходимость наличия поручения Правительства РФ для рассмотрения МЧС России представленных Правительством Амурской области обосновывающих документов. Поручение Правительства Российской Федерации было, что подтверждается письмом директора Административного департамента Правительства Российской Федерации С.Проценко от 03.02.2015 года № П4-4803. Указанное поручение не исполнено до сих пор. В пункте 6 Порядка определено, что Правительство Амурской области должно представить в МЧС России только Список, в связи с этим считает, что требования МЧС России о представлении дополнительного пакета документов не основано на нормах права. Правительством РФ ранее уже принимались решения о выдаче ГЖС гражданам, пострадавшим в чрезвычайной ситуации в г. Зея и с. Овсянка Зейского района, было выдано Правительству Амурской области 144 ГЖС по наводнению, произошедшему в июле 2007 г. Комплект обосновывающих документов, ранее уже рассматривался МЧС России, министерством финансов РФ при выдаче сертификатов, в связи с этим, считает, что требование о предоставлении Правительством Амурской области повторно уже представленного пакета документа не основано на нормах права и создает предпосылки для нарушения его права на получение ГЖС. Неоднократные возвраты представленного Правительством Амурской области Списка расцениваются им как оспаривание МЧС России установленного судом его права на получение бланка ГЖС и отказ от установленного законодательством принципа обязательности вступивших в силу определений суда.
Просит признать незаконными действия заместителя министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Барышева П.Ф. по отказу в исполнении судебного решения, которым было признано право Думановского О.К. на получение государственного жилищного сертификата; признать незаконным письмо от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, подписанное заместителем министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Барышевым П.Ф., обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подготовить проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче Министерством финансов Российской Федерации Правительству Амурской области бланка государственно жилищного сертификата для предоставления его гражданину, лишившемуся жилья в результате наводнения, произошедшего в июле 2007 года на территории г. Зея и с. Овсянка Зейского района Амурской области, согласовать его с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представить на рассмотрение Правительства Российской Федерации; обязать Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденным постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, выдать Думановскому О.К. бланк государственного жилищного сертификата.
Заявлением от <Дата обезличена> административный истец уточнил исковые требования, просит признать незаконным бездействие МЧС России, выразившееся в не подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче министерством финансов Российской Федерации Правительству Амурской области бланка государственного жилищного сертификата для предоставления его Думановскому О.К., возложить на МЧС России обязанность подготовить по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект распоряжения Правительства Российской Федерации о выдаче министерством финансов Российской Федерации Правительству Амурской области бланка государственного жилищного сертификата для предоставления его Думановскому О.К.
Определением от <Дата обезличена> производство по делу прекращено в части требований административного истца к административному ответчику заместителю министра МЧС России Барышеву П.Ф. о признании незаконными действий по отказу в исполнении судебного решения, которым было признано право Думановского О.К. на получение государственного жилищного сертификата; письма от <Дата обезличена> <Номер обезличен>; к административному ответчику Министерству финансов РФ о возложении обязанности выдать Думановскому О.К. бланк государственного жилищного сертификата.
В судебное заседание административный истец Думановский О.К. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, на уточненных административных исковых требованиях настаивает.
Представитель административного ответчика МЧС России Дроздова Е.В. с иском не согласна, суду пояснила, что со стороны МЧС России нельзя усматривать бездействие, так как документы возвращены в Правительство Амурской области не в связи с отказов в выдаче ГЖС, а с целью доработки представленных сведений. МЧС России порекомендовало Правительству Амурской области устранить технические ошибки, допущенные при составлении Списка, поскольку был неточно указан адрес лица, имеющего право на получение ГЖС. При устранении указанных нарушений МЧС России в установленный законом срок исполнит возложенные обязательства. Факт направления информационного письма от МЧС России в Правительство Амурской области не может являться нарушением прав административного истца. Думановский О.К. в МЧС России с каким-либо просьбами, требованиями не обращался.
Представители заинтересованных лиц Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Амурской области, Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В отзыве на иск представитель Министерства финансов РФ указал, что согласно п. 2 Порядка и условий выдачи ГЖС органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом ГЖС либо уполномоченным им органом субъекта РФ составляются списки пострадавших граждан РФ, имеющих право на получение этого сертификата. Для включения в списки эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче ГЖС, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п. 3 Порядка). Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта РФ, являются основанием для получения ГЖС у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта РФ. Постановлением Правительства РФ от 9.10.1995 года № 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В соответствии с пунктами 4,5 Порядка эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов РФ. Выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства РФ и данных МЧС России и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе. В пункте 6 Порядка указано, что выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на получение ГЖС. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, утверждающие список, несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в списке. Таким образом, указанными нормативными актами, была подробно регламентирована правоприменительная процедура реализации права граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. Неоднократное возвращение МЧС России Списка и комплекта обосновывающих документов, обусловлено рядом нарушений, которые исключают возможность принятия положительного решения о выдаче Правительству Амурской области бланка ГЖС.
Из отзывов на иск Правительства Амурской области и Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области следует, что в июле 2007 года на территории города Зеи и села Овсянка Зейского района Амурской области возникла чрезвычайная ситуация - наводнение. В порядке, определенном нормативными правовыми акта РФ, Правительство Амурской области обратилось в Правительство РФ, заинтересованные федеральные исполнительные органы государственной власти с просьбой о выдаче Правительству Амурской области 141 ГЖС для последующего вручения гражданам, пострадавшим в результате ЧС. На основании поручения от <Дата обезличена> №СН-П4-4330 МЧС России, иными заинтересованными федеральными исполнительными органами государственной власти был рассмотрен представленный Правительством Амурской области пакет обосновывающих документов, в том числе Реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания. Правительством РФ <Дата обезличена> принято распоряжение <Номер обезличен>-р, предусматривающее выдачу Правительству Амурской области 141 ГЖС, в том числе, Думановскому К.Н., отцу административного истца, проживающему по адресу: <адрес>, из расчета 54 кв. м. с составом семьи 3 человека. В связи с тем, что Думановский О.К. на день ЧС временно не проживал в утраченном жилом помещении, он не был включен в Список, а, следовательно, жилое помещение Думановским К.Н. было приобретено без учета общей площади, необходимой для проживания Думановского О.К. Думановский О.К. обратился в Зейский районный суд с исковым заявлением о признании права на получение ГЖС только в 2014 году. Вступившим в законную силу решением Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена>, измененным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда <Дата обезличена>, за Думановским О.К. признано право на получение ГЖС из расчета 18 кв. м. общей площади, а на Правительство Амурской области возложена обязанность включить Думановского О.К. в Список и направить его в МЧС России для подготовки проекта распоряжения Правительства РФ. Согласно постановлению <Номер обезличен>, Порядку выпуска ГЖС, Порядку реализация гражданином РФ права на получение ГЖС носит заявительный характер. Во исполнение судебных актов, а также законодательства РФ Правительством Амурской области приняты исчерпывающие меры, направленные на реализацию права административного истца на получение ГЖС: постановлением губернатора Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Думановский О.К. был включен в уточненный поименный список граждан, лишившихся жилья в результате ЧС, для получения ГЖС, утверждённый постановлением губернатора Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>; <Дата обезличена> Список, иные обосновывающие документы для получения бланка ГЖС Думановским О.К. губернатором Амурской области были направлены в Правительство Российской Федерации, МЧС России. Письмом Аппарата Правительства РФ от <Дата обезличена> № П4-4803 МЧС России, иным органам государственной власти было поручено рассмотреть вопрос о выдаче Правительству Амурской области бланка ГЖС. <Дата обезличена> пакет документов был возвращен в Правительство Амурской области. Возвращая документы для получения Думановским О.К. ГЖС, МЧС России руководствуется постановлением Правительства РФ от<Дата обезличена> <Номер обезличен> «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями». Ссылка МЧС России на указанное постановление Правительства РФ, которым внесены изменения в постановление Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, несостоятельна, поскольку данный нормативный акт введен в действие с <Дата обезличена>, то есть после вступления в законную силу решения суда, принятия постановления губернатора Амурской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и направления Списков в Правительство РФ, МЧС России (<Дата обезличена>). Требования МЧС России о предоставлении иных документов для реализации права Думановского О.К. на получение ГЖС противоречат постановлению <Номер обезличен>, Порядку выпуска ГЖС, Порядку, решению суда. Согласно данным правовым актам для реализации права Думановского О.К. на получение ГЖС исполнительный орган субъекта РФ обязан представить только Список, что было сделано в установленном законом порядке. Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, исходя из необходимости создания условий для реализации права Думановского О.К. на получение ГЖС по собственной инициативе 4 раза в апреле, мае, декабре 2017 года, июне 2018 года, представляло пакет документов в МЧС России с мотивированным обоснованием позиции о незаконности возврата документов, однако все документы были возвращены Правительству Амурской области. В письмах от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен> МЧС России сообщено о готовности вернуться к рассмотрению вопроса выдачи Правительству Амурской области ГЖС при наличии положительных судебных решений, вступивших в законную силу, перечисляющих действия, обязательные к выполнению МЧС России, Минфином России, Правительством Амурской области с целью получения ГЖС для его выдачи Думановскому О.К. Указали, что административным истцом не пропущен срок для обращения в суд, поскольку об отказе в выдаче ГЖС ему было сообщено министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области только в сентябре 2018 года. Обращение Думановского О.К. в суд является единственным способом для реализации его права на получение ГЖС, заявленные им требования находят обоснованными.
В силу ст.150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое административным истцом бездействие МЧС России по не подготовке проекта распоряжения Правительства РФ о выдаче Министерством финансов РФ Правительству Амурской области бланка ГЖС для предоставления его истцу, если таковое будет установлено, носит длящийся характер. Кроме того, суд учитывает, что сведения об отказе в выдаче ГЖС были сообщены административному истцу министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области только в сентябре 2018 года. Таким образом, суд находит, что трёхмесячный срок для обращения в суд административным истцом об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, соблюдён.
Согласно ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.18 Федерального закона от <Дата обезличена> №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством, субъектов Российской Федерации.
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство РФ, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, <Дата обезличена> приняло постановление <Номер обезличен> «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».
Согласно пункту 1 указанного постановления государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства РФ.
Пунктами 3, 4 и 5 постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.
Во исполнение указанного постановления <Дата обезличена> Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации <Дата обезличена> <Номер обезличен>, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).
Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Согласно п.6 Порядка (в редакции постановления от <Дата обезличена> <Номер обезличен>) выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Из материалов дела следует, что решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> за Думановским О.К. признано право на получение государственного жилищного сертификата, как гражданина г.Зеи Амурской области, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, из расчета 33 кв.м. общей площади. Суд обязал Правительство Амурской области включить Думановского О.К. в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в связи с наводнением, произошедшим на территории Амурской области в июле 2007 года, и направить указанный список в министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для подготовки проекта решения правительства Российской Федерации о выдаче правительству Амурской области бланка сертификата
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от <Дата обезличена> решение Зейского районного суда от <Дата обезличена> изменено в части общей площади жилого помещения, за Думановским О.К. признано право на получение государственного жилищного сертификата, как гражданина г.Зеи Амурской области, лишившегося жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, из расчета не менее 18 кв. метров общей площади. В остальной части решение оставлено без изменения.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда постановлением губернатора Амурской области <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Думановский О.К. был включен в уточненный поименный список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Амурской области в июле 2007 года, для получения государственных жилищных сертификатов.
<Дата обезличена> губернатор Амурской области обратился в Правительство РФ по вопросу выделения в 2015 году государственного жилищного сертификата для предоставления его Думановскому О.К. в целях исполнения решения Зейского районного суда от <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> Правительством РФ указанное обращение губернатора Амурской области направлено в МЧС России, Министерство финансов РФ, Министерство строительства и ЖКХ РФ для рассмотрения в установленном порядке в рамках исполнения поручения Правительства РФ от <Дата обезличена> №СН-П4-4330.
<Дата обезличена> письмом <Номер обезличен>-329 Правительство Амурской области направило министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выделения в 2015 году Правительству Амурской области государственного жилищного сертификата для предоставления его Думановскому О.К.
<Дата обезличена> году указанные документы были возвращены в Правительство Амурской области на доработку без согласования. Возвращая документы, МЧС России указало, что отсутствует реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания; решения местных органов самоуправления и Правительства Амурской области о выводе домов, пострадавших в результате ЧС, из жилого фонда. Кроме того, постановлением губернатора Амурской области были внесены изменения в п. 17 поименного списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, несмотря на то, что по данному списку все граждане уже получили ГЖС, и данный список не полежит изменению. Необходимо подготовить новый отдельный список граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на Думановского О.К., утвердив его отдельным постановлениям губернатора Амурской области. Также не представлены документы, обосновывающие наличие неверного адреса регистрации Думановского О.К. (написано улица, хотя верным считается переулок).
Суд находит, что у МЧС России не имелось оснований для возврата в Правительство Амурской области документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выделении ГЖС для предоставления его Думановскому О.К. Так, реестр жилых домов, признанных непригодными для проживания, был утвержден постановлением губернатора Амурской области от <Дата обезличена> N 556, который, как и постановление администрации г. Зеи, акт обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, имелись в распоряжении МЧС России, поскольку родители и сестра административного истца, проживавшие в данном жилом помещении, были включены в список граждан лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в 2007 году. Поручение Правительства РФ, во исполнение которого необходимо было рассмотреть представленные документы, имелось. Требование об утверждении нового отдельного списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС, на Думановского О.К. противоречит действующему на момент рассмотрения документов законодательству. Сведения о правильном указании места регистрации Думановского О.К. (улица или переулок) также имелись в МЧС России на момент рассмотрения документов.
Вступившим в законную силу решением Зейского районного суда от <Дата обезличена> на Правительство Амурской области была возложена обязанность включить Думановского О.К. в список граждан, имеющих право на получение ГЖС в связи с наводнением, произошедшим на территории Амурской области в июле 2007 года, и направить указанный список в МЧС России.
Решение суда было исполнено Правительством Амурской области в полном объеме.
Несмотря на достаточность в МЧС России еще в 2015 году необходимых документов для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче министерством финансов РФ Правительству Амурской области ГЖС для предоставления его Думановскому О.К., на протяжении четырех лет Правительство Амурской области вело переписку с МЧС России, неоднократно направляя пакет документов для решения данного вопроса (<Дата обезличена>, <Дата обезличена>, <Дата обезличена>), однако все документы возвращались в Правительство Амурской области.
Возвращая документы <Дата обезличена> письмом <Номер обезличен>, МЧС России указало, что готово вернуться к рассмотрению данного вопроса после представления: вновь подготовленного списка, утвержденного постановлением губернатора Амурской области, согласованного с Минстроем России реестра жилых домов, признанных непригодными для проживания и положительного судебного решения, перечисляющего действия, обязательные к выполнению МЧС России, Минфином России и Правительство Амурской области.
В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Решение Зейского районного суда Амурской области от <Дата обезличена> вступило в законную силу <Дата обезличена> и подлежит исполнению, документы, необходимые для рассмотрения вопроса о выделения ГЖС для предоставления его Думановскому О.К. были направлены Правительством Амурской области в МЧС России, следовательно, препятствий для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланка ГЖС для предоставление его Думановскому О.К. имеется.
Таким образом, бездействие МЧС России выражается в не подготовке проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче Правительству Амурской области на основании уточненного списка пострадавших граждан, имеющих право на получение сертификата, бланка сертификатов для последующей его выдачи Думановскому О.К., несмотря на то, что данная обязанность прямо возложена действующим законодательством на МЧС России, а именно, п. 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Отсутствие указанного проекта решения создает препятствия к осуществлению административным истцом установленного судом права, поэтому является незаконным и необоснованным. Следовательно, МЧС России обязано устранить препятствие к осуществлению административным истцом Думановским О.К. его права на получение государственного жилищного сертификата.
Кодексом административного судопроизводства РФ (п.11 ст. 226) распределены обязанности по доказыванию по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возникающим из публичных правоотношений. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена на орган, организацию и лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Доказательств законности своего бездействия, то есть неисполнения п. 6 вышеуказанного Порядка, МЧС России не представило.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований административного истца, и считает, что его заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Допущенные нарушения прав административного истца Думановского О.К. могут быть устранены путем возложения на административного ответчика обязанности подготовить по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект решения Правительства РФ о выдаче министерством финансов РФ Правительству Амурской области бланка ГЖС для предоставления его Думановскому О.К.
При решении вопроса об установлении срока, необходимого для восстановления нарушенного права, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что все необходимые для выдачи государственного жилищного сертификата документы Правительством Амурской области были направлены в МЧС России <Дата обезличена>, таким образом, МЧС России бездействует на протяжении длительного времени. С учётом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения прав административного истца, суд считает необходимым установить срок для устранения нарушений - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Думановского ОК удовлетворить.
Признать бездействие министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выразившееся в не подготовке проекта решения Правительства Российской Федерации о выдаче Министерством финансов Российской Федерации Правительству <адрес> бланка государственного жилищного сертификата для предоставления его Думановскому ОК, незаконным.
Обязать министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение месяца со дня вступления решения в законную силу подготовить по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект решения Правительства Российской Федерации о выдаче министерством финансов Российской Федерации Правительству Амурской области бланка государственного жилищного сертификата для предоставления его Думановскому ОК.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено 30 ноября 2018 года.
Судья