Гражданское дело 2-1169/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 26 апреля 2016 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Ледяйкиной О.П.,
с участием секретаря судебного заседания – Яшковой А.В.,
с участием в деле:
истца – Антипова А. А., его представителя Долговой С. М., действующей на основании ордера и доверенности,
ответчика – Администрации городского округа Саранск, его представителя Стансковой Е. В., действующей на основании доверенности № 40/23 от 31 декабря 2014 года,
третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Правительство Республики Мордовия, его представителя Кочеткова В. В., действующего на основании доверенности, Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия, его представителя Самылкиной Л. Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антипова А. А. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения Администрации го Саранск, выраженное в письме от 24 августа 2015 года об отказе обеспечить Антипова А. А. жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании Антипова А. А. гражданином, имеющим право на улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих», включении в списки подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федерального законодательством в рамках целевой программы «Жилище на 2015-202 годы», утвержденного постановлением Правительства от 17 декабря 2010 года № 1050,
установил:
Антипов А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск (далее по тексту – Администрации го Саранск) с учетом уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований о признании незаконным решения Администрации го Саранск, выраженное в письме от 24 августа 2015 года об отказе обеспечить Антипова А. А. жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании Антипова А. А. гражданином, имеющим право на улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих», включении в списки подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федерального законодательством в рамках целевой программы «Жилище на 2015-202 годы», утвержденного постановлением Правительства от 17 декабря 2010 года № 1050.
В обоснование своих исковых требований Антипов А.А. указал, что 29 января 2015 года он обратился в Администрацию го Саранск с заявлением о включении в списки очередников – граждан, уволенных с военной службы и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства с 25 февраля 2004 года.
24 августа 2015 года Администрация го Саранск письмом отказала в обеспечении его жилым помещением за счет средств федерального бюджета по тем основаниям, что он принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях 25 февраля 2004 года в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР.
Данный отказ он считает незаконным и необоснованным по тем основаниям, что он проходил службу в органах внутренних дел с 1 ноября 1993 года по 1 января 2002 года, в ГПС МЧС России по Республике Мордовия с 1 октября 2002 года по 24 мая 2010 года.
Уволен он по пункту «ж» статьи 58 (по болезни) Положения о службе в ОВД Российской Федерации.
Общая продолжительность военной службы по состоянию на 24 мая 2010 года в календарном исчислении составила 18 лет 07 месяцев 16 дней, из которых 10 лет 4 месяца на должностях, финансируемых из федерального бюджета.
Он принят на учет нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным на то органом.
Тот факт, что органы местного самоуправления не осуществляют отдельный учет граждан, уволенных с военной службы по основаниям, указанным в статье 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» не может умалять права гражданина на обеспечение его жилым помещением.
Кроме того, как следует из заявления Антипова А.А., он обратился в Администрацию го Саранск именно по вопросу включения его в списки очередников – граждан, уволенных с военной службы и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылаясь на положения абзаца шестого подпункта «а» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года, пункта 2.1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», постановления Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 года, просил суд признать незаконным решение Администрации го Саранска, выраженное в письме от 24 августа 2015 года об отказе обеспечить его жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Признать его гражданином, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Включить его в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
В судебное заседание истец Антипов А.А. не явился по неизвестной суду причине, о дне и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом по месту регистрации и по указанному им адресу для получения корреспонденции.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося истца Антипова А.А.
Представитель истца Долгова С.М. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации го Саранск Станскова Е.В. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по тем основаниям, что на момент постановки на учет - 29 января 2004 года, Антипов А.А. работал. Вставал он на учет по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РСФСР. В соответствии пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации №1054 от 6 сентября 1998 года основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел. Согласно пункту 9 указанного постановления военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. На основании рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Такого ходатайства в органы местного самоуправления представлено не было. На основании изложенного, просила суд отказать Антипову А.А. в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Правительства Республики Мордовия Кочетков В.В. возражал против удовлетворения исковых требований Антипова А.А. по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду пояснил, что истец принят на учет в качестве нуждающегося до 1 января 2005 года на общих основаниях, а не как военнослужащий. На тот период времени принятие военнослужащих на учет как нуждающихся в жилых помещениях регулировалось Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054. Сведений о том, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее истец обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо, обладающее специальным статусом, в суде не представлено. На момент постановки его на учет в Администрацию го Саранск истец не являлся военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий или гражданином, уволенным с военной службы. Таким образом, истец не может быть включен в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050. Просил суд отказать Антипову А.А. в удовлетворении его исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства строительства и архитектуры Республики Мордовия (Далее по тексту – Минстрой Республики Мордовия) Самылкина Л.Б. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду пояснила, что для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 6 сентября 1998 года, требовалось, чтобы гражданин соответствовал условиям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 6 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации. Учитывая, что Антипов А.А. поставлен на муниципальный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях в соответствии с нормами Жилищного кодекса РСФСР, то оснований для включения Антипова А.А. в 2015 году в списки очередников-граждан, уволенных с военной службы и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет не имеется.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Антипова А.А. подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы.
Основными целями Программы являются, в том числе выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.
В рамках указанной Программы разработана Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»
Участниками подпрограммы являются:
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций.
Участие в указанной подпрограмме добровольное.
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством:
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, полномочия Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями которых Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – Закон О статусе военнослужащих) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
При этом в соответствии с абзацем 12 части 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих (действовавшем на момент увольнения Антипова А.А. со службы) порядок признания военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации данных положений Закона о статусе военнослужащих Правительством Российской Федерации принято постановление от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», согласно пункту 6 которого нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом, в соответствии с пунктами 7 и 9 указанного Постановления Правительства Российской Федерации основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Из материалов учетного дела Антипова А.А., представленного суду Администрацией го Саранск, следует, что в период с 1 ноября 1993 года по 24 мая 2010 года истец Антипов А.А. проходил военную службу.
29 января 2004 года Антипов А.А. обратился к Главе Ленинского района г. Саранска ФИО1 с заявлением о принятии его на учет для получения жилплощади в связи с отсутствием социальных норм жилья.
Постановлением Администрации Ленинского района г. Саранска № 202рт от 25 февраля 2004 года Антипов А.А. включен в списки очереди на улучшение жилищных условий.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Республике Мордовия по личному составу № 71-НС от 24 мая 2010 года истец уволен с военной службы по пункту «ж» части первой статьи 58 (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 07 месяцев 16 дней, в льготном исчислении – не имеется.
Письмом № ПР-7520 от 24 августа 2015 года Администрация го Саранск отказала Антипову А.А. в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов учетного дела Антипова А.А. в год увольнения и после увольнения с военной службы какой-либо населенный пункт Российской Федерации в качестве постоянного места жительства не определял, на имя начальника ГУ МЧС России по Республике Мордовия рапорт с просьбой ходатайствовать перед органом местного самоуправления по месту постоянного жительства о постановке на учет для получения жилого помещения или для улучшения жилищных условий, как увольняемый военнослужащий не подавал, также не представлял и документы, необходимые для решения данного вопроса.
Истец просит признать его гражданином, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Закона Российской Федерации о статусе военнослужащих.
Вместе с тем, указанный пункт добавлен в статью 15 указанного Закона Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», то есть на момент введения в действие данной нормы Закона истец Антипов А.А. должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № от 6 сентября 1998 года 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».
В целях единообразного применения законодательства издан Федеральный закон № 360 от 24 ноября 2014 года «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», в котором конкретизированы правовые основания принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы (службы), и совместно проживающих с ними членов их семей, при определении их права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2014 года №360 порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Закона о статусе военнослужащих, распространяются на следующие обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, с учетом новой редакции Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342 (в редакции от 24 ноября 2014 года) право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета распространяется только на тех граждан, которые уволены со службы из органов внутренних дел, Противопожарной службы МЧС России и органов уголовно-исполнительной системы, и которые состоят на льготном муниципальном учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, а именно, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года № 1054.
Истцом, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено доказательств того, что он состоял в Администрации го Саранск Республики Мордовия в очереди на получение жилого помещения в качестве военнослужащего, нуждающегося в жилом помещении.
Кроме того, истец не представил суду доказательств того, что до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее он обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к руководству ГУ МЧС России по Республике Мордовия либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий именно как военнослужащий.
Не представлено истцом и доказательств того, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы признавался нуждающимся в получении жилого помещения, либо что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что оснований для признания истца Антипова А.А. имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Закона Российской Федерации о статусе военнослужащих не имеется.
Поскольку не имеется оснований для признания Антипова А.А. имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Закона Российской Федерации о статусе военнослужащих, не имеется оснований и для включения его в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку в указанную подпрограмму включаются граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания незаконным решения Администрации го Саранск, выраженного в письме № ПР-7520 от 24 августа 2015 года об отказе обеспечить истца жилым помещением за счет средств федерального бюджета, также не имеется.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Антипова А. А. к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения Администрации го Саранск, выраженное в письме от 24 августа 2015 года об отказе обеспечить Антипова А. А. жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признании Антипова А. А. гражданином, имеющим право на улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих», включении в списки подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федерального законодательством в рамках целевой программы «Жилище на 2015-202 годы, утвержденного постановлением Правительства от 17 декабря 2010 года № 1050, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Ледяйкина
Справка. Решение суда в окончательной форме составлено 4 мая 2016 года.
Судья О.П. Ледяйкина